+32
Сохранить Сохранено 7
×

Богатство Ближнего Востока потекло в Китай из-за ослабления связей с США


Богатство Ближнего Востока потекло в Китай из-за ослабления связей с США

Богатые нефтью монархии Персидского залива используют свое богатство для углубления связей с Китаем, поскольку перспективы их давнего партнерства в сфере безопасности с США вызывают все больше опасений.

Спустя семь месяцев после первого саммита Китая и стран Персидского залива в Эр-Рияде с участием Си Цзиньпина экономические обмены между второй по величине экономикой мира и Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами ускорились, выйдя далеко за рамки закупок сырой нефти, в которых Пекин доминировал годами.

По данным Bloomberg, за год стоимость приобретений и инвестиций компаний Персидского залива в Китае выросла более чем на 1000%, до 5,3 миллиарда долларов. Этот год может стать самым загруженным по количеству таких сделок.

Суверенный фонд Абу-Даби Mubadala Investment Co. стоимостью 280 миллиардов долларов наращивает операции в Китае в поисках новых возможностей для инвестиций. В Дубае число китайских компаний, открывающих свои предприятия в зоне, свободной от сырьевых товаров, выросло на 24%.

Официальные лица в Эр-Рияде называют Китай незаменимым партнером для «Видения-2030» — плана экономических и социальных преобразований наследного принца Мухаммеда бен Салмана стоимостью в несколько триллионов долларов. Ряд китайских фирм выиграли контракты на строительство футуристического города NEOM.

Это углубление отношений касается не только экономики. Посредничество Китая в переговорах между Ираном и Саудовской Аравией привело к знаменательному соглашению, восстанавливающему дипломатические связи между главными соперниками ближневосточного региона, которое было подписано в Пекине в марте этого года.

Кое-кто в Вашингтоне уже высказывает опасения, что растущее влияние Китая на Ближнем Востоке может в долгосрочной перспективе бросить вызов американским интересам. Хотя США остаются доминирующим военным партнером стран Персидского залива, глава Центрального командования США генерал Майкл Э. Курилла в недавнем выступлении в Конгрессе предупредил об усилиях Китая подорвать эти связи, указав на скачок в торговых и военных продажах Пекина в регионе.

Недовольство американским «зонтиком безопасности» назревало на Ближнем Востоке как минимум 15 лет и усугублялось тем, что страны Персидского залива считали политику США в отношении региона непредсказуемой, рассказал Bloomberg научный сотрудник Международного института стратегических исследований из Бахрейна Хасан Альхасан, который регулярно встречается с высокопоставленными должностными лицами стран Персидского залива.

«Теперь они перестраивают свою внешнюю политику в соответствии со своими экономическими целями. Они будут уделять приоритетное внимание отношениям, которые будут служить их национальному экономическому видению», — указал он.

Больше связей, хороших и разных

Официальные лица Персидского залива утверждают, что вовсе не стремятся заменить Вашингтон Пекином в качестве основного партнера, но хотят более широкого набора глобальных альянсов.

«Я думаю, что мы все способны иметь несколько партнерских отношений и множество обязательств, и США во многих случаях делают то же самое», — сказал министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан на июньской пресс-конференции с госсекретарем США Энтони Блинкеном во время его визита в Саудовскую Аравию.

Китай поддерживает такой подход. На июльской конференции в Пекинском университете Цинхуа бывший посол Китая на Ближнем Востоке Ву Сике призвал регион «стремиться к подлинной многосторонности».

«Китай и другие страны могут учиться друг у друга, поддерживать друг друга и двигаться к взаимовыгодному сотрудничеству», — сказал он.

В прошлом месяце тысячи предпринимателей и правительственных чиновников из Китая прибыли в Эр-Рияд на крупнейшую в истории арабо-китайскую деловую встречу. Правительство Саудовской Аравии заявило, что были подписаны меморандумы о взаимопонимании на сумму более десяти миллиардов долларов. Среди них сделка на 5,6 миллиарда долларов по разработке автомобилей с китайским производителем электромобилей Human Horizons.

Тем временем в Абу-Даби компания по искусственному интеллекту G42, возглавляемая советником по национальной безопасности шейхом Тахнуном бен Зайедом Аль Нахайяном, определила Китай как главный рынок для размещения капитала за границей, по словам людей, непосредственно знакомых с этим вопросом.

«Мы продолжаем искать многообещающие возможности по всей Азии, на рынках, которые соответствуют нашей долгосрочной стратегии», — сказал представитель Mubadala.

Оживление отношений

Наличие альтернативных партнеров делает страны Персидского залива менее зависимыми от США. В последние месяцы Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны ОПЕК неоднократно сопротивлялись давлению американцев, которые требовали нарастить производство нефти, чтобы сдержать инфляцию.

Вместе с тем Вашингтон прилагает собственные усилия для оживления отношений в Персидском заливе. В последние месяцы высокопоставленные официальные лица США отправились в город Джидда, чтобы встретиться с наследным принцем с целью возобновить попытку заключить мирный пакт с Израилем на основе соглашений Авраама.

Публично официальные лица США заявляют, что приветствуют китайское посредничество на Ближнем Востоке.

«Мы предельно ясно дали понять, что никого не просим выбирать между Соединенными Штатами и Китаем. Мы просто пытаемся продемонстрировать преимущества нашего партнерства и позитивной повестки дня, которую привносим в то, что пытаемся сделать», — сказал Блинкен в июне.

Торговля, прежде всего нефтью, остается ключом к отношениям между Китаем и Персидским заливом. В прошлом году двусторонние коммерческие потоки между Саудовской Аравией и Китаем выросли до 117 миллиардов долларов по сравнению с 834 миллионами долларов три десятилетия назад. По данным Bloomberg, двусторонняя торговля между ОАЭ и Китаем выросла почти в сто раз, до 107 миллиардов долларов, в 2022 году с 1,15 миллиарда долларов в 1992 году.

В заявлении ОАЭ говорится, что они ожидают, что «торговля с Китаем будет продолжать расти, как и в случае с другими ключевыми экономическими партнерами».

Куда Си, туда и все

Энергетические связи стран Ближнего Востока с КНР продолжают углубляться. В рамках последней крупной сделки Саудовская Аравия подписала контракт на 3,6 миллиарда долларов на покупку 10% китайской Rongsheng Petrochemical Co.

«Есть так много вещей, которые мы хотим сделать с ними, и так много вещей, которые они хотят сделать с нами», — сказал министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бин Салман на форуме, посвященном Китаю.

Патрик Цанг, который в марте стал соучредителем Клуба послов Гонконга, сказал, что он занят организацией встреч между китайскими технологическими титанами и фондами Персидского залива.

«Для китайских руководителей это стадный менталитет. Как только президент Си Цзиньпин куда-то отправляется, все остальные следуют за ним. Это очень политизировано», — пояснил эксперт.

Пока Вашингтон остается главным гарантом безопасности государств Персидского залива, в том числе через военные базы, а США являются крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций для таких стран, как Саудовская Аравия. Тем не менее американцы неохотно давали Саудовской Аравии и ОАЭ гарантии безопасности и современные вооружения, включая истребители F-35, которые те потребовали для защиты от нападений поддерживаемых Ираном группировок боевиков.

В своих комментариях Конгрессу глава USCENTCOM Курилла заявил, что китайские военные продажи в регионе выросли на 80% за последнее десятилетие по сравнению со снижением продаж в США на 30%. Он предупредил о «гонке между интеграцией с нашими партнерами и проникновением Китая в регион».

Смена партнеров

В 2021 году ОАЭ приостановили переговоры о сделке на сумму 23 миллиарда долларов по покупке истребителей F-35 и другого вооружения после отклонения условий США, включая требование удалить Huawei Technologies Co. из своей телекоммуникационной сети. Позже ОАЭ согласились купить китайские легкие штурмовики и учебно-боевые самолеты L15.

В мае ОАЭ заявили, что прекратили участвовать в морском патрулировании под руководством США в Персидском заливе, которое пострадало из-за захвата Ираном нефтяных танкеров в предыдущие недели.

ОАЭ были расстроены задержкой США в увеличении военной помощи после ракетного удара хуситов по Абу-Даби в январе 2022 года, говорят западные дипломаты и официальные лица ОАЭ. Чем меньше будут вовлечены США, тем больше места останется для Китая, сказал на условиях анонимности один чиновник из ОАЭ.

Высокопоставленный чиновник Саудовской Аравии заявил, что его страна считает необходимым снизить напряженность в отношениях с другими странами региона и найти других партнеров для работы, поскольку не считает США надежным партнером в области безопасности.

Но на данный момент у стран Персидского залива нет реальной альтернативы США, считает эксперт по китайско-ближневосточным связям из Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве Галия Лави.

«Китай вообще не дает никаких гарантий безопасности, поэтому лучше получить их от США, чем ничего от Китая», — уточнила она.

Тем не менее интересы Китая в регионе «продолжают расширяться», добавила эксперт.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (0)