Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Долина мертвых экскаваторов. Фоторепортаж

04 июня 2013, 14:39 | dcfc_lad

Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост – о бесхозных железных монстрах.

Морозовский разрез – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию – за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация – говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся – таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Этот – только приехал на погрузку. Увозить есть что.

Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца – блажен, кто верует.

По подсчетам, залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.

Главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры.

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался – четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку.

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.

Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом.

Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой – опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.

НКМЗ – Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.

Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.

Лапки) Именно ими он «шагает».

Это – единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.

Немного деталей.

А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.

Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят – глубина «высотой с три столба».

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.

Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.

Слева на холме – наш старый знакомый, по которому мы лазали.

Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую – поспешите.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (18)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

В Подмосковье в районе Воскресенска была похожая "долина абзетцеров". Но года три назад их все уже распилили :(

Но это были монстры...

student-geolog.livejournal.com/72453.html


Оооо, обожаю подобные строения.

Помню как впечатлялся подобным в последнем Сталкере

Точно такая же долина из экскаваторов по добыче бурого угля была в г. Кумертау Башкирия. Уголь вывозили электровозами .Была своя мощная фабрика по брикетированию этого угля .Всё распродали, порезали .Стране нужен металл для строительства газопроводов ! Сейчас там большое озеро ! Воды в котором всё больше и больше ...

а я в конце 80-х начале 90-х почти на таком же разрезе работал.

Помирает Украина....А ведь была одна из богатейших республик. "Посидели" в беловежье уроды и развалили по пьяни все нах. А все народы сразу и не поняли, чем это для них обернется. Ничего. Придет время и судить будем, трибунал будет, как в Нюрнберге.

А если туда рыбу запустить,а через годик-два пускать туда людей рыбачить за деньги?