+9
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: Сталлоне, Мюррей и «Отверженные»


9 7 766

Обзор кинопремьер: Сталлоне, Мюррей и «Отверженные»

Кадр из фильма «Отверженные»

В прокат выходят «Отверженные» - экранизация легендарного мюзикла, основанного на классическом романе Виктора Гюго, с Хью Джекманом и Расселом Кроу в главных ролях. Компанию им составляют «Неудержимый» Сильвестр Сталлоне, «Гайд-парк на Гудзоне», где Билл Мюррей изображает президента Рузвельта, и молодежная история про то, как секс случается «В первый раз».

 

«Отверженные» (Les Misérables)

Великобритания, реж. Том Хупер, в ролях: Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Эдди Редмэйн, Аманда Сайфред, Саша Барон Коэн, Хелена Бонем Картер.

Сайт фильма

В 1815 году Жан Вальжан выходит на свободу – после 19 лет, проведенных на каторге за кражу буханки хлеба и неоднократные попытки побега. Сменив имя, он полон решимости изменить судьбу – и даже умудряется стать уважаемым мэром города. Но его старый знакомый Жавер, продвинувшийся по карьерной лестнице от надсмотрщика до полицейского инспектора, не склонен доверять бывшим преступникам – и даёт клятву небесам, что найдёт и снова посадит Вальжана.

Сюжет непримиримого мужского соперничества, растянувшегося на десятилетия, в иных руках мог бы стать прекрасной основой для долгоиграющего криминального телесериала (да наверняка не раз уже и становился). Но 150 лет назад он оказался центром одного из лучших романов Виктора Гюго, а в 1980-м композитор Клод-Мишель Шонберг и поэт Ален Бублиль представили на суд публики свой мюзикл «Отверженные», киновоплощение которого выходит теперь за подписью режиссёра Тома Хупера. И знаете, нет, пожалуй, большего удовольствия для истинного киномана, чем наблюдать, как прямо на глазах, на большом экране, проявляется нечто, что просто обречено остаться в золотых летописях кинематографа. А эти «Отверженные» - останутся точно, даже без учета кассовых сборов и общего количества полученных статуэток (у фильма восемь номинаций на «Оскар» и девять – на премию Британской киноакадемии, а также три уже полученных «Золотых глобуса»). Хотя лишь годы смогут точно определить место фильма в истории искусств (что было уже ими сделано в отношении и романа, и мюзикла), уже сейчас хочется верить, что это тоже - классика на времена.

Глупо прозвучит «Эта картина ошеломляет» – но да, ошеломляет. Эпическим размахом, многослойностью и многофигурностью – которые, конечно, были присущи и роману, но здесь обрели безупречную кинематографическую форму. Отточенными музыкальными номерами – пришедшими, разумеется, с театральных подмостков, но в фильме получившими яркое и впечатляющее воплощение. Том Хупер, обладающий репутацией мастера исторического жанра (мини-сериал «Елизавета I», «оскароносный» «Король говорит!»), с блеском доказывает, что ему по плечу не только разговорные драмы. И вслед за создателями оригинальных «Отверженных» опровергает миф о мюзикле как о сугубо «лёгком» развлечении. Музыка сочетается у него с глубоко проработанным фоном, тема любви достоверно переплетается с темой революции, а частное получает глобальное обобщение с тем же мастерством, с каким камера от крупного плана героя взмывает ввысь под самые облака.

В рамках 2,5-часового полотна Хупер позволяет себе быть разным – не утрачивая при этом чувства единого стиля. Он даёт Энн Хэтэуэй спеть её сольный номер одним крупным планом – а это почти пять минут, прожитых нами на одном дыхании с героиней! Трагический Рассел Кроу обе свои арии исполняет, шагая по краю бездны, а Саша Барон Коэн и Хелена Бонем Картер выдают блистательную «цыганщину», не стесняясь в заданных рамках отчаянно комиковать. Но если потенциал этих актёров был очевиден и в предыдущих работах, то Хью Джекмана «Отверженные» открывают с совершенно новой стороны. Он и до этого играл, конечно, драматические роли, но все же со столь сильным материалом пока еще никогда не сталкивался, а взявшись за него – несомненно, выиграл.

Когда в 1832-м году парижские студенты перегораживают улицу баррикадой, Хупер даёт нам взглянуть на ночной город с высоты птичьего полёта, показывая, что эта баррикада – единственная. Время еще не пришло, народ пока не готов к решительному сопротивлению. И пусть параллели не до конца очевидны, тем и сильны классические сюжеты, что обладают свойством быть неизменно актуальными для каждого нового поколения. И это – дополнительный довод не пропустить «Отверженных» сейчас, застав тот миг, когда путь фильма в вечность только начинается.

См. также:

«Песни о чем-то большем»

«Золотой глобус» достался «Отверженным» и «Операции «Арго»

«В Лос-Анджелесе объявлены номинанты на «Оскар»

 

 

«Неудержимый» (Bullet to the Head)

США, реж. Уолтер Хилл, в ролях: Сильвестр Сталлоне, Санг Кенг, Джейсон Момоа, Кристиан Слэйтер, Сара Шахи.

Сайт фильма

Расследуя убийство своего бывшего напарника, продажного копа, с позором некогда выгнанного со службы, следователь быстро выходит на Джимми Бобо – киллера с многолетним стажем. Но вместо того, чтобы посадить, предлагает ему стать одной командой – и общими силами выйти на заказчика. Джимми ненавидит полицейских, но тут у него имеется свой резон: его напарника тоже убили.

Как ни странно прозвучит, это экранизация комикса – французского. О чем можно и не догадаться, потому что Сталлоне всегда снимался в похожих фильмах – без особой, скажем так, философской составляющей. Есть враг, его надо найти и убить – а остальное всё уже разной степени забавности детали. В этом смысле Сталлоне, кстати, всегда сильно отличался от Шварценеггера, «Возвращение героя» которого стартует через две недели. У того проекты, как правило, являются всё же штучным товаром – и непременно товаром категории «А». Сталлоне не особо придирчив – и вполне довольствуется стандартными «Б»-боевиками. Понятно каждому, почему его новый фильм получил у нас название «Неудержимый», но и оригинальная «Пуля в голову» прошла бы наверняка совсем неплохо.  Потому что не заголовок важен, а стиль – такой, как в «старые добрые времена», как в 80-е, в эпоху видеосалонов. И у этого стиля до сих пор есть преданные поклонники – которым неинтересны приключения выдуманных супергероев, а важен просто мощный мужик, способный переломать кости и вышибить мозги каждому, кто плохо посмотрит в его сторону. Потому и странно, конечно, что Сталлоне нашел очередного такого мужика именно в комиксе. 

Отдельно можно сказать про те самые детали, которые помогают отличить один олдскульный боевик от другого. Действие происходит в Новом Орлеане, что дополняет сюжет не только порядком поднадоевшим уже карнавалом, но и костюмированным приемом с голыми девушками и со Сталлоне в «венецианской» маске. Коп, ставший временным партнером убийцы, - кореец, обожающий свой телефон и то и дело доказывающий его преимущества. И это весьма любопытный пример продукт-плэйсмента: ведь для Джимми, как и для большинства его ровесников, телефон по-прежнему является лишь штукой, где надо просто тупо ткнуть на нужные кнопки. Роль Кристиана Слэйтера, к сожалению, сводится к красивой фразе, которую он произносит, будучи крепко привязанным к стулу:  «Вы не сделаете со мной ничего такого, чтобы я сам с собой не сделал ради удовольствия!». Да, и такой же забавы ради главного злодея, с которым Сталлоне бьётся в финале на топорах, играет тут Джейсон Момоа – не только Кхал Дрого из «Игры престолов», но и новый Конан-варвар (еще раз привет Арнольду).

Но даже эти мелочи не придают картине принципиальной новизны – за которой тут, впрочем, никто и не гонится. Это фильм для ценителей «чистого жанра», и в данном плане его авторы и не обманывают, и не стараются прыгнуть выше своей головы. Они следуют прямо по давно проложенному курсу: есть враг, его надо найти и убить. Ни больше, ни меньше. Без прикрас – зато всё в нужных пропорциях.

 

«В первый раз» (The First Time) 

США, реж. Джон Каздан, в ролях: Бритт Робертсон, Дилан О’Брайэн,  Крэйг Робертс,  Виктория Джастис, Джеймс Фрешвилл.

Сайт фильма

Они знакомятся даже не на вечеринке, а за её воротами: Дэйв репетирует признание девушке, в которую влюблён, Обри надоело тусить, но она не может уйти без подруг. Слово за слово – разговорились.

Так они проговорят едва ли не весь фильм - с короткими ответвлениями на встречи с друзьями и родителями. Поначалу это ни к чему не обязывающий разговор: он, как уже сказано, влюблён, у неё тоже есть парень, к тому же сильно старше и опытнее. Но именно отсутствие потаённых стремлений – когда не надо притворяться и быть лучше, чем есть на самом деле, - позволяет им открыться друг другу. И постепенно, постепенно… Как вообще рождается чувство? Вопрос, над которым уже не одну сотню лет бьются не только обычные люди, но и художники, стремящиеся удержать, запечатлеть сей важный момент для вечности. И очередную попытку поймать неуловимое можно счесть очень даже удачной. Ну или как минимум чрезвычайно милой.

Это такая альтернатива «Американскому пирогу» - без пошлых шуток, неудобных сцен и с целомудренным затемнением на самом интересном месте. «Ты просто мальчик-одуванчик, как Бэмби», - подобное сравнение очень точно характеризует как героя, так и саму картину. Это история о познании мира – и о знакомстве с загадочным существом противоположного пола. «Я ничего не знаю об отношениях», - признаётся он в самом финале. «Да я тоже», - радостно вздыхает она, подтверждая, что сама находится в том же положении, не имея готовых ответов. Молодым ничего не остаётся, как пройти всё начертанное без чужих подсказок. И самостоятельно сделать слегка разочаровывающий, быть может, вывод: «Секс лучше всего, пока его нет. Потому что пока его нет, секс – это твоя мечта, вокруг него вертится весь твой мир. А потом - секс это просто секс». Опровергать или доказывать данное утверждение героям предстоит уже за кадром.

 

«Гайд-Парк на Гудзоне» (Hyde Park on Hudson) 

Великобритания, реж. Роджер Мичелл, в ролях: Билл Мюррей, Лора Линни, Сэмюэл Уэст, Оливия Колман, Оливия Уильямс.

Сайт фильма

Накануне Второй мировой войны президент США Франклин Делано Рузвельт принимает в доме своей матери британских монархов - Георга VI с супругой. Свою пятиюродную кузину Дэйзи президент на торжественный обед в честь гостей не пригласил, но обещал прогуляться с ней вечером – у них вроде как, возможно, скрытое от посторонних глаз сильное чувство.

Безусловно, тут был очевидный «оскаровский» расчет. Американская киноакадемия любит крупных политиков и тем более монархов – что убедительно доказывают победы Хелен Миррен, Колина Фёрта и Мерил Стрип. Для того чтобы у Билла Мюррея появились все шансы пополнить их ряды, ставки увеличили вдвое: тот самый заика-король (который «Король говорит!») приезжает в гости к одному из самых обожаемых американских правителей, четырежды выигрывавшему национальные выборы, даже будучи прикованным к инвалидной коляске. Однако сыграв президента, которого в самом буквальном смысле носили на руках, не то что заветного приза, но даже и номинации Мюррей не получил. Жаль - в том плане, что было бы забавно посмотреть, как Рузвельт сразится за симпатии с Линкольном. Судя по всему, академики решили не обострять – ибо оба президента любимы народом и негоже путем голосования выбирать между ними лучшего. Поэтому «Гайд-Парк» был отодвинут от премиальных раздач еще на предварительном этапе – не повезло, что ж тут скажешь. «Верная» ставка не сыграла.

Возможно, впрочем, что дело не в «заговоре», а в том, что фильм просто не до конца получился. Он неплохой, но очевидным образом «не дожат», слишком стерилен. Даже несмотря на то, что Дэйзи оказывает «беспомощному» президенту небольшие услуги сексуального характера. Даже несмотря на то, что позже выясняется, что эти услуги оказывает ему не она одна. Властная мать, лесбиянка-жена, всё понимающая секретарша – Рузвельт намеренно показан здесь в окружении одних женщин, которые в той или иной степени пытаются навязать ему свою волю, пока он ведет страну своим курсом. Приехавшие король с королевой боязливо выражают надежду, что успеют напиться до начала праздника в их честь, но всё проходит совсем не так плохо, как они предполагали. Разговор вертится не вокруг грядущей войны, а вокруг обстоятельств сугубо личного характера – и дружба между державами подкрепляется не подписями на официальных бумагах, а хот-догом, отважно съеденным королём на пикнике.

Все эти ходы, привычные для фильма на знакомую каждому тему (тема знакома настолько, что имеет смысл сосредоточиться на шутливых нюансах), не получают в итоге должного накала, весомого разрешения. И натужная «лёгкость» картины оборачивается ей же во вред. Если сравнить кино с пунктуацией, то можно сказать, что здесь много запятых, многоточий, открывающих и закрывающих скобок – но отсутствуют точки и восклицательные знаки. Принципиальной «ошибки» в этом нет – но надо быть готовым к тому, что не всеми подобный стиль письма будет по достоинству оценён.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (6)

  • BabyRoo
    BabyRoo 08 февраля 2013

    Скажите, ну почему, почему "Неудержимый"? Неужели это настолько трудно перевести? Или есть какие-то ограничения на "страшащие" названия фильмов?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 08 февраля 2013

    это чисто прокатные ходы. прокатчики не верят в народ - вот и придумывают названия "попроще", чтобы массы сами собой на фильм подтянулись. многолетняя уже тенденция - и печальная, разумеется

    Ответить
    1 +
  • Иван Герасименко
    Иван Герасименко 08 февраля 2013

    "Эпическим размахом, многослойностью и многофигурностью – которые, конечно, были присущи и роману, но здесь обрели безупречную кинематографическую форму. Отточенными музыкальными номерами"

    Посмеялся)
    Фильм идет 2,5 часа. 2,5 часа тоскливого нединамичного действия, где весь фильм не говорят, а поют. В течение всего фильма каждый из зала успел зевнуть, посмеяться и сказать - что ж они так долго все умирают!

    Не рекомендую идти.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 08 февраля 2013

    вот странная претензия - поют. а что обычно в мюзиклах делают? это уж жанр такой, простите. вы его или любите и смотрите, или не любите и зеваете. но если второй случай - зачем вообще шли

    Ответить
    0 +
  • HeadHunter
    HeadHunter 09 февраля 2013

    Неудачные примеры премьер!
    Есть получше :
    "Облачный атлас"
    "Джанго освобожденный"
    "Семь психопатов"
    "Ограбление казино"
    "Муви 43"

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 февраля 2013

    так писали о них уже, каждую неделю, что ли, переписывать?

    Ответить
    0 +