+3
Сохранить Сохранено 7
×

На словах ты Лев Толстой, а на деле... Особенности дизайна Артемия Лебедева


Даниил Эпштейн

Все статьи автора

На словах ты Лев Толстой, а на деле... Особенности дизайна Артемия Лебедева

Два дня назад, 9 сентября, поклонники Льва Толстого отмечали 186-й день рождения русского классика, автора бессмертного романа «Анна Каренина».

По мистическому совпадению, в тот же день студия российского дизайнера Артемия Лебедева представила на суд общественности свой вариант логотипа московского метрополитена.

С 1935 года столичная подземка неоднократно «подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном», — так описывается суть проблемы на сайте дизайн-студии.

Не силясь мириться с подобным безобразием, Тёма воспользовался масштабным исследованием истории логотипа метрополитена Константина Коновалова и стандартизировал логотип в виде горящей красной буквы «М».

Здесь стоит предложить читателю вспомнить курс школьной литературы и отыскать на задворках памяти образ одного из самых интересных персонажей, родившихся из-под пера русского классика — героя романа «Анна Каренина» Константина Левина.

Мыслитель-деятель Левин, которого Толстой наделил легкоузнаваемыми автобиографическими чертами характера, страстно любит жизнь. «Жить и делать» — таково его жизненное кредо.

Подобно активно подстегивающему к жаркой дискуссии аудиторию своего ЖЖ Лебедеву, Константин Дмитриевич пытается постичь тайну общественных отношений и определить свое место в современных условиях. Для этого Левин пускается в пространные рассуждения с простыми рабочими мужиками — сравнение с ЖЖ-общением Артемия с читателями напрашивается само собой.

Дизайнер Тёма — автор небезызвестного «Ководства», своеобразного «мануала» по графическому и промышленному дизайну. Его блог в «Живом Журнале» пестрит интересными находками в сфере дизайна, однако интересны они ровно до тех пор, пока лежат в теоретической плоскости. Как и Левин Толстого, Лебедев отлично понимает специфику современной России, которой невозможно без труда «привить» западные теории преобразования графического облика окружающей действительности.

С этой мыслью в уме Лебедев представил туристический логотип Саратова, который поверг в шок и жителей города, и активистов блогосферы:

Глава Саратова Олег Грищенко, увидев результат трудов студии Лебедева, поспешил от увиденного максимально дистанцироваться: «Я так понимаю, это личное дело разработчика, его желание разместить и продвинуть свою торговую марку, чтобы, может быть, подороже продать», — заявил градоначальник.

Однако эти слова не тронули Лебедева: все более обретающий черты Левина, Тёма поглощен мыслями об общем деле, не забывая, разумеется, о личном благе: цель, захватившая его сознание — внедрение во всех городах именно того дизайна, которого жители, по его мнению, и заслуживают.

Подобно сельскохозяйственной артели, идея которой перевернула внутренний мир персонажа Толстого, дизайн-студия Артемия Лебедева выдает на-гора логотип за логотипом неискушенным россиянам. Руки Тёмы дотянулись и до логотипа столицы: венец исканий дизайнера на путях конкретно-социального мышления, социальных отношений.

Однако то, что послужило апогеем духовного развития Левина, для Лебедева обернулось провалом: очередной логотип не оценили ни специалисты в сфере графического дизайна, ни жители столицы:

Суровая реальность доказала Левину, что «общее дело» невозможно в условиях разделенного общества. Современная российская общественность оказалась также бесконечно далека от ожиданий Лебедева: к великому удивлению дизайнера, она смогла привить себе хороший вкус (и когда только успела?).

Оказавшись в подобной ситуации, герой «Анны Карениной» подумывает о самоубийстве. Наш же «герой» Лебедев подумывает о скорейшем старте своей очередной этнографической экспедиции в Китай. Благо деньги за очередную вершину лебедевского креатива уже в кармане.

Лебедев очень заигрался в Левина, который хоть и мыслит глобально и перспективно, но все же считает подобные идеи неприменимыми к русскому крестьянству. Пора дизайнеру осознать, наконец, что у основного потребителя его дизайна — у граждан России — грязь с лаптей отвалилась давным-давно, и «впарить» им несусветное кощунство в виде обновленной буквы «М» или «переосмысленной красной звезды» уже не получится.

Чересчур проникнувшись «мужицкой» правдой, Лебедев называет Якутию «жопой мира», стараясь, как и Левин, обрести душевное равновесие. Только в случае с персонажем бессмертного русского классика, финал его истории — это примирение с миром, примирение с действительностью. Подозреваем, что финалом истории одиозного дизайнера может стать повышенное внимание к его персоне со стороны сотрудников прокуратуры. Последним, очевидно, стоит посмотреть кто из чиновников поддерживал «начинания» Левина, простите Артемия Лебедева. Это опять же, кроме надвигающихся исков...


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (9)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 11 сентября 2014

    Скажем кратко, как полагается талантливым: ОДИН АБРАША (А.Л.) КАПУСТУ РУБИТ, А ДРУГОЙ (Д.Э.) ЕГО ПИАРИТ. _______________________________________________________ Примеч. 1. Абраша - то же, что жидай. 2. Жидай - нехороший человек. Апофигема Грибов «Про лохов и жидаев» №17 гласит: "Что, для одного, конечная, стратегическая цель - для другого, всего лишь промежуточная, тактическая задача. Первый, думая, что двигается к своей цели, на самом деле, решает задачу, не понимая, что работает на второго. Первый называется «лох», а второй - «жидай». 3. Апофигема - (греч. αποφθηγμα, от αποφθηγγομαι — «говорить напрямик») — краткое и меткое наставительное изречение, нравоучительная сентенция. 4. Лоха от жидая отличить легко: первый руководствуется идеями, второй - бизнес-планом. 5. А.Л. - симулякр под названьем *артемий лебедев*. Любит капусту. 6. Д.Э. - симулякр *даниил эпштейн*, типа Дискурсмонгер. 7. Пиарит - прославляет. Вроде всё.

    Ответить
    0 +
  • илья-7984
    илья-7984 16 сентября 2014

    настоятельно советую обновить свой словарный запас, ну правда, нет сил читать эти заготовленные шаблоны.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 16 сентября 2014

    Поконкретнее пожалуйста. Назовите, какое слово Вам не нравится, и Мы попробуем его заменить. Специально для Вас. Легко.

    Ответить
    0 +
  • Pyxta4ok
    Pyxta4ok 11 сентября 2014

    Ребят, сколько людей, столько и мнений. Мне, например, не нравится читать такие статьи. Всё показано только с одной стороны: "Не нравится". А вы поговорите с людьми, которым нравится. Мне вот нравится Артемий, а так же нравится почти всё, что он делает. Да, он эксцентричный и дерзкий, но он профи высокого уровня. Не нравится, как он говорит и пишет, не читай, не слушай, пройди мимо, не надо обращать внимания. Я детей этому учу, а тут взрослые люди агрятся, в смысле, обращают внимание на это. И звезда - это хороший знак для Москвы. Вот сколько раз сталкивалась с тем, что нужно указать Москву на карте, не подписывая. Ставь, что угодно, но как только появляется звезда, сразу становится понятно, что это Москва. Про Саратов http://www.artlebedev.ru/everything/saratov/ Всё прекрасно смотрится! А мусолить тему "Якутия - опа мира" бесполезно. Я, например, тоже называю районы Москвы, которые находятся с противоположной стороны Москвы от меня "опой мира". Но это же образно. Это же не значит, что там и есть эта "опа". Для кого-то с другой стороны Москвы и мой район "опа мира". А Якутия это вообще... Не надо цепляться за слова.

    Ответить
    0 +
  • asinch
    asinch 11 сентября 2014

    Звездой Москва обозначалась на картах ещё в моём далёком детстве.При чём здесь Тёма?

    Ответить
    0 +
  • Иван Иваныч
    Иван Иваныч 08 октября 2014

    И метро буквой М

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 11 сентября 2014

    с легкой претензией на высокохудожественный троллинг... как-то не вштырило с утречка...

    Ответить
    0 +
  • Бобринский
    Бобринский 11 сентября 2014

    Я сам на каждом углу говорю, что у нас большая проблема с промышленным дизайном. Попробуйте заказать дизайн корпуса, а получив, потом его изготовить. На ваше справедливое замечание, что оно конечно и ярко и местами неожиданно, но как бы не очень удобно с той точки зрения, что если на всё это нужно не только смотреть. И вот эти чудесные блестящие хитровыгнутые штуки, смотрятся ярко, но они мешаются при работе, да и стоят в изготовлении очень дорого и сделать их можно только на одном заводе (а нет ли сговора, спрашивается?). Тогда, надувшись, бюро вам всё как топором обрубает и делает дизайн в стиле "дупло" из стали 10 (всё, вы переведены в разряд "ватников"), забывает про все требования к крепежу, жесткости, весу и пр. Очевидно, что Артемий, как человек опытный сразу переходит ко второй стадии дизайна. Очевидно, что и статья не научит меня лучше объяснять креативной публике, что и как нужно сделать. И как при этом не мыслить до боли примитивно. А их внутриэстетские разборки не очень понятны. "Мы же дизайнеры, а вы тут просто живёте" (с)

    Ответить
    2 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 11 сентября 2014

    Господи, пару раз до этого видел этот логотип в новостной ленте. Звезда означает то, что город - столица. Сам шрифт без изъянов и хорошо смотрится. Логотип без проблем можно внедрять куда угодно. Он простой и приятный на вид. И узнаваемый. Какие вопросы по нему? Нет вопросов. Отличная работа и, уверен, сделанная далеко не за одни день или месяц. Вот Саратов, да, говно какое-то ) При этом явно не справился с задачей. Меня, как русского, он явно не зацепил, иностранцам сделать подобную аналогию мешает минимум ключь "В". Это всё, конечно, личное мнение.

    Ответить
    0 +