Зачем швейцарские истребители отрабатывают взлёт и посадку с автомобильных дорог
- 06 июня 2024 12:23
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
Европейские страны продолжают тестировать военные возможности на фоне обострившейся геополитической обстановки. Вооружённые силы Швейцарии осуществили сложнейшую операцию по отработке посадки и взлёта четвёрки довольно крупных двухмоторных истребителей F/A-18 на участке автомагистрали А1 между городами Аванш и Пайерн во франкоязычной части на западе страны.
Всё прошло очень хорошо…
«Всё прошло очень хорошо», — сказал первый пилот, приземлившийся на автостраде Ален фон Бюрен.
Командир 11 эскадрильи (Fliegergeschwader 11) швейцарских ВВС Марко Шварц остался доволен результатами упражнений. По его словам, в связи с военным конфликтом на Украине такие тренировки снова стали необходимы.
«Эти учения в какой-то момент были прекращены, поскольку считалось, что с окончанием холодной войны и с изменением сценариев угроз изменились и задачи вооружённых сил. Но теперь ситуация с безопасностью в мире изменилась в худшую сторону», — сказал он.
За всю историю швейцарских ВВС это первый истребитель такого типа, который приземлился на автостраду. F/A-18 — боевой самолёт американского производства, предназначенный преимущественно для использования на авианосцах, который менее требователен к длине взлётно-посадочной полосы (ВПП). Возможно, именно эта особенность позволила таким самолётам осуществить столь непростой и опасный трюк.
После посадки самолёты были заправлены и осмотрены техниками. Взлёт с автобана прошёл без каких-либо проблем. Самолёты сделали круг в небе и повторно приземлились на автостраде, после чего окончательно покинули шоссе.
Швейцарская уязвимость
Военное руководство Швейцарии озаботилось возможностью перемещения боевой авиации с точек обычного базирования в нетривиальные места, что свидетельствует об обеспокоенности и осознании угрозы.
На прошлой неделе правительство страны заявило, что такие испытания необходимы, поскольку все средства швейцарских ВВС сосредоточены на трёх аэродромах в Пайерне, Майрингене и Эммене, что делает их уязвимыми для вражеских систем поражения дальнего действия. О каком противнике идёт речь, в сообщении не уточняется.
По заявлению правительства, для снижения риска нападения с применением средств поражения дальнего действия швейцарская армия рассчитывает на возможность вывода своих ударных сил из мест обычной дислокации и развёртывания в других местах — децентрализованных и временных.
Партизанская тактика
Подобная тактика характерна для вооружённых сил этой небольшой альпийской страны. Осознавая незначительность собственной территории, большая часть которой приходится на горную местность, Швейцария делает ставку на концепцию партизанской войны.
Предполагается, что в случае нападения или вторжения вооружённые силы страны передислоцируются в резервные труднодоступные места, откуда и будут наносить точечные удары по противнику. Отработка переброски F/A-18 из точек обычного базирования, испытание возможности взлёта и посадки без использования ВПП — всё это свидетельствует о том, что вооружённые силы Швейцарии намерены и дальше следовать данной концепции.
Подобные учения для швейцарских ВВС не являются чем-то новым. Во времена холодной войны и потенциальной внешней угрозы аналогичные упражнения выполнялись пилотами по меньшей мере десять раз.
Пацифисты недовольны
Впрочем, далеко не все в Швейцарии отнеслись с пониманием к демонстрации лётного мастерства военных пилотов. Пацифистская общественная организация «Группа за Швейцарию без армии» (GSOA) раскритиковала проведённые учения. По мнению активистов, в будущем армии следовало бы воздержаться от организации никому не нужных и расточительных мероприятий.
«Политики должны ориентироваться на трезвый анализ угроз, а не тратить деньги на отработку нереалистичных сценариев», — говорится в заявлении GSOA.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: