+31
Сохранить Сохранено 7
×

Решение ЦБ ужесточить ответственность банков при онлайн-мошенничествах получило одобрение


Решение ЦБ ужесточить ответственность банков при онлайн-мошенничествах получило одобрение

Мошенники

СМИ публикуют сотни историй о том, как граждане становятся жертвами злоумышленников. Так, в сентября «Ридус» подробно рассказал об истории пожилых супругов из Москвы, которые попались на удочку злоумышленников и внезапно стали обладателями 11 беззалоговых кредитов в банке ВТБ на общую сумму более ста тысяч долларов. Систему безопасности финансовой организации ничего не смутило, и они легко дали одобрение.

Благодаря общественному резонансу, который начался после публикации этой истории, банк кредиты все-таки аннулировал. Хотя до этого настаивал на том, что никаких поблажек не будет. Полиция в таких случаях помочь тоже не может.

Чтобы как-то изменить ситуацию, Центробанк готовит новое законодательство, которое поможет гражданам возвращать украденные с банковских счетов деньги. В частности, будет ограничен срок возврата для банков 30 днями.

Глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что кредитные организации должны отвечать перед своими клиентами, а необходимость заниматься возвращением средств, похищенных мошенниками, будет стимулировать банки активнее бороться с ними.

С этим согласен директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal Борис Фельдман. Как он рассказал «Ридусу», что схемы социального инжиниринга и звонков якобы из колл-центра банка клиента совершенствуются чуть ли не каждый день. Но поскольку пользователь по факту сам совершает те или иные манипуляции со своими деньгами, то привлечь к ответственности или хотя бы к помощи банк в данный момент крайне сложно.

Директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal
Директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal© кадр из видео

Тем не менее, у банка есть обязанность всячески содействовать пользователю в процедуре оспаривания мошеннических операций. Например, эти процедуры существовали в рамках нормативных документов у платежных систем Visa и Mastercard. Но даже после их ухода из России у банка сохраняются обязательства по отмене мошеннических операций.

«Сейчас банки не то, чтобы сопротивляются этому, но уж точно никак не содействуют. Ваше заявление рассматривается месяцами, расследование проводит банк долго и неохотно. Понятно, банк ничего не зарабатывает на этом, поэтому сотрудники занимаются подобной работой в последнюю очередь. С этой точки зрения, инициатива ЦБ максимально правильная, потому что на данный момент права потребителя в случае, если он отдал деньги мошенникам, защищены слабо», — пояснил «Ридусу» Борис Фельдман.

Конечно, у каждого гражданина сохраняется возможность обратиться в следственные органы. Но здесь речь идет именно о том, чтобы банк максимально быстро на первом этапе помог в оспаривании мошеннической операции. Эксперт подчеркнул, что обязанность банка — отменять такие операции и расследовать их в максимально быстрые сроки.

«На сегодняшний день банки так или иначе в любом случае компенсируют своим клиентам те денежный средства, которые были украдены мошенническим путем, если это касалось взлома системы банка. При этом все-таки большая часть мошеннических действий происходит за счет получения доступа именно к устройствам клиента. В таком случае было бы не очень правильно, если бы банк отвечал за это», — высказала «Ридусу» свою точку зрения по вопросу зампред правления «Ланта-банка» Ирина Рысь.

Кроме того, спикер убеждена, что если банк обяжут компенсировать все денежные средства украденные мошенническим путем независимо от того, на чьей стороне произошла утечка, проникновение и взлом, то это может породить большое количество новых мошеннических действий.

«Клиенты будут злонамеренно делать такие вещи — фактически инсценировать, понимая свою безнаказанность, перекладывая всю вину и ответственность на банки», — подчеркнула собеседница «Ридуса».

Официальная статистика Банка России гласит о том, что за 2021 год злоумышленники похитили у банковских клиентов 13,5 миллиардов рублей. Из них кредитные организации вернули только 920,5 миллионов рублей, это всего 6,8%. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста объема хищений.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+31

 

   

Комментарии (0)