+83
Сохранить Сохранено 7
×

Боевое крещение Су-57 над Украиной. Малоизвестные детали


Боевое крещение Су-57 над Украиной. Малоизвестные детали

© Ольга Соколова / Ridus.ru

Невзирая на тот факт, что осуществляемое в рамках специальной военной операции подавление ПВО Украины было целиком возложено на экипажи многоцелевых истребителей Су-30СМ и бомбардировщиков Су-34, не менее весомую лепту в осуществление данной задачи отныне вносят и новейшие многофункциональные истребители пятого поколения Су-57.

Су-30СМ - основная «рабочая лошадка» СВО
Су-30СМ — основная «рабочая лошадка» для подавления ПВО противника.© Ольга Соколова / Ridus.ru

Многодиапазонная радиотехническая разведка

По информации российских СМИ, звено из четырех истребителей Су-57, объединённых в сетецентрическую сеть целераспределения, было впервые задействовано в операции по подавлению системы ПВО-ПРО Воздушных сил Украины на донбасском театре военных действий (ТВД). Уточняется, что «создание единой информационной сети было осуществлено посредством автоматической системы связи и коммутации ударных комплексов, а также передачи данных, навигации и опознавания в реальном времени».

Какой же принцип функционирования данной системы мог быть задействован пилотами Су-57 применительно к операции по подавлению ПВО-ПРО противника?

Очевидно, что первоочередной задачей, поставленной перед экипажами строевых Су-57, являлось обнаружение, анализ амплитудно-частотных параметров работы и итоговая идентификация украинских дивизионных РЛС 36Д6 и 9С18М1 и радаров подсвета 30Н6Е и 9С35М1, приданных зенитно-ракетным комплексам С-300ПС и «Бук-М1». С этой целью экипажи «сушек» задействовали усовершенствованные станции предупреждения об облучении «Пастель», также выполняющие функцию многодиапазонных комплексов радиотехнической разведки.

Су-57.
Су-57. © Ольга Соколова / Ridus.ru

После «вскрытия» позиций и идентификации типов РЛС противника их координаты должны были быть распределены между истребителями звена для дальнейшего поражения (с применением малозаметных крылатых ракет Х-59МК2). Также они могли быть переданы экипажам многоцелевых истребителей Су-35С и фронтовых бомбардировщиков Су-34 для нанесения удара противорадиолокационными ракетами Х-31ПД.

Между тем главным условием успешного выполнения задачи радиотехнической разведки и целеуказания на украинском ТВД являлось сокрытие собственного местоположения от барражирующих самолётов дальнего обнаружения E-3C/G Sentry ВВС США, обзорных РЛС 36Д6 и более современных «Пеликанов».

Малая радиолокационная сигнатура расширила географию применения Су-57 на украинском ТВД даже при сохраняющейся боевой устойчивости войсковых средств ПВО ВСУ.

И на данном поприще Су-57 могут похвастаться широчайшим спектром достоинств в сравнении с истребителями Су-35С и истребителями-бомбардировщиками Су-34. Обладая эффективной отражающей поверхностью (ЭОП), перспективные Су-57 могут беспрепятственно оперировать в контролируемом противником воздушном пространстве без какого-либо риска раскрытия собственного местоположения самолётами ДРЛОиУ системы AWACS. В настоящее время эти самолеты активно барражируют в северо-восточной части воздушного пространства Румынии.

Цели с подобной эффективной отражающей поверхностью могут обнаруживаться радиолокационными комплексами AN/APY-2 самолётов E-3C/G на удалении не более 270–320 километров, в то время как обладающие ЭОП в пять-семь квадратных метров (с вооружением на узлах подвески) истребители Су-35С и многоцелевые бомбардировщики Су-34 системы AWACS обнаруживают уже на дистанции 550–600 километров.

© NATO/flickr.com
Самолёт ДРЛОиУ системы AWACS. © NATO / flickr.com

Стало быть, не обладая информацией о местоположении Су-57, операторы «воздушных радаров» E-3C/G не способны уведомлять расчёты средств ПВО о необходимости срочного выключения излучения радиолокационных обнаружителей и радаров подсвета и наведения. Данный факт позволяет пилотам Су-57 запеленговать их с помощью бортовых станций предупреждения об облучении линейки «Пастель», а также АФАР-радаров бокового обзора Н036Б, функционирующих в пассивном режиме радиотехнической разведки.

В дальнейшем координаты обнаруженных радиолокационных комплексов противника могут быть распределены в едином информационном поле между системами управления вооружением всех четырёх Су-57 в звене или 12 машин — в составе эскадрильи.

Для целераспределения задействуется защищённый радиоканал обмена тактической информацией К-ДлИ, использующий частотный диапазон 960–1250 МГц и защищаемый от помех и дешифровки «пакетов» данных. Благодаря подобной сетецентрической системе обмена данными пилот каждого Су-57 из состава звена или эскадрильи может отслеживать общую оперативно-тактическую ситуацию с координатами радиоизлучающих средств противника на ТВД.

В последующем данные координаты могут быть загружены в инерциально-навигационные блоки многоцелевых малозаметных тактических ракет Х-59МК2 на борту Су-57 либо могут быть переданы для дальнейшей загрузки в ИНС противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-58УШКЭ, массированное применение которых способствует выведению из строя многоканальных ЗРК противника.

Нам важно ваше мнение!

+83

 

   

Комментарии (0)