+1
Сохранить Сохранено 7
×

По волнам его памяти: «Кино про Алексеева»


1 0 2188

По волнам его памяти: «Кино про Алексеева»

«Кино про Алексеева»

Россия, кинокомпания «Новые люди», реж. Михаил Сегал, в ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин, Светлана Первушина, Анастасия Попкова, Андрей Макаревич.

Пенсионер Николай Алексеев, достав с антресолей листки с текстами и взяв у бывшего соседа гитару, едет из Тулы в Москву на полуночный радиоэфир. Где слушателям (и зрителям) напоминают, что он известный бард, на песнях которого выросло несколько поколений, звезда 60-70-х, о котором уважительно писали Окуджава и Бродский, с которым просит сфотографироваться случайно зашедший в студию Макаревич и приветы которому шлют из Америки, с гор и даже из космоса.

Тизер фильма «Кино про Алексеева».

Параллельно действие начинает скакать по волнам его памяти, запрыгивая то на фестиваль КСП 1980-го года (где Алексеев совершил «гражданский подвиг», спев песню про дезертира), то в 1967-й, где друзья пытаются сосватать его со своей знакомой, то в 72-й, где на него влюблёнными глазами смотрит одна девочка, то в 61-й, когда в общаге праздновали полёт Гагарина, а Николай пьяным раскричался во дворе, за что на следующий день ему чуть было не пришили дело за «измену Родине». Культурные приметы эпохи – спектакль «Пять вечеров» с Ефремовым и Табаковым; съёмки «Андрея Рублёва», где в перерыве между дублями Тарковский с Солоницыным рассуждают о значении слова «любовь»; испытание нового автомата Калашникова (с которым Алексеев, инженер на оружейном заводе, пытается конкурировать); портреты Ленина и Дзержинского в строгом кабинете.

А в финале сюжет проделывает фокус, о котором невозможно говорить, чтобы не испортить впечатление будущим зрителям, но который добавляет картине света и обаяния, обеспечивая устойчивое послевкусие.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева».
1
Кадр из фильма «Кино про Алексеева».

Ещё недавно Михаила Сегала считали мастером «малого кино»: клипы, короткометражки, состоящие из новелл «Рассказы» (его дебютный фильм «Франц + Полина» помнят меньше). Поэтому в творческом отношении режиссёр сделал несомненный прорыв, рывок к заоблачным вершинам: «Кино про Алексеева» - это кино большой формы, многослойное, многоуровневое, почти эпическое. И это здорово: нынче наши авторы редко берутся сочинять романы, предпочитая более лёгкие повести и всё те же рассказы. А здесь – Судьба на фоне Эпохи; может, и без этих заглавных букв, но всё равно – материал для российского кино не самый привычный, а потому любая попытка такого фильма заслуживает по меньшей мере внимания и уважения.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева».
2
Кадр из фильма «Кино про Алексеева».

Сегал к тому же справился отменно: с объёмом он совладал полностью, заданную планку взял. Режиссёр мастерски соединяет прошедшее и настоящее визуальными рифмами, с лёгкостью перелетает из года в год, не теряя при этом нити повествования, не отказывает себе в «красивостях», но неизменно подчиняет их общему замыслу. Написанный им сценарий полон не только уважительных «поклонов», но и житейского юмора, на ура принимаемого зрителями. «Вкусная штука еда», - говорит его герой, чтобы что-то сказать за обедом; вот и картина вышла вкусная, сочная, зрелая. Уже сейчас можно смело говорить, что это одна из лучших работ 2014-го года.

«Кино про Алексеева» по всем показателям - серьёзный претендент на главный приз. Об этом говорил и переполненный фестивальный зал (Сегала знают, фильм ждали), и последовавшие на финальных титрах овации (похоже принимали, например, год назад «Географ глобус пропил»). В отличие от «Белой белой ночи» - это целиком и полностью зрительская картина, которую приятно нахваливать и обязательно будут друг другу рекомендовать (что наверняка обеспечит ленте приз от кинопрокатчиков). Но «проблема» в том, что это не кино Звягинцева. Нет, как зритель он, быть может, смотрит и любит разные фильмы, но как автор он стоит на противоположной стороне. Тем более что работа Сегала – о времени, но о прошедшем, сладкое ретро. Конечно, в жюри заседают ещё несколько человек, которые в случае чего могли бы попытаться своего председателя и переубедить; но на всякий случай следует настраиваться на призы рангом пониже. Пока же ясно только, что большим соблазном будет наградить давно не снимавшегося 76-летнего Александра Збруева – актёра, приятного во всех отношениях.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева».
3
Кадр из фильма «Кино про Алексеева».

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)