+11
Сохранить Сохранено 7
×

Жестокость и нежность Ким Ки Дука


11 5 711

Жестокость и нежность Ким Ки Дука

 

Южнокорейский кинорежиссер Ким Ки Дук на пресс-конференции в рамках Московского международного ежегодного фестиваля независимого кино «Завтра». © Антон Белицкий/Ridus.ru. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Главным гостем кинофестиваля «2morrow\Завтра» стал знаменитый южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. За один субботний день он встретился с журналистами, дал мастер-класс и пообщался со зрителями после показа своего нового фильма «Пьета», месяц назад победившего на Венецианском кинофестивале. После чего спел песню, которая вместила в себя все грусти и печали корейского народа.

«Пьета» рассказывает о человеке, выбивающем долги из бедняков чрезвычайно жестоким способом. Его «клиенты» - мастеровые люди, работа которых неразрывно связана с опасными приборами, станками и инструментами; каждый из них имеет страховку на случай профессиональной травмы. Таковую травму и обеспечивает герой фильма: он отрезает несчастным руки и ломает им ноги. И единственно, что не убивает: мертвому страховку не выплачивают. «В Корее действительно существует проблема нелегального использования страховок, - рассказывает Ким Ки Дук об истоках своего фильма. – Многие специально получают серьезные увечья, и от этого рушатся их семьи. Я знаю это, потому что с 16 лет сам работал в индустриальном регионе Сеула. И хотя рассказанное здесь не является автобиографией, я хотел обратить внимание зрителей на тех людей, которые там работают. В основе сценария «Пьеты» лежало два образа: это образ индустриальной зоны и образ живущих там рабочих. Мне было важно показать человека тяжелого труда, его тесную взаимосвязь с его инструментами. Я задумался: неужели люди живут по такому же принципу, что и их оборудование?..»

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

«Эта история держится на трех главных идеях, - говорит режиссер. - Первая – это деньги. В современном мире всем заправляет капитализм, и мне было важно показать связь человека и денег, как деньги взаимодействуют с людьми и влияют на них. Вторая тема – это тема семьи. Люди не рождаются злыми, такими их делает окружающая обстановка. И вопрос, который я ставлю: можно ли сохранить семью в сегодняшних капиталистических условиях? Третий момент носит религиозный оттенок: в финале фильма я хотел показать, что в современном обществе зачастую невозможно понять, кто здесь виновник, а кто жертва».  

 

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Собственно сюжет фильма строится на том, что однажды возле героя оказывается женщина, утверждающая, что она – его мать, тридцать лет назад бросившая новорожденного в роддоме. Сейчас, внезапно вернувшись, она умоляет простить ее – и вдруг оказывается, что не знающий жалости бандит все еще способен на человеческие чувства. «Этот фильм я посвящаю всем матерям и всем сыновьям, - сообщает автор и тут же добавляет: Но также и дочерям, и вообще всем, у кого есть дети. Моей матери сейчас 84 года, и она «Пьету» не видела. Но ей понравился полученный мною «Золотой лев», она сказала, что он очень красивый - и я его с радостью ей подарил».

Так легко «расставшись» со своею заслуженной наградой, Ким Ки Дук тем не менее признает, что именно она послужила причиной того, что «Пьетой» всерьез заинтересовались на его родине. Южнокорейская публика, как и любая другая, предпочитает развлекательные ленты, но победа на Венецианском кинофестивале позволила фильму довольно успешно пройти в национальном прокате и получить высокие оценки местных критиков. Хотя режиссер и признает, что большего внимания (тоже благодаря кинофестивалям) его картины удостаиваются все же в Европе и, в частности, в России. И отмечает существенную разницу: «В Европе мои фильмы воспринимают головой, а в России - сердцем и душою».  

 

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Впрочем, против развлекательных фильмов Ким Ки Дук ничего не имеет, не скрывая, что и сам иногда их смотрит. Такие ленты, понимает он, играют огромную роль для людей, сильно устающих за день тяжелой работы, они помогают развеяться и забыть невзгоды. Его же собственные картины поднимают тяжелые проблемы и поэтому смотреть их непросто – но все-таки режиссер намерен и дальше создавать именно такие произведения. «Грусть, боль и радость, которые я пережил за свою жизнь, - это то, что дает мне силы работать. Если человек не будет увлечен, у него не будет сил для жизни. Я снимаю свои фильмы душой, именно душа – основной компонент моего творчества, а вовсе не камера и не количество денег. В хорошем фильме можно даже услышать, как бьется сердце режиссера».

Разумеется, подобное признание не может не вызвать удивления, учитывая необыкновенную жестокость, свойственную «Пьете», как и прочим его фильмам. «Я считаю, - отвечает гость фестиваля, - что жестокие сцены необходимы здесь так же, как и для того, чтобы объяснить белый цвет, нужно обязательно показать черный. У меня тоже болит сердце, когда я смотрю подобные ленты, но если ты их не досмотришь, то не поймешь послание автора. Жестокость в кино не существует ради жестокости, это – лишь способ обратить внимание зрителя на существующие в мире проблемы. Я бы и сам очень хотел снять фильм без крови - но для этого нужна более подходящая эпоха». При этом себя Ким Ки Дук считает довольно светлым человеком с мягким характером, который много смеется и всячески старается веселить окружающих его людей.

 

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Режиссер Ким Ки Дук на фестивале независимого кино в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Важная часть московской программы прославленного режиссера - мастер-класс для слушателей образовательной программы «Партизан», проходящей в рамках «2morrow\Завтра». На вопрос Киноридуса о главном тезисе его выступления Ким Ки Дук ответил: «У «Пьеты» скромный бюджет, всего сто тысяч долларов, зато в этом фильме заложен большой смысл. Сейчас наступил период малобюджетного кино, когда каждый может купить такую же камеру, как и у нас, и снимать свои собственные фильмы. Кино - это не деньги, это в первую очередь страсть, желание и душа режиссера». И позже добавил: «Нужно усердно снимать кино - тогда всё получится».

Ярче всего этот посыл подтверждает предыдущий фильм Ким Ки Дука «Ариран», показанный в рамках персональной ретроспективы автора. При его создании не было ни дорогой аппаратуры, ни большой съемочной группы – хватило простой камеры и одного человека в кадре. Причем им оказался сам Ким Ки Дук. Пребывая в глубочайшей депрессии, начавшейся после несчастного случая на съемках ленты «Мечта» (тогда чуть не погибла актриса), режиссер обрекает себя на добровольное изгнание и, живя отшельником, ведет обстоятельные разговоры с самим собой и со своей тенью. «Почему ты больше не снимаешь фильмы? – спрашивает он себя. - В чем твоя проблема?» И отвечает: «Мне необходимо снимать, чтобы быть счастливым – поэтому я снимаю себя», «Снимая о себе, я могу исповедаться – и как режиссер, и как человек», «Я снимаю себя и играю, потому что я хочу снять фильм!»

Кадр из фильма «Ариран». © Официальный сайт Московского международного ежегодного фестиваля независимого кино «Завтра»

Терапия, как мы видим, подействовала и привела сперва к победе «Арирана» в рамках каннской программы «Особый взгляд» (где он обыграл, кстати, «Елену» Андрея Звягинцева) и спустя год – к «Золотому льву». Другой, правда, вопрос, стали бы мы смотреть такой фильм, если в кадре был бы не Ким Ки Дук, а никому неизвестный дебютант? Но это вопрос, естественно, риторический. Тем более что в финале «Арирана» режиссер мастерит револьвер и выходит с ним на улицы города – что придает картине особое очарование. Как и то, что последнюю пулю художник оставляет для самого себя. Погибнув и собственноручно сняв собственный некролог, маэстро тут же возродился из пепла - и снова готов радовать нас своим творчеством.

Он пока не говорит, о чем будет его следующий фильм, но обещает, что и в нем будет затронута тема важных для каждого человека моральных ценностей. И на прощание поет для московских поклонников песню «Ариран», которая несет в себе все грусти и печали корейского народа, одновременно даря надежду на лучшее.

См. также:

«В Венеции победил Ким Ки Дук»

«Pussy Riot Avtozak» и другие фильмы кинофестиваля «Завтра»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+11

 

   

Комментарии (4)

  • aleksa_net
    aleksa_net 07 октября 2012

    глыба

    Ответить
    0 +
  • временами
    временами 07 октября 2012

    А это модно сейчас, рассказывать конец упоминаемого фильма?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 07 октября 2012

    просто это настолько необычный фильм, что я не посчитал это за спойлер. извините. но вы ведь все равно его не посмотрите

    Ответить
    0 +
  • MironovMike
    MironovMike 07 октября 2012

    "Весна, лето, осень, зима… и снова весна" оч хороший фильм!

    Ответить
    0 +