+0
Сохранить Сохранено 7
×

Bloomberg: как Трамп заставляет мир сжигать больше нефти и газа


Bloomberg: как Трамп заставляет мир сжигать больше нефти и газа

Президент США Дональд Трамп.

© wikipedia.org

Мир стоял на пороге важной вехи в борьбе с изменением климата: введения глобального налога на выбросы углерода для судоходной отрасли. Страны потратили годы на разработку плана, надеясь сократить выбросы грузовых судов, способствующие потеплению планеты. У них были все основания полагать, что такая мера будет принята на заседании Международной морской организации (ИМО) в середине октября.

Но тут на сцену вышел Дональд Трамп. Вернувшись в Белый дом на второй срок, американский президент и его высшие чиновники развернули многомесячную кампанию по срыву данной инициативы. США угрожали тарифами, сборами и визовыми ограничениями, чтобы добиться своего. По данным Bloomberg, ряд американских дипломатов и министров встречался с представителями различных стран, чтобы выкручивать им руки, в том числе угрожая санкциями против отдельных лиц и блокировкой судов в американских портах.

Под таким давлением некоторые государства начали колебаться. В конечном итоге блок из США, Саудовской Аравии и Ирана проголосовал за перенос встречи на год, что окончательно уничтожило любые шансы на принятие углеродного налога в ближайшее время.

По словам директора европейской правозащитной организации «Транспорт и окружающая среда» Фаига Аббасова, США вынудили другие страны выступить против плана достижения нулевого уровня выбросов в судоходстве.

Смена позиций

На первый взгляд может показаться, что США вышли из борьбы за климат. Трамп снова отказывается от Парижского соглашения и, возможно, не отправит официальную американскую делегацию на климатический саммит COP30 в Бразилии в следующем месяце. Но не стоит заблуждаться. Америка всё ещё участвует в процессе, просто борется на другой стороне.

После возвращения в Вашингтон Трамп использовал торговые переговоры, угрозы введения пошлин и словесные нападки, чтобы побудить страны отказаться от своих обязательств в области возобновляемой энергетики и одновременно закупать больше американской нефти и сжиженного природного газа. Всего через десять месяцев его второго срока кампания демонстрирует удивительный успех, поскольку ключевые фигуры и страны всё больше сдаются под решительным давлением.

Дональд Трамп.
Дональд Трамп. © wikipedia.org

Трамп избирался для реализации «разумной энергетической повестки», заявила пресс-секретарь Белого дома Тейлор Роджерс. Он «не будет ставить под угрозу экономическую и национальную безопасность нашей страны ради достижения расплывчатых целей в области климата, которые губят другие страны».

Сторонники нефтегазовой отрасли поддерживают амбиции американского президента. По их словам, Трамп помог перезапустить глобальный диалог об изменении климата и предоставил долгожданную политическую возможность банкам, корпорациям и другим правительствам, которые хотели отказаться от некоторых целей устойчивого развития в условиях растущего спроса на электроэнергию.

«Трамп как бы предоставляет банкам, Евросоюзу и другим странам прикрытие для смягчения их климатических амбиций. Он даёт им возможность сказать: „Эй, я просто пытаюсь согласиться с Соединёнными Штатами, поэтому покупаю весь этот СПГ“», — пояснил президент Американского энергетического альянса Том Пайл.

Но в глазах защитников окружающей среды и лидеров, которые полагаются на многосторонность как на инструмент глобальных мер по борьбе с изменением климата, Трамп несправедливо навязывает свою волю миру, у которого остаётся всё меньше времени на ограничение выбросов и предотвращение худших последствий глобального потепления.

«Они явно забрасывают гораздо более широкую сеть для уничтожения климата, чем в первый раз. В этом участвует больше людей. У них явно было больше времени на планирование», — предположил старший стратегический директор Совета по защите природных ресурсов Джейк Шмидт.

Стрелять дробью

Силовое давление ведётся по нескольким направлениям. Одно из самых крупных — это торговля, где Трамп уже заставил Японию, Южную Корею и ЕС взять на себя обязательства по финансированию американской энергетики и энергетической инфраструктуры. Япония согласилась инвестировать 550 миллиардов долларов в американские проекты. Ведутся переговоры о направлении части данных средств на строительство газопровода на Аляске стоимостью 44 миллиарда долларов и экспортного объекта. Южная Корея обязалась закупить у США энергоносители примерно на 100 миллиардов долларов.

Тем временем ЕС пообещал потратить около 750 миллиардов долларов на закупку американских энергоносителей, включая СПГ, чтобы добиться снижения пошлин на свой экспорт в США. Аналитики сомневаются, что такие продажи будут полностью реализованы, поскольку для этого Европе потребуется более чем утроить годовой импорт энергоносителей из США. Однако само по себе публичное обязательство стало ошеломляющим шагом для блока, который лидирует в мире по продвижению политики борьбы с изменением климата, включая установление обязательных целевых показателей по сокращению выбросов, способствующих потеплению планеты, разработку плана «зелёного соглашения» по отказу от ископаемого топлива и введение пошлин на импорт углеродоёмких товаров.

Чиновники администрации Трампа воспользовались торговым соглашением США и ЕС, чтобы добиться других изменений. Министр энергетики Кристофер Аллен Райт оказывает давление на блок, требуя от него смягчить ограничения на выбросы метана в атмосферу при импорте газа. ЕС смягчает требования к корпоративной устойчивости, чтобы меньше компаний были вынуждены ограничивать свой вред окружающей среде. Это сокращение произошло под давлением Германии, других европейских заинтересованных сторон и Белого дома.

Тем временем администрация США подстрекает Международное энергетическое агентство (МЭА) к перестановке руководства и настоятельно призывает МЭА восстановить прогнозы, которые показывают более радужные перспективы спроса на ископаемое топливо.

Государственный флаг США. © wikipedia.org

Белый дом давит на многосторонние банки развития, чтобы они отдавали приоритет ископаемому топливу по сравнению с адаптацией к изменению климата и проектами чистой энергии. Финансирование ими таких зелёных инициатив стало критическим, учитывая широкомасштабные сокращения иностранной помощи.

Трамп ругает страны, которые не следуют подобному примеру. В сентябрьском выступлении на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций американский лидер упрекнул страны в разработке политики вокруг того, что он назвал «мистификацией и аферой» изменения климата. Трамп предупредил, что они не смогут «снова стать великими без традиционных источников энергии». Он посоветовал премьер-министру Великобритании Киру Родни Стармеру отказаться от ветряных турбин и воспользоваться нефтяными богатствами Северного моря.

Больше напора

Это заметное ускорение по сравнению с первым сроком Трампа. В течение первых четырёх лет в Белом доме программа Трампа по «энергетическому доминированию» сводилась к лозунгам «Бури, детка, бури» и медленным шагам по стимулированию роста внутренней добычи нефти и газа.

На этот раз подход американского президента имеет глобальный охват и гораздо меньше ограничений. А когда речь идёт о асающихся энергетики и климата международных соглашениях, «США заинтересованы в политике „разделяй и властвуй“, тем самым подрывая потенциал сотрудничества», говорит доцент кафедры политической экономии Лондонской школы экономики Эбби Иннес.

Независимо от того, станут ли официальные лица США присутствовать на COP30 в ноябре, влияние президента США будет огромным.

«Трамп воодушевляет страны вроде Саудовской Аравии продвигать ископаемое топливо», — отметила Линда Калчер, основательница аналитического центра «Стратегические перспективы» и ветеран ежегодных климатических саммитов ООН.

Один европейский дипломат заявил Bloomberg, что главная цель COP30 сейчас — просто избежать запугивания.

Лучшее из зол

Конечно, другие страны не последовали примеру США, отказавшихся от Парижского соглашения. Внедрение чистой энергетики в мире продолжает стремительно расти. Даже поэтапное сокращение налоговых льгот и отмена проектов в США лишь замедляют, а не останавливают внедрение в стране ветро- и солнечной энергетики.

И хотя транснациональные компании могут сбавлять обороты зелёной риторики, аналитики отмечают, что многие из них потихоньку оптимизируют цепочки поставок и операционную деятельность, чтобы продолжать продавать продукцию в Калифорнии, Европе и странах, требующих большей устойчивости.

Что странно для президента США, осуждавшего зависимость мира от Китая, другие страны всё чаще объединяются с Пекином в борьбе за энергетические технологии с нулевым уровнем выбросов.

«Когда дело доходит до взаимодействия с Китаем, будь то страны или компании, политики и руководители говорят мне: „Лучше уж Пекин, чёрт возьми“. Китай обеспечивает большую стабильность, чем администрация Трампа», — резюмировал доцент Лондонской школы бизнеса Иоаннис Иоанну, чьи исследования сосредоточены на устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)