Бедность разрушила мечты китайцев о фортепьяно
- 29 февраля 2024 12:46
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Когда-то пианино было символом богатства и социального статуса в Китае, но теперь оно, похоже, теряет свою власть, особенно среди семей среднего класса. По словам производителей, продажи фортепьяно падают двузначными числами. По данным Китайской ассоциации музыкальных инструментов, общий объем внутреннего производства в прошлом году сократился до 190 тысяч штук — это половина от количества инструментов, произведенных четырьмя годами ранее.
Главным виновником ситуации является сокращение доходов и благосостояния населения, вызванное замедлением экономики, падением цен на жилье и длительным обвалом фондового рынка. Тройной удар заставляет многие домохозяйства отказываться от необязательных дорогостоящих покупок.
По данным опроса от Юго-Западного университета финансов и экономики и Alipay, за последние три месяца 2023 года материальный уровень китайцев упал, а доля домохозяйств, которые ожидают ухудшения экономических перспектив в следующем году, выросла почти до 22% против 13% в первом квартале.
«Как и другие товары длительного пользования, включая автомобили и бытовую технику, продажи фортепиано зависят от ожиданий дохода и эффекта богатства», — сказал Bloomberg старший стратег по Китаю в Australia & New Zealand Banking Co. Син Чжаопэн.
Если учесть сокращение населения, изменение норм в сфере образования и растущую неуверенность в принятии западных культурных образцов в современном Китае, тенденцию к снижению спроса на пианино может оказаться трудно обратить вспять даже в более благоприятных финансовых условиях.
От презрения к любви и обратно
Любовь Китая к фортепиано насчитывает несколько десятилетий. Во время Культурной революции 1960-х годов инструмент был осужден как символ буржуазии. Но благодаря последующим экономическим реформам и разворота в сторону глобализации фортепиано стало доступной роскошью для быстро расширяющегося среднего класса.
Его популярность еще больше выросла, когда Китай начал стимулировать детей к изучению музыки. За последние пару десятилетий студенты, имеющие сертификаты продвинутого уровня по классическому фортепиано, смогли заработать бонусные баллы для сдачи высококонкурентных вступительных экзаменов в колледж.
К новому тысячелетию фортепиано — и его связь с богатством среднего класса — стало повсеместным. В комедийном фильме 2010 года «Пианино на фабрике» рассказывается история уволенного сталевара, который делает все возможное, чтобы выковать версию инструмента для своей дочери из остатков материалов на закрытом заводе. Старший профессор игры на фортепиано в Шанхайской консерватории Фан Байли подсчитал, что в 2021 году в Китае игре на фортепиано обучались 60 миллионов человек — больше, чем в любой другой стране.
Взрывной интерес к этому инструменту привлек внимание некоторых из самых известных производителей фортепиано в мире. «Китай — крупнейший рынок Steinway и один из рынков с самым быстрым ростом в мире», — заявил в 2020 году государственной газете China Daily президент и главный исполнительный директор нью-йоркской компании Steinway & Sons Рон Лосби. Внутреннее производство тоже выросло: по данным CMIA, его общий годовой объем постоянно превышал 300 тысяч по крайней мере с 2003 по 2019 год. Теперь CMIA ожидает, что в ближайшее время производство фортепиано стабилизируется на уровне 200–250 тысяч штук в год.
Напрасные усилия
Производители пытаются вернуть былой интерес путем резкого снижения цен, но не слишком успешно. Некоторые пианино в пекинском выставочном зале, который Bloomberg News посетил в начале февраля, продавались со скидкой до 30%, однако магазин был совершенно пуст. Продавец отметил, что работает в отрасли десять лет и никогда не видел такого уровня скидок. По его словам, продажи в 2023 году были хуже, чем во время пандемии.
Компании Pearl River Piano и Hailun Piano, которые вместе обеспечивают примерно половину общего объема производства фортепьяно в Китае, выпустили предупреждение о падении прибылей. Ожидается, что госкомпания Pearl River в марте отчитается о том, что ее чистая прибыль была почти полностью уничтожена в прошлом году. Hailun прогнозирует чистый убыток в размере до 80 миллионов юаней (11,1 миллиона долларов США) за год — резкий разворот по сравнению с 2022 годом, когда прибыль выросла более чем на восемь миллионов юаней.
Мрачный рынок труда и обвал недвижимости давят на средний класс Китая. А из-за смены политического вектора и призыва президента Си Цзиньпина сохранить «культурные гены» нации все больше родителей вместо фортепьяно записывают своих детей на изучение традиционных музыкальных инструментов, таких как гучжэн, щипковая цитра, история которой насчитывает около 2000 лет.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: