+1
Сохранить Сохранено 7
×

Bloomberg: как экономический спад в Китае может спасти мир


Bloomberg: как экономический спад в Китае может спасти мир

© flickr.com

Замедление китайской экономики может быть проблемой для Пекина, но принести пользу для всей планеты, считает обозреватель Bloomberg Дэвид Фиклинг. История выбросов CO2 за последние два десятилетия была написана на китайском языке, поясняет он.

С тех пор как страна вступила в ВТО в 2001 году и стала мировой фабрикой, на ее долю приходится почти две трети роста выбросов углекислого газа в мире. В пересчете на душу населения Китай загрязняет атмосферу сильнее, чем ЕС. Мировой углеродный след делится на три примерно равные части: Китай, все развитые страны и остальной мир.

Но если развитие китайской экономики пойдет по тому же пути, что и в бывших коммунистических государствах Восточной Европы в конце 1990-х годов, мир может узреть самое резкое сокращение вредных выбросов в своей истории.

Это может стать катастрофой для руководства и населения КНР, которому, вероятно, придется пережить потерянное десятилетие, однако для долгосрочного процветания страны и судьбы всей планеты это была бы неожиданная победа, считает эксперт.

Экскурс в историю

КАРТА ВЫБРОСА CO2
КАРТА ВЫБРОСА CO2 © соцсети

Мало кто всерьез задумывался о последствиях для климата, когда в 1989 году пала Берлинская стена, пишет Дэвид Фиклинг. Но изменение было чрезвычайно драматичным: в России выбросы CO2 упали более чем на треть за последующее десятилетие, а в Украине и Румынии — вдвое. В 1990-е годы темпы роста глобальных выбросов замедлились сильнее, чем после нефтяного кризиса 1973 года.

Благодаря амбициозной «зеленой» политике, ЕС удалось сократить выбросы парниковых газов примерно на 28% в период с 1990 по 2022 год. Не имея даже малейших намерений по изменению климата, «запятнанный нефтью» бывший Советский Союз из-за экономического кризиса снизил выбросы СО2 примерно на 20%.

Еще в начале 1980-х годов венгерский экономист Янош Корнаи утверждал, что командные экономики Восточной Европы стали раздутыми в условиях системы так называемых «мягких бюджетных ограничений». Инвестиции направлялись не в прибыльные предприятия, которые могли бы улучшить долгосрочное процветание, а в те проекты, которые больше всего способствовали бы общему темпу роста. Как только финансовый пузырь лопнул, часть экономики превратилась в «пустые калории».

Потребление энергии в Китае неразрывно связано с валовым внутренним продуктом, как это понимает Корнаи. Бывший премьер Ли Кэцян однажды заявил, что спрос на электроэнергию и железнодорожные перевозки являются лучшим показателем ВВП, чем официальные цифры.

Он также сообщил, что во время первой фазы пандемии Covid-19 в 2020 году местные органы власти приказывали предприятиям поддерживать работу оборудования в пустующих офисах, чтобы максимизировать энергопотребление и минимизировать предполагаемый спад производства.

Изменить сценарий

© flickr.com

В первые годы президентства Си Цзиньпина было много официальных разговоров о переходе от инвестиций к потреблению как движущей силе экономического роста. Совсем недавно правительство обязалось принять жесткие меры в отношении так называемых «отраслей двойного высокого уровня», которые активно и энергию потребляют, и атмосферу загрязняют, таких, как производство цемента, стали и стекла (на них приходится около половины выбросов парниковых газов в стране).

Но особых признаков успеха пока не видно. Хотя углеродоемкость потребления энергии в Китае резко упала благодаря росту использования возобновляемых источников энергии, энергоемкость экономического роста застопорилась.

Вероятно, дело в том, что правительство стало слишком зависимым от энергоемких отраслей тяжелой промышленности, таких, как инфраструктура и недвижимость, как единственного доступного инструмента для достижения его экономических целей.

Никто не должен приветствовать перспективу краха Китая в советском стиле, уточняет обозреватель Bloomberg. Помимо внутренних человеческих потерь, последствиями будет глобальная депрессия, поскольку КНР гораздо более интегрирован в мировую экономику, чем Советский Союз в 1989 году.

Но Китай сможет сократить свои выбросы и без экономической катастрофы для своих граждан, и при этом даже сохранить роль Коммунистической партии, что является главной заботой для политиков Пекина, считает журналист.

В качестве примера такой более плавной перестройки экономики он приводит Японию после того, как в 1991 году лопнул ее собственный пузырь неэффективных инвестиций, но Либерально-демократическая партия этой страны и сейчас продолжает доминировать. При тщательном управлении этим кризисом Китай сможет спасти себя и мир одновременно, резюмирует Дэвид Фиклинг.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)