+87
Сохранить Сохранено 7
×

Оружие Судного дня: как Россия дошла до «Посейдона»


Оружие Судного дня: как Россия дошла до «Посейдона»

Коллаж по материалам из открытых источников

Выступая на церемонии подписания договоров о вхождении новых субъектов в состав России, В. В. Путин напомнил, что в августе 1945 года США, разбомбив Хиросиму и Нагасаки, первыми создали прецедент применения ядерного оружия.

Следует отметить, что никакой военной необходимости в ядерных бомбардировках не было. Япония уже проигрывала войну, понеся невосполнимые потери в сражениях на Тихом океане, и находилась в морской блокаде, что поставило ее экономику в состояние, не способное обеспечивать нужды своей армии. Но Гарри Трумэн думал иначе, считая своим долгом применить это оружие не столько против японцев, сколько для демонстрации своей военной мощи.

Япония в данной ситуации, скорее, играла роль «расходного материала» в стратегии США, как сейчас Украина. А что японцы? Да ничего. Ежегодно вспоминая жертв этой бомбардировки, они упорно не называют виновников трагедии, которые не считают нужным принести извинения. Такой вот японский гамбит, положивший начало гонке ядерных вооружений.

Можно долго дискутировать о том, кто и когда начал свою атомную программу, поэтому для примирения сторонников разных версий отмечу, что исследования в этой области в СССР и США начались приблизительно в одно время, но проводились в разных условиях. Для Советского Союза они тесно связаны с войной против фашистской Германии, что и объясняет наше отставание, которое было ликвидировано в 1949 году. В дальнейшем события развивались разнопланово: от ядерного противостояния в 1962 году до достижения паритета в 80-х.

Однако не будем рассматривать весь спектр «ядерных отношений» сверхдержав, коснёмся только его части. В ноябре 2015 года в ходе ежегодной встречи президента России с представителями Минобороны и ВПК состоялся показ презентации проекта «Статус-6», получившего впоследствии народное название «Посейдон».

С этого времени страсти по нему в медиапространстве — как внутри, так и за пределами нашей страны — не утихают до сих пор, вплоть до утверждений о его низкой эффективности. Собственно, о нём и пойдёт речь в этой статье. Как ни странно, но идея создания такого проекта выдвигалась ещё 70 лет тому назад.

Такая подводная лодка ВМФ не нужна

В начавшейся ядерной гонке остро стоял вопрос о средствах доставки боеприпасов к объектам поражения. В поисках приемлемых решений произошло рождение ядерной триады, состоящей из стратегической авиации, межконтинентальных ракет наземного (МБР) и морского (БРПЛ) базирования. Но это сейчас, а в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века до совершенных систем было ещё далеко, поэтому поиски велись и в других сегментах достижений науки и техники, одним из которых была разработка ядерного реактора с паровой турбиной для использования в судостроении.

В этих условиях советские учёные-ядерщики А. П. Александров, И. В. Курчатов и Н. А. Доллежаль в инициативном порядке, без ведома военных моряков, выдвинули предложение о разработке объекта № 627, который предусматривал создание подводной лодки с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Постановление Совета министров СССР № 4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта № 627» было подписано И. В. Сталиным 9 сентября 1952 года.

Проектирование возлагалось на СКБ-143 (в настоящее время Морское бюро машиностроения «Малахит») под руководством В. Н. Перегудова. Основным боевым предназначением корабля было нанесение удара по прибрежной инфраструктуре противника применением сверхбольшой торпеды с зарядом огромной мощности (суперторпеды), получившей обозначение Т-15. Её разработка была возложена на НИИ-400, сейчас концерн «МПО — Гидроприбор».

Носовая часть пл пр. 627 (эскизный проект)
Носовая часть подводной лодки проекта 627 (эскизный проект).Источник: www.malachite-spb.ru.

По данным сайта Военно-технического сборника «Бастион» (журнал ВПК, bastion-karpenko.ru), длина Т-15 составляла около 23 метров, вес — 40 тонн. Мощная аккумуляторная батарея, занимавшая её больший объём, обеспечивала скорость 29 узлов и дальность хода до 30 километров.

В качестве ядерной боевой части, предположительно, использовался «носимый» вариант водородной бомбы, диаметр которой составлял 1500 миллиметров. Такое техническое решение было принято по причине того, что в ВМФ ещё отсутствовали БЗО (боевые зарядные отделения) в ядерном исполнении для штатных торпед калибром 533 миллиметра. Для хранения на корабле и стрельбы проектировался специальный торпедный аппарат (СТА), занимавший первые два отсека подводной лодки (хорошо виден на эскизном проекте).

Проект, не согласованный со специалистами ВМФ, получился более чем противоречивый. С одной стороны, он обеспечивал относительно скрытную доставку ядерного боеприпаса (ЯБП) к территории противника для его последующего применения. Дизельные подводные лодки обеспечить этого не могли, так как вынуждены периодически всплывать на перископную глубину или в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей. А с другой, обладал рядом недостатков.

Подводная лодка могла решать только одну задачу, так как помимо Т-15 в боекомплекте предполагалось иметь всего две торпеды калибром 533 миллиметра для самообороны. Для применения суперторпеды необходимо было подходить практически вплотную к побережью, преодолевая эшелонированную противолодочную оборону противника. Не были решены вопросы согласования конструкции Т-15 и СТА с общекорабельными системами и другие.

В 1954 году технический проект корабля дошёл до Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова и был рассмотрен экспертной комиссией, которая пришла к выводу, что подводная лодка с таким вооружением флоту не нужна. Вывод был вполне обоснованным ещё и потому, что в разных стадиях разработки находились проекты других, более эффективных, носителей ядерного оружия. Так, уже 16 сентября 1955 года состоялся первый пуск баллистической ракеты с подводной лодки Б-67. В результате проект Т-15 был закрыт, а объект 627 получил продолжение и материализовался в легендарной подводной лодке с классическим торпедным вооружением К-3 «Ленинский комсомол», на которой 1 июля 1958 года был поднят флаг ВМФ СССР.

Научные идеи не умирают, но сначала «Кузькина мать»

Но идея суперторпеды не умерла, она жила своей жизнью и время от времени пыталась обрести реальность. По материалам из открытых источников известно, что в 1961 году А. Д. Сахаров предлагал создать новую торпеду для доставки сверхмощного заряда к прибрежным объектам на территории противника. В основе предложения лежали проведённые 30 октября 1961 года испытания экспериментальной термоядерной авиационной бомбы АН602 мощностью 58 мегатонн. Благодаря Н. С. Хрущёву за проектом закрепилось название «Кузькина мать» (другое неофициальное название — «Царь-бомба»).

Ни до, ни после никто не проводил испытаний таких мощных боеприпасов. Масса бомбы составляла 26,5 тонн, длина — восемь метров, диаметр — 2,1 метра. Испытание проводилось с самолёта Ту-95 В, специально подготовленного для этой цели в единственном экземпляре, на полигоне архипелага Новая Земля. Технологии позволяли изготовить ядерные заряды 100 и более мегатонн, но вопрос опять упирался в носитель, способный доставить их «адресату».

Массогабаритные характеристики АН602 и проектов её более мощных сестёр были неподъёмными ни для серийного тяжелого бомбардировщика, ни для межконтинентальной баллистической ракеты. Проект не нашёл своего практического воплощения ещё и по той причине, что учёные разошлись во мнении по вопросу эффективности применения таких боеприпасов в прибрежной полосе.

Однако научная мысль на месте не стояла. Ещё до свёртывания проекта Т-15 Военно-морской флот выдал ТТЗ на разработку торпеды с ЯБП повышенной дальности хода калибром 533 миллиметра, получившей обозначение Т-5. Но технологии конца 50-х позволяли выполнить его только в калибре 650 миллиметров с силовой установкой парогазового типа. Проектирование выполнялось тем же НИИ-400. С 1961 по 1965 год проводились испытания этого изделия, но к моменту их завершения в составе ВМФ не оказалось необходимого носителя.

Проблема была решена с появлением атомных подводных лодок второго поколения проекта 671рт, на которых помимо четырёх торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра устанавливались ещё два калибром 650 миллиметров с системами управления стрельбой. В 1973 году торпеда была принята на вооружение под обозначением 65-73 и вместе с последующими модификациями 65-76 входила в боекомплект многоцелевых подводных лодок до 2000 года. По сравнению с Т-15 она имела ядерное БЗО меньшей мощности, но была более компактной и обладала лучшими тактико-техническими характеристиками.

Экспонат головной части торпеды с ЯБП в Балаклавском подземном музейном комплексе
Экспонат головной части торпеды с ЯБП в Балаклавском подземном музейном комплексе.© В. Морошкин

При длине 11 метров и весе пять тонн запас хода составлял 50 километров на скорости 50 узлов и до 100 километров на скорости 30–35 узлов. Торпеда предназначалась для уничтожения корабельных групп противника (АУГ, РУГ, КУГ и других) без входа в зону их противолодочной обороны, но вполне могла применяться и по береговым объектам. В это же время в состав ВМФ стали поступать ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 667б с межконтинентальными БРПЛ Р-29 (боекомплект 12 ракет), и идея создания суперторпеды с ядерным БЗО огромной мощности «легла на полку».

Наработанные идеи и новые технологии рождают «Посейдон»

Как развивалась идея создания суперторпеды за последующие почти 50 лет, история пока умалчивает, однако известно, что «смежные» технологии не стояли на месте. Проектировались, строились и проходили испытания малогабаритные ЯЭУ для авиации, космических аппаратов и дизельных подводных лодок. Аналогично развивались морские подводные технологии и другие направления. Поэтому, когда мы говорим о «Посейдоне», надо вспомнить его полное название: океанская многоцелевая система с беспилотными подводными аппаратами, оснащённая ядерной энергетической установкой.

Океанская многоцелевая система с беспилотными подводными аппаратами, оснащённая ядерной энергетической установкой.
Океанская многоцелевая система с беспилотными подводными аппаратами, оснащённая ядерной энергетической установкой. © www.hisutton.com.

Океанская многоцелевая система — ключевое слово, а суперторпеда в ней хоть и ударная, но составная часть. Очевидно, что на основе полноценной атомной подводной лодки с различными видами полезной нагрузки она способна решать широкий круг не только боевых, но и исследовательских задач без ограничения по районам плавания. Для этого в её составе имеется значительный набор средств, однако страсти кипят вокруг ударной составляющей. Как ни странно, но больше всего информации с инфографикой по этой теме можно найти в англоязычном издании COVERT SHORES.

В период с 2015 по 2022 год «Посейдону» в российских СМИ было посвящено большое количество разрозненных публикаций, и аналитикам этого издания удалось собрать их воедино. Основа системы — подводные лодки специальной постройки. «Белгород» был заложен в 1992 году как серийная подводная лодка третьего поколения проекта 949а (аналог подлодки «Курск») с 24 противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит» (по 12 на каждом борту между прочным и лёгким корпусами).

Из-за отсутствия финансирования в 1997 году строительство было прекращено, а спустя 15 лет возобновлено по проекту 09852. На представленной выше фотографии видно, что вместо ракет по бортам размещены по три пусковые установки в габаритах суперторпеды длиной 24 метра и диаметром два метра (по другим данным, 1,6 метра), что очень близко к размерам «старушки» Т-15. Итого шесть суперторпед с ЯБП по две мегатонны на каждой и до 28 торпед и другого морского подводного оружия на штатных местах. Солидная ударная мощь.

Скептикам, утверждающим, что эффективность суперторпед сомнительна, как и 60 лет тому назад, дам две рекомендации. Первая: взглянуть на экономические карты США, Великобритании и других оппонентов с акцентом на прибрежные районы и острова с военными базами. В отличие от прямоходной Т-15, суперторпеда KANYON (название в издании COVERT SHORES) с межконтинентальной дальностью хода маневрирует по заложенной программе с достаточной точностью, чтобы внезапно оказаться там, где надо. Скрытность и уязвимость от противолодочных сил не обсуждается, достаточно вспомнить неизвестные морские аппараты на пляжах рядом с Севастополем. Ну а система ПРО в данном случае пустая трата денег.

Вторая: прислушаться к мнению экспертов от прошедшей муки ядерного ада стороны. 15 октября многие российские каналы обсуждали информацию японского издания Yahoo News Japan, с которым поделился своим мнением военный эксперт Кадзухико Иноуэ. В частности, утверждалось, что при взрыве суперторпеды KANYON будет создано цунами высотой 500 метров, которое обрушится на прибрежные города, а значительные участки побережья станут непригодными для жизни в течение десятилетий. Ну кому же, как не японцам, знать на практике о последствиях ядерных взрывов.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+87

 

   

Комментарии (0)