+29
Сохранить Сохранено 7
×

Брандеры, камикадзе, кайтены: как тактика прошлого становится современной войной дронов


Брандеры, камикадзе, кайтены: как тактика прошлого становится современной войной дронов

Слово «дрон» (от английского drone — трутень) вошло в наш язык сравнительно недавно, причём, как видно, без смысла. По словарю «быть трутнем» — жить за чужой счёт, бездельничать. Куда более известны после морских сражений на Тихом океане японские камикадзе (лётчики-смертники), кайтены (человекоторпеды) и катера «Синъе», начиненные взрывчаткой.

Первое переводится как «божественный ветер» — название тайфуна, который дважды уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии в 1274 году. Второе означает «изменяющие судьбу», а третье — «сотрясение океана». Хоть по смыслу понятно, что тем самым японцы надеялись расправиться с американским флотом. А как тогда «дрон-камикадзе» — «трутень-смертник»?

Впрочем, не до шуток. Летающие и водоплавающие трутни в Севастополе, подводные лисы на «Северном потоке». Что дальше? Война дронов только становится реальностью или уже стала? Официальные источники воздерживаются от комментариев по поводу того, чем именно были атакованы с воздуха объекты в Севастополе. Существует только обобщённая информация: «В атаке были задействованы девять беспилотных летательных аппаратов и семь автономных морских беспилотных аппаратов». Попробуем разобраться.

Трутень-камикадзе, или Летающий боеприпас

Поиск возможных вариантов привёл в классификатор Международной ассоциации по беспилотным системам (Association for Unmanned Vehicle Systems International), в котором указывается на группу специальных БПЛА, оснащенных боевой частью летального действия (class Lethal) с дальностью полёта до 300 километров на высоте 4000 метров продолжительностью три-четыре часа. Обладая относительно низкой стоимостью, они совмещают в себе функции разведывательного БПЛА и самонаводящейся бомбы или ракеты. Одновременная атака таких БПЛА на Севастополь навела на мысль о состоявшемся практическом применении технологии роя (Low Cost WAV Swarming Technology, LOCUST), которая представляет серьёзную угрозу за счёт возможности нанесения массированного удара с разных направлений по объектам поражения, что чревато перегрузкой системы ПВО и пропуском воздушных целей. Известно, например, что в США проводились опыты по запуску 1000 малых БПЛА с самолёта С-130. Дёшево и сердито…

Нашлось интересное совпадение: по информации интернет-канала «ИнВоен info», именно девять (как в Севастополе) аппаратов модели Coyote компании Raytheon (США) в 2016 году после последовательного запуска выполнили плановую автономную разведывательную миссию, в ходе которой координировали между собой направление полёта, построение боевого порядка и дистанцию. А по сведениям портала PENTAGONUS, 1 марта 2021 года Управление военно-морских исследований (ONR) заключило контракт с этой же компанией на сумму около 33 миллионов долларов для создания барражирующего боеприпаса Coyote Block 3 (CB3) Autonomous Strike в интересах ВМС и Корпуса морской пехоты США. Его применение предусматривается практически с любого носителя.

 

Известно, что система управления и старта Coyote Block 1 способна осуществлять запуск до 30 таких аппаратов в течении 40 секунд. БПЛА имеет 0,9 метра в длину и весит девять килограмм. Установка малых зарядов позволяет применять их для поражения бортового вооружения кораблей и катеров. Время и дальность полёта составляют около двух часов и 110 морских миль (203 километра), что недостаточно для их применения из района Одессы, но вполне возможно с судов из района зернового коридора (сектор IV) и летательных аппаратов «неизвестной принадлежности» из секторов II и III. Сведения о Coyote Block 3 не публикуются, но, скорее всего, он имеет более высокие характеристики по дальности полёта. По этой причине объявленный запрет на проход загруженных за пределами России судов через Керченский пролив в Азовское море не только значительно уменьшит их трафик, но будет полезен и для обеспечения безопасности по этой части (сектор I).

 

Анализ возможного наличия других барражирующих боеприпасов в ВСУ, например Switchblade-300 или Switchblade-600, показывает, что они не имеют таких характеристик по дальности и продолжительности полёта. Так что предложенная версия, с учётом морских корней, имеет право на жизнь.

Для ВМФ России технология роя новшеством не является и конструктивно внедрялась в комплексы противокорабельных крылатых ракет. Из публикации Сергея Юферева в журнале «Военное обозрение» от 12 ноября 2019 года известно, что учёными ВУНЦ ВВС им. Жуковского уже разработана отечественная система управления малыми БПЛА «Стая-93» для нанесения массированного удара. В основе системы самоорганизующийся рой БПЛА «СОМ-93», каждый из которых может нести до 2,5 килограмм боевой нагрузки. Ведутся аналогичные разработки и для борьбы с роями противника.

Если ещё совсем недавно теория и тактика роя ударных БПЛА представлялись в качестве войн будущего, то сегодня они стали реальностью и впервые были применены против кораблей Черноморского флота. Атака была удачно отражена, и её авторство, на мой взгляд, очевидно.

Fire ship, изменяющий судьбу, и морские лисы 

Про японские кайтены уже говорилось. Но во флотской среде не менее известно и понятие «брандер» (от немецкого Brander — корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов). По-английски fire ship, по-испански brulote, но суть одна. Интересно, если выражение «дроны-камикадзе» в настоящее время применяется достаточно широко, то «дроны-кайтены» или «дроны-брандеры» слышать ещё не приходилось. По современной классификации человекоторпеды ближе к морскому подводному оружию, а при замене пилота торпеды системой управления, да ещё и с искусственным интеллектом, — к автономным или дистанционно управляемым необитаемым подводным аппаратам (НПА). Аналогично и современный брандер относится к классу безэкипажного корабля (БЭК) одноразового применения. Получается БЭК-брандер (новое название от меня), но сначала про НПА.

«Ридус» 6 октября уже писал про версии диверсий на «Северных потоках». Чуть позже появилась информация «Газпрома» о том, что 6 ноября 2015 года при плановом визуальном обследовании газопровода «Северный поток» был обнаружен натовский уничтожитель мин «Морская лиса», который лежал в пространстве между нитками, чётко под одной из них. Отмечалось, что это было «боевое взрывное устройство», потерянное кораблями НАТО в ходе учений.

 

По представленным кадрам это устройство хорошо идентифицируется с дистанционно управляемым по оптоволоконному кабелю НПА SeaFox компании ATLAS Elektronik (Бремен), занимающейся морскими разработками в интересах ВМС Германии и их продажами в другие страны. По сведениям компании-разработчика, аппарат имеет три конфигурации: одноразовый SeaFox C — для поиска и подрыва мин с помощью встроенного кумулятивного заряда; многоразовый SeaFox I — для поиска и идентификации мин, подводного мониторинга кораблей и сооружений; Cobra — с насадкой-боеприпасом на SeaFox I, которая при помощи специальных приспособлений крепится к объекту подрыва, оставляя НПА невредимым и готовым для очередных миссий. Аппарат имеет длину 1,31 метра, вес — 43 килограмма. Эксплуатационная глубина погружения — до 300 метров. Дальность миссии от судна управления — до 22 километров продолжительностью около 100 минут.

 

Видно, что в 2015 году Cobra не применялась, отличить SeaFox I от SeaFox C не представляется возможным, а строительство газопровода «Северный поток — 2» началось в 2018 году. Тем не менее вполне вероятно, что в последующем подобные аппараты применялись для мониторинга обоих «Северных потоков», возможно, и для выбора мест подрыва.

Вернёмся к морской атаке на Севастополь. Судьбу изменить не удалось, сотрясти океан тоже, но тактика брандеров, начинённых взрывчаткой, в современном исполнении очевидна. Из истории войн известно, что в 1588 году с их применением удалось разгромить испанскую Армаду, после чего брандеры стали неотъемлемой частью флота Великобритании. Эта тактика с успехом применялась флотом России в Чесменском сражении, итальянцами — против британского тяжелого крейсера «Йорк» в 1941 году, британцами — для уничтожения крупнейшего дока «Луи Жубер Лок» в Сен-Назере в 1942 году (немцы планировали ремонтировать в нём линкор «Тирпитц»), израильтянами — при потоплении сторожевого корабля «Эмир Фарук» и минного тральщика в 1948 году и даже террористами против американского эсминца «Коул» в 2000-м.

Как утверждает еженедельник «Звезда», обнаруженные 21 сентября и 29 октября БЭК конструктивно похожи на разработку переносных тактических автономных систем (MANTAS) T-12 компании Maritime Tactical Systems (MARTAC) во Флориде. По информации на сайте компании, а также британского сайта janes.com, в феврале 2020 года Министерство обороны Великобритании заключило с MARTAC контракт на сумму 1,8 миллиона фунтов стерлингов (2,4 миллиона долларов США) для поставки пяти T-12 Королевскому командованию ВМС для дальнейших экспериментов. Ход экспериментов неизвестен, но сходство корпуса очевидно.

 

В рекламном описании указывается, что компания запатентовала уникальный класс беспилотных судов с надёжной системой командования и управления TASKER. MANTAS обеспечивает покрытие открытых океанских и прибрежных водных путей с расширенными возможностями. Линейка беспилотных судов компании может варьироваться от 2,5 футов (0,76 метра) до 50 футов (15,24 метра) и способна развивать скорость до 34 узлов. Вполне вероятно, что и дальность хода обеспечивает их применение из района Одессы.

 

В то же время на просторах интернета появился ролик вице-премьера Украины М. Федорова с демонстрацией производства БЭК-брандеров, атаковавших корабли Черноморского флота, на их предприятии в качестве «уникальной и засекреченной украинской разработки».

Результат авторской экспертизы видеоролика

Результат авторской экспертизы видеоролика.

При его тщательном анализе на 17-й и 24-й секундах можно увидеть двигатель австрийской компании BRP-Rotax GmbH & Co KG, принадлежащей канадской компании Bombardier Recreational Products под протекторатом британской короны, и, вероятно, переключатель режима работы в положении LOS. Техническая аббревиатура LOS может означать: линия визирования (line of sight), местный пост управления (local operating station), выходной сигнал контура (loop output signal) и так далее. Это подтверждает тот факт, что данные БЭК-брандеры, а точнее БЭК-бандеры, «родились» на Украине от радужной «сладкой парочки» US/UK.

Мне могут возразить, мол, Украина обладает научным и производственным потенциалом, они вправе использовать импортные комплектующие и так далее. Действительно, самопальная сварка корпуса в обшарпанном помещении (это тоже видно на кадрах) впечатляет. Соглашусь и с тем, что силовой агрегат от «Запорожца» не подойдёт. Однако, господа, можно ведь было сделать шильдики, переключатели режимов и интерфейс системы управления с жёлто-блакитной наклейкой на родном языке и без Фаренгейта, но с Цельсием?

Сбивать всё, что летит, и топить всё, что шевелится

Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины обнажила новые реальности современной войны, в том числе и на море. Если раньше мы только теоретически прикасались к новым технологиям вооружённой борьбы, обсуждая бесконтактные войны и войны будущего, то нынешнему поколению пришлось столкнуться с ними в реальных боях. 

По сообщению Минобороны России, в результате атаки на Севастопольскую бухту были уничтожены все воздушные и морские цели противника. Незначительные повреждения получили морской тральщик «Иван Голубец» и боносетевое заграждение бухты Южная. Всё остальное — не более чем домыслы или происки ЦИПсО. ВСУ не отказалось бы от показа своих достижений, как они это сделали с неудачным роликом, засветившим прямое участие в попытке совершения диверсии их покровителей.

Срыв атаки свидетельствует о том, что все виды обороны Главной военно-морской базы Черноморского флота отработали штатно. Боносетевое заграждение выполнило свою задачу, именно для этого оно и предназначено. А вообще, надо отметить, что в Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова, которую мне довелось окончить в 1995 году с дипломом с отличием, учат не зря. Курс теоретических и практических занятий по теме «Оборона военно-морской базы» помню до сих пор!

Но это только начало, что же делать? Почему бы не перенять тактику врага, применявшуюся в Фолклендском кризисе 1982 года? Объявить в акватории Чёрного моря вокруг Крыма, как они: «A 200 mile Exclusion was announced around the islands. Any ships or planes found to be in this area were regarded as 'fair game' by the British» (но поменьше в направлении Турции), в которой сбивать всё, что летит, и топить всё, что шевелится.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)