На другой стороне улицы: начался фестиваль имени Тарковского «Зеркало»
- 11 июня 2014 13:30
- Максим Марков
10-го июня в Ивановской области открылся VIII Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало».
Как мы уже рассказывали ранее, конкурсную программу составили десять картин: «Белая тень» (Германия-Танзания-Италия, реж. Н.Деше), «Виктория» (Болгария-Румыния, реж. М.Виткова), «Карнавал» (Турция, реж. Д.Кылджыоглу), «Моё слепое сердце» (Австрия, реж. П.Бруннер), «Племя» (Украина, реж. М.Слабошпицкий), «Сентябрь» (Греция-Германия, реж. П.Панайотопулу), «Толстая тетрадь» (Венгрия-Германия-Австрия-Франция, реж. Я.Сас), «Убить человека» (Чили-Франция, реж. А.Ф.Альмендрас). От России — «Братья Ч» Михаила Угарова и «Я не вернусь» Ильмара Раага (копродукция с Эстонией, Финляндией, Беларусью и Казахстаном).
Программный директор фестиваля Андрей Плахов уверяет, что все эти фильмы рассказывают об одном и том же — о Человеке. И о том, как Любовь помогает ему существовать в этом мире.
К величайшему сожалению оргкомитета фестиваля и всех жителей Ивановской области, актриса Фанни Ардан не смогла принять участия в работе фестивального жюри. В последний момент её заменила Хуан Цзи, китайский режиссёр, в прошлом году взявшая «зеркальное» Гран-При за картину «Яйцо и камень».
Прочие имена – без изменений: в жюри основного конкурса вошли португальская актриса Изабель Рут, американская актриса и продюсер Хайди Джо Маркел, словацкий режиссёр Мира Форнай и программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. Женское жюри призвано подчеркнуть, что роль представительниц слабого пола в современном кинематографе очень высока и растёт с каждым днём, к тому же это просто красиво.
А вот жюри впервые появившегося здесь документального конкурса возглавит пришедший на замену Фанни Ардан французский актёр Венсан Перес, компанию которому составят две Веры — Кричевская (режиссёр) и Оболонкина (продюсер).
Оправдывая заявленную фестивалем тему «Женщина в искусстве», в программу «Зеркало Артдокфеста» вошли картины, снятые исключительно представительницами так называемого «слабого пола»: «Ещё чуток, мрази» (Россия — Казахстан, реж. М.Мустафина), «За рекой... последние» (реж. Д.Ведрицкайте), «Катя» (реж. А.Шишова), «Кровь» (реж. А.Рудницкая), «Непал-форева» (реж. А.Полунина), «Оптическая ось» (реж. М.Разбежкина), «Последний лимузин» (реж. Д.Хлёсткина), «Прощённый день» (реж. Д.Баринова), «Я — зал» (реж. А.Евтушенко). И лишь в рамках спецпоказов — фильмы мужчин, в частности — «Дети 404» (реж. А.Куров и П.Лопарев) и давно обещанная короткометражка Виталия Манского «Вечный огонь».
Обещано, что программа «безумно горячая, будет о чём поговорить». «Приходите — и вы вернётесь в реальность», — пригласил на показы Манский.
Ряд событий посвящённого Тарковскому «Зеркала» будет отдано непосредственно памяти великого режиссёра. Так, его сестра Марина Арсеньевна Тарковская представит уникальный архивный киноматериал и документальный фильм «В поисках утраченного времени. Изгнание и смерть Андрея Тарковского» (ФРГ, реж. Эббо Деманта, 1987). Культурный центр «Дом Тарковских» (созданный на базе московской Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна) привёз в Плёс раритеты, среди которых — фотографии и документы из личного архива Ирмы Рауш, первой жены Тарковского, игравшей в его фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». В ивановской Мастерской современного искусства «6 этаж» откроется экспозиция «О невозможности перевода», на которой можно будет увидеть авторские материалы, показывающие процесс работы над книгой «Запечатленное время». Особое событие фестиваля — традиционная поездка в Юрьевец и экскурсия в родной дом Андрея Тарковского.
Программа «Тарковский. Контекст» в этом году посвящена одному режиссёру — Константину Лопушанскому, который лично представит зрителям каждый фильм своей небольшой ретроспективы — и знаменитые «Письма мёртвого человека» (1986), и отмеченную в Берлине «Русскую симфонию» (1994), и прошлогоднюю «Роль».
На церемонии открытия фестиваля Лопушанский, «бескомпромиссный приверженец авторского кино», получил специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство. И напомнил слова Алексея Германа, сказанные тем об Андрее Тарковском: «Он всех нас перевёл на другую сторону улицы», — призвав также не забывать, что искусство — это территория абсолютной свободы. Кстати, картина Германа «Трудно быть Богом» также будет показана в Иваново.
Фильмом открытия стало «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, который приехал в Плёс напрямую из Сочи. Режиссёр не стал скрывать, что приглашение на такой сугубо «авторский смотр» его удивило, но приглашение это вполне оправданно: всё-таки Сегал сделал Тарковского одним из персонажей своей картины, которого мы застаём за съёмками одной из сцен «Андрея Рублёва».
Ещё полтора десятка свежих игровых российских картин заявлено в обзорной программе «Свои». Прямо с «Кинотавра» сюда приедут такие ленты как «Ещё один год» Оксаны Бычковой, «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, «Ч/Б» Евгения Шелякина. Но преобладают всё-таки фильмы (даже прошлого года), которых просто до сих пор не было в прокате Ивановской области: не было здесь ни «Иуды», ни «Восьмерки», ни «Околофутбола», ни «Жажды», ни «Шопинг-тура», ни «Зеркал», ни «Шагала — Малевича», ни даже нашумевших «Интимных мест».
Горько, печально, но хорошее российское кино зачастую не кажется таковым прокатчикам на местах — и фестиваль по мере своих возможностей заполняет столь прискорбные пробелы. Помимо этого будут показаны и картины, имеющие до сих пор только фестивальную судьбу — «Тяжёлый случай» Константина Мурзенко, якутский «Белый день» Михаила Васильева-Лукачевского, копродукция с Азербайджаном и Францией «Хамелеон» Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела, а также казахские «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, прогремевшие год назад в Берлине (у фильма российский продюсер Анна Качко, к тому же время от времени там говорят по-русски). Особое место занимают российско-казахские «Беглецы» Рустама Мосафира, где играют Елизавета Боярская и Пётр Фёдоров — вполне вероятно, эту картину ещё только ждёт широкий национальный прокат в ближайшее время.
В традиционную подборку Андрея Плахова высококачественного и вместе с тем провокационного кино «Вечерняя эйфория» вошли на этот раз нашумевшая «Жизнь Адель» и российский «ответ» «Зимний путь», эротический триллер «Любовь — это идеальное преступление» и обе части скандальной «Нимфоманки» (к сожалению, не в режиссёрском, а в слегка урезанном прокатном варианте). Анимация будет представлена на фестивале тремя блоками: «Личное пространство», «Другая любовь» и «Между анимацией и видеоартом». Короткий метр — «Коротко и ясно» — работами киношколы «Культбюро» (среди которых — только что премированное на «Кинотавре» «Нечаянно» Жоры Крыжовникова). Программа видеоарта Московского музея современного искусства носит название «В этой истории слишком много / нет противоречий» и среди прочего включает ретроспективу Айдан Салаховой.
Тарковскому будут посвящены и Пионерские чтения журнала «Русский пионер». В числе других спецмероприятий пройдут круглые столы на темы «Между десятыми и нулевыми: смена поколений в российском кино» и «Развитие индустрии в регионах» (где соберутся представители разных городов, снимающие кино сами, без столичной поддержки). Алексей Кудрин станет гостем так называемого «Доброго вечера», Public talk проведёт Михаил Ратгауз. В рамках новой поэтической программы состоятся выступления Веры Полозковой, Даны Сидерос и Льва Оборина. За музыкальную часть «Зеркала» отвечают Диана Арбенина и Евгений Маргулис, уже выступивший после церемонии открытия. Причём имена эти не случайные: в одной из песен Маргулиса есть строчки: «Ностальгия» — это фильм Тарковского, / Между прочим, итальянский фильм«, — а у Арбениной сейчас выходит новая книга песен под названием «Сталкер».
«Мне кажется, что фестиваль становится по-хорошему модным местом», — сказал президент кинофорума Павел Лунгин на состоявшейся в апреле пресс-конференции. В какой-то мере это уже подтвердила приехавшая в Плёс Валентина Матвиенко, вручившая Лунгину памятную медаль Совета Федерации (теперь ждут ещё и Владимира Мединского). Хотя устраивают фестиваль в первую очередь, разумеется, для жителей области, которые, по наблюдению того же Лунгина, «втягиваются всё больше и больше». «Зеркало», несомненно, меняет жизнь принимающих его городов — пускай всего на несколько дней, но и это немало.
Закроется фестиваль 15-го июня фильмом Джона Туртурро «Под маской жиголо».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: