+0
Сохранить Сохранено 7
×

Bloomberg: «плата за пробки» в Нью-Йорке может спровоцировать транспортную революцию


Bloomberg: «плата за пробки» в Нью-Йорке может спровоцировать транспортную революцию

© unsplash.com

США предстоит пережить самую важную транспортную реформу за последние поколения, считает старший научный сотрудник Brookings Metro Эди Томер. После нескольких фальстартов за последние два десятилетия Нью-Йорк наконец готов запустить программу «платы за пробки» в 2024 году, поясняет он в статье для Bloomberg.

Водителям придется изрядно раскошелиться за возможность въехать в густонаселенные центральные районы Манхэттена. Предполагается, что этот сбор поможет облегчить движение на некоторых из самых загруженных дорог страны, обеспечит столь необходимых пассажиров и доходы для общественного транспорта, а заодно очистит воздух.

В случае успеха эту практику могут взять на вооружение другие перегруженные транспортом города США. Пока в этом вопросе они отстают от всего мира, где подобные программы успешно запускаются уже полвека. Американские чиновники до сих пор ограничивались небольшими пилотными проектами, а то и вовсе опросами жителей.

Экономика заторов

© flickr.com

Всем понятно, почему транспортные артерии Америки забиты. Даже после десятилетий субурбанизации (процесс формирования городских агломераций) стремление людей работать и отдыхать рядом друг с другом тянет их к одним и тем же центральным районам, главным улицам и центрам развлечений. При этом заметно увеличились расстояния между местом жительства людей и тем, куда они хотят поехать. В 1969 году средний американец проезжал 19,5 миль каждый день, к 2017 году эта цифра выросла до 40 миль в день. В итоге люди ездят по одним и тем же дорогам в одно и то же время, направляясь в одни и те же места.

Для многих очевидным ответом является увеличение предложения. Считается, что достаточно расширить дороги или построить новые, чтобы вместить всех водителей. Но накопленные данные говорят, что такой подход не работает, тем более в городских центрах, где в условиях плотной застройки сосредоточено большинство рабочих мест, розничной торговли, развлечений.

Экономисты и специалисты по планированию уже давно выступают за меры, в большей степени ориентированные на спрос. Взимание платы с водителей в часы пик должно заставить людей скорректировать свои схемы поездок. Автор статьи сравнивает это с покупкой билетов на самолет в самые загруженные даты: хотите дешевле — выбирайте другой день или менее удобное время вылета.

Профессор Колумбийского университета Уильям Викри получил Нобелевскую премию именно за эту идею ценообразования на дорогах, а бывший эксперт Брукингского института Энтони Даунс потратил десятилетия, объясняя, что масштабное строительство дорог приведет только к увеличению количества поездок и пробок.

Сегодня города по всему миру воплощают эти идеи в жизнь. Первым стал Сингапур еще в 1975 году, а в Европе — норвежские города, которые ввели плату за проезд в середине 1980-х. Лондон последовал их примеру в 2003 году, а Милан — в 2008-м. В каждом случае это сработало: меньше людей въезжали в центры городов, пробки сократились, показатели здоровья, связанные с загрязнением воздуха, улучшились, а города собрали деньги для инвестиций в альтернативные маршруты.

Но для американской аудитории самым важным уроком может стать опыт Стокгольма. Расположенный на архипелаге с ограниченным количеством маршрутов, ведущих в центр города, он долгое время боролся с пробками. Местные чиновники в 2005 году запустили пилотный проект платы за въезд на семь месяцев, чтобы показать ее эффективность и заручиться общественной поддержкой.

Как и ожидалось, заторы уменьшились и вернулись к прежнему уровню почти сразу после окончания эксперимента. Это перевернуло общественное мнение, и вскоре такая политика стала постоянной, доказав две универсальные истины: никто не любит платить за вещи, но и пробки никто не любит.

Проложить путь

© flickr.com
© flickr.com

Выбор времени для программы Нью-Йорка не мог быть лучше. Управление городского транспорта (MTA) изо всех сил пытается восстановить доковидный уровень пассажиропотока, особенно на дальних линиях Metro-North и Long Island Rail Road. Как показывают прогнозы, после введения «платы за пробки» до 45 тысяч дополнительных пассажиров будут пользоваться общественным транспортом каждый будний день. Между тем штат планирует реинвестировать почти 100% доходов от нового сбора обратно в систему MTA.

Плата будет колебаться: по оценкам, она составит от 9 до 23 долларов за въезд в зону заторов в часы пик и меньше в периоды низкого спроса. Эти сборы дополнят уже существующую плату за проезд по мостам и туннелям. Водители, которые хотят сэкономить, могут воспользоваться всемирно известными поездами, автобусами и даже паромами региона.

Есть вероятность, что идея быстро распространится на другие города США. Жители и официальные лица Бостона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Сиэтла и Портленда уже рассматривают возможность установления «платы за пробки». Ведь условия удивительно схожи в крупных американских агломерациях. Несмотря на рост удаленной работы, автомагистрали по-прежнему перегружены, общественному транспорту не хватает пассажиров и доходов, а каждый мэр хочет, чтобы в центре города было меньше парковок и больше людей.

Американские города и штаты любят копировать то, что работает, указывает Эди Томер. В пример он приводит легализацию марихуаны. Большинство американцев ее не одобряли, но после того, как Орегон и Колорадо разрешили использование травки в рекреационных целях и добились положительных результатов (включая значительные новые доходы), другие штаты реализовали свои собственные планы.

Автор сравнивает «плату за пробки» с тарифами на электричество и воду. Она показывает, что дорожное пространство является ограниченным ресурсом, и должна создать серьезный стимул для сообществ инвестировать в более близкие к ним районы, чтобы уменьшить необходимость вождения.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)