+-3
Сохранить Сохранено 7
×

Авось пронесёт: у крупных фармкомпаний нет мотивации готовиться к новой пандемии


Авось пронесёт: у крупных фармкомпаний нет мотивации готовиться к новой пандемии

© Илья Бельков / Коллаж / Ridus.ru

COVID-19 подчеркнул исключительную важность вакцин. Пандемия коронавируса унесла жизни 16 миллионов человек. Нынешняя паника вокруг Mpox показывает, что граждане по-прежнему боятся новых вспышек.

Это говорит, что крупные фармацевтические группы должны вкладывать ресурсы в разработку вакцин для борьбы со следующим масштабным вирусом. Но они этого не делают и, похоже, даже не собираются.

В причинах сложившейся ситуации попытался разобраться Reuters.

Последствия урбанизации

Всемирная организация здравоохранения заявляет, что мир должен быть готов к появлению вируса в 20 раз опаснее COVID-19. Учёные предполагают, что следующая вспышка может быть вызвана неизвестным патогеном, в отличие от уже знакомых вирусов вроде гриппа. Этот прогноз тем более тревожен, что пандемии уже участились.

Оборудование для борьбы с COVID-19

Оборудование для борьбы с COVID-19. © ru.wikipedia.org

По данным Национальной медицинской библиотеки, пять из последних двенадцати пандемий произошло в ХХ веке, а уже две — в этом столетии. Причиной являются более частые поездки и растущие города. В таких условиях смертельный патоген может распространиться по всему миру за считаные часы, предупреждают учёные.

Этот повышенный риск представляет серьёзную угрозу для мировой экономики. По оценкам Международного валютного фонда, глобальная стоимость последней пандемии составила около 13 триллионов долларов, что привело к сокращению мирового ВВП на 3% только в 2020 году. Системы здравоохранения по всему миру всё ещё пытаются сократить рекордные сроки ожидания необходимых услуг.

Потенциальная выгода и реальность

Учитывая угрозу возникновения ещё одной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, вполне логично, что крупные фармацевтические компании будут инвестировать в вакцины, чтобы справиться с ней. Боссам фармацевтических компаний необязательно быть хорошими парнями, чтобы посчитать эту мысль хорошей идеей. Если компания производит успешную вакцину от смертельного вируса, она может заработать целое состояние.

С 2019 по 2022 год рыночная стоимость Pfizer увеличилась на 80%, до 337 миллиардов долларов, благодаря вакцине MRNA от COVID-19. За тот же период операционная прибыль компании более чем удвоилась и составила 40 миллиардов долларов. Акции Moderna подорожали в 11 раз благодаря той же технологии, а в 2022 году её операционный убыток в размере более 500 миллионов долларов превратился в прибыль в районе 9,5 миллиардов долларов.

Штаб-квартира Pfizer в Финляндии

Штаб-квартира Pfizer в Финляндии. © ru.wikipedia.org

Тем не менее, Pfizer и AstraZeneca (фармацевтический гигант стоимостью 257 миллиардов долларов, который выпустил вакцину против COVID-19 во время пандемии коронавируса) тратят деньги на развитие своих онкологических франшиз, а не на производство вакцин.

В конце прошлого года Pfizer вложила 43 миллиарда долларов в Seagen, чтобы удвоить производство лекарств от рака. Компания не делала подобных инвестиций в борьбу с будущим COVID-19.

AstraZeneca потратила 39 миллиардов долларов на Alexion в разгар пандемии коронавируса в 2021 году, чтобы расширить портфель медикаментов для редких заболеваний. Это позволяет ей рассчитывать на крупную прибыль, если она добьётся успеха в борьбе с болезнями, поражающими небольшое число людей. При этом маловероятно, что объём продаж её вакцин и иммунотерапевтических препаратов превысит прошлогодние 2% от общего объёма.

Забег на короткие дистанции

На первый взгляд, такая сдержанность кажется странной. Инвесторы добавляют 50-процентную премию при оценке вакцинного бизнеса по сравнению с другими фармацевтическими подразделениями, сказал один инвестор из Reuters Breakingviews. Но стабильность, за которую выступают акционеры, в основном зарезервирована для вакцин с гарантированным спросом — например, прививок от гриппа. Менее распространённые, но более серьёзные заболевания (которые, скорее всего, вызовут пандемию) вряд ли будут так высоко оценены рынком. И Mpox тому наглядный пример.

С начала года акции датской компании Bavarian Nordic стоимостью 3,1 миллиарда долларов, которая выпускает препараты по этому заболеванию, подскочили более чем на 50% по сравнению с ростом на 15% индекса S&P Pharmaceuticals Select Industry Index. Но до этого инвесторы не особо ценили усилия компании по разработке эффективного средства от смертельной болезни. В прошлом году продажи копенгагенского бизнеса выросли всего в два раза, тогда как сейчас — более чем в четыре раза.

Судьбы звёзд вроде компаний Moderna и Pfizer после обуздания COVID-19 тоже не отличаются стабильностью. За последние три года акции Pfizer упали на 40%, Moderna — на 80%. У руководителей фармкомпаний имеется мало причин делать большие ставки на вакцины, если их высокая инвестиционная оценка недолговечна.

При этом рискованно делать ставку на прививки. Чтобы получить одобрение регулирующих органов, фармацевтическим компаниям необходимо доказать, что препарат работает в большинстве случаев. Это затрудняет конкуренцию для новых продуктов. Как правило, регуляторы не одобряют участие пациентов в испытаниях вакцин, когда на рынке уже есть эффективный аналог.

Призрачные надежды

Теоретически правительства могли бы вмешаться там, где частный сектор терпит неудачу. Всеобъемлющая глобальная стратегия предполагает сотрудничество стран в разработке плана совместного финансирования новых вакцин. Это означает, что может быть создан своего рода стратегический резерв для борьбы с будущими пандемиями. Но надежды госсектора на принятие эффективных мер в ответ на пандемию кажутся столь же призрачными.

На прошедшей в мае Всемирной ассамблее здравоохранения страны-участницы не смогли договориться, как будут распределяться вакцины в случае будущей пандемии. Планы по договору, который определит протокол реагирования на пандемию, сошли на нет.

Поэтому сейчас надежды мира на разработку быстрой прививки в будущем зависят от разовой государственной поддержки отдельных проектов. Это не пустяк. Например, государственные средства США помогли Bavarian Nordic продвинуть своё лечение Mpox. Но учитывая, что ещё свежи воспоминания о Covid-19, налогоплательщикам может показаться странным, что основная стратегия по предотвращению подобных сценариев в будущем — просто надеяться, что они не произойдут.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-3

 

   

Комментарии (0)