Астропутешествие в будущее. Фоторепортаж

Все помнят фильм "Гостья из будущего" в котором обычный советский школьник Коля попадает в 2112 год. Когда первый раз попадаешь в Москосвский планетарий, возникает такое же ощущение перемещения во времени в далекое и прекрасное будущее. Московский планетарий открылся после продолжительного ремонта в 2011 году. В данный момент Планетарий является одним из самых современных планетариев в мире. Московское небо большую часть времени закрыто облаками, и даже в редкие ночи с чистыми небом  нет возможности наблюдать звездное небо из-за городской подсветки. Планетарий же позволяет увидеть не только московское звездное небо во всей красе, но и звездное небо на экваторе, на северном полюсе и даже наблюдать на огромном куполе звездные галактики за пределами солнечной системы.

Интерактивный экспонат Солнечная система в музее Урании Московского планетария. Фото ©binorable.livejournal.com

Уже у входа в Планетарий представлена информация о планетах солнечной ситемы и космических объектах. К сожалению, астрономия исключена из школьной программы и Планетарий яляется отличным средством получения естественно-научных знаний, которых сейчас не дают в школе.

VA8A5712

В начале нашей экскурсии мы попадаем в первый уровень музея Урании. Музей Урании назван так в честь музы астрономии. Первый уровень музея посвящен истории Планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной. При входе нас встречают представители оборудования прошлого века – детали аппарата «Планетарий» (заводской номер 13,1929 - 1976г.)...

VA8A5748

... и аппарат «Планетарий» (заводской номер 313, 1977-1994г.) Именно они зажигали искусственное небо на куполе Московского планетария в разные годы.

VA8A5761

Один из двух звездных шаров аппарата №13 расположен так, что можно увидеть внутреннее устройство – 16 линз-конденсоров и огромная 1000-ваттная лампа, дающая свет звездам. Именно этот аппарат зажигал звездное небо для наших бабушек и дедушек в 20 веке.

VA8A5811

Примерно так выглядел астроном во времена Коперника.

VA8A5770

В витринах музея представлены древние астрономические приборы - телескопы, угломерные инструменты, солнечные часы, теодолиты. Например секстант, прибор для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения географических координат той местности, в которой производится измерение.

VA8A5778

Периодически в витринах зажигается трехмерное изображение, которое демонстрирует, как раньше пользовались тем или иным прибором.

VA8A5785

VA8A5849

По кругу от "старого астронома" расположены витрины с древними книгами. Их можно полистать и почитать.

VA8A5772

Чтобы книги не портились, этот процесс максимально автоматизирован.

VA8A5888

Все, кто пользовался современными гаджетами, сможет выбрать книгу, полистать ее и увеличить нужный фрагмент изображения.

VA8A5878

VA8A5881

VA8A5884

На втором уровне музея Урании посетители вовлекаются в мир небесных светил. Здесь расположены глобусы Земли, Луны, Марса и Венеры.

VA8A5839

VA8A5927

Мимо меня сломя голову бежит с горящими от любопытства глазами детская экскурсионная группа.

VA8A5936

Ребята с удовольствием трогают кратеры на глобусе. Я спрашиваю своего экскурсовода, а разве можно трогать экспонаты руками. Конечно, - отвечает мне экскурсовод. Московский планетарий - это интерактивный музей. Здесь происходит не монолог экскурсовода и пассивный осмотр экспозиции, а вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами.

VA8A5951

VA8A5988

VA8A5991

Старый глобус Земли известен тем, что стоял в кабинете у Лаврентия Берии.

VA8A6028

В музее предствалена обширная метеоритная коллекция Планетария. Метеориты – это в буквальном смысле камни с небес. В разное время они упали на поверхность нашей планеты, принося нам бесценную информацию о других мирах. Это и есть самые настоящие инопланетяне, пришельцы из Космоса, с других планет. Железные, железокаменные, каменные. Они выглядят необычно, имеют причудливую форму, оплавленные, обожженные бока – следы воздействия земной атмосферы. Специальная экспертиза удостоверяет их неземное происхождение.

VA8A6064

Рядом расположен макет Солнечной системы. На наклонном пандусе с соблюдением пропорций расположены планеты солнечной системы. Большой оранжевая полусфера на фотографии, это Юпитер. Чуть ниже Юпитера, можно увидеть синий шарик, это Земля. Вот такая разница в размерах между нашими планетами.

VA8A6070

Макет также интерактивный. Если вы выберете, на пульте планету, то на огромном экране будет произведена ее мультимедийная презентация.

VA8A6090

VA8A6143

В Планетарии можно увидеть спускаемый аппарат корабля Восток «3КА-2». 23 марта 1961 состоялся его запуск с манекеном «Иваном Ивановичем» и собакой
Звездочкой. Аппарат был выкуплен на аукционе "Сотбис" ,фондом имени Попова Евгений Юрченко и торжественно передан Московскому планетарию.

VA8A6154

Мы выходим из музея и попадаем на уникальную открытую площадку Планетария - Парк неба. Парк неба это комплекс астрономических приборов и инструментов, соединение астрономической обсерватории и музея под открытым небом

VA8A6161

Так выглядит небо средней полосы России.

VA8A6171

VA8A6182

Посещение Парка неба – предоставляет уникальную возможность в одном месте, в сравнении и в работе увидеть, как человек в процессе своего развития научился использовать свои наблюдения, опыт, знания в практических целях - определение сторон горизонта, времени, ориентации в пространстве, что было необходимо для жизни, а порой и выживания.

Таким образом, Парк неба позволяет приобрести знания и навыки, которые нигде в другом месте комплексно получить невозможно

VA8A6189

На фотографии можно видеть уникальный экспонат - глобус Набокова. Об этом экспонате можно написать отдельную статью. В рамках фотопутешествия мы ограничемся поиском Луны. Дело в том, что рядом с глобусом находится ее спутник. Глобусы Луны и Земли имеют пропорциональные размеры их протипам, а также расположены на пропорциональной их размерам дистанции.

На картинке ниже видны и глобус Земли и ее спутник. Вам удалось найти Луну?

VA8A6199

А так?

VA8A6202

Если еще не нашли, то подойдем поближе.
VA8A6201

VA8A6207
На площадке представлена уникальная коллекция солнечных часов – от гигантских площадных до компактных садово-парковых.VA8A6232

VA8A6183
На солнечной площадке всегда можно узнать точное астрономическое время вне зависимости от решений Правительства РФ.
VA8A6230

VA8A6234

VA8A6246
По периметру площадки установлены несколько стационарных телескопов. У них есть монетоприемник, но они бесплатны для посетителей.
VA8A6257
На территории Парка неба размещаются две башни-обсерватории – большая и малая. На фотографии большая обсерватория. Рядом интересный экспонат. Он демонстрирует разные источники получения электроэнергии.
VA8A6261
В Большой обсерватории установлен 30-см рефрактор, производства Карл Цейс Йена - главный наблюдательный инструмент Планетария. Он предназначен для массовых наблюдений широкого круга небесных светил: Солнца, Луны, планет земной группы и планет-гигантов, туманностей, шаровых и рассеянных звёздных скоплений, далеких галактик. В стенах обсерватории проходят занятия астрономического кружка. VA8A6303
Лучше всего попасть на экскурсию в обсерваторию в солнечную погоду, но если вам не повезло и небо хмурое, то вам покажут в телескоп огромную пятиконечную звезду со сталинской высотки напротив.
VA8A6323

VA8A6338
Планисфера Коперника завершает наше путешествие по солнечной астрономической площадке Планетария.
VA8A6340
После открытой площадки мы попадаем в Большой Звездный зал - сердце Планетария Диаметр купола-экрана зала - 25 метров. Зал оборудован с учетом новейших разработок в области проекционных технологий. В центре установлен самый совершенный оптико-волоконный проектор звездного неба последнего поколения «Универсариум М9» легендарной компании «Карл Цейс Йена». Именно он показывает более 9000 мерцающих звезд, максимально точно передает незабываемую картину звездного неба, воспроизводит астрономические явления в промежутке времени 10 000 лет!
VA8A6350
Планетарий показывает несколько полнокупольных программ.Свет в зале гаснет. Сфера купола Планетария превращается в купол обсерватории.
VA8A6378
Знакомство со звездами начинается с осмотра московского неба.
VA8A6413
В Планетраии установлены самые комфортные кресла в Москве. Здесь вы полулежите в мягком, обволакивающем кресле.
VA8A6419

VA8A6447
На небе загораются планеты, созвездия...
VA8A6454

VA8A6467
Планетарий дает возможность переместиться на серверный полюс, на Марс и за пределы солнечной системы.
VA8A6485
Прилетев с Марса мы попадаем на борт космического корабля под названием - Интерактивный музей Лунариум. По оснащению «Лунариум» не уступает европейским научным центрам и музеям. Он размещается на двух этажах и состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». В экспозиции представлено более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме наглядно демонстрируют различные физические законы и явления природы.
VA8A6558

VA8A6568

VA8A6573
Экспозиция раздела «Астрономия и физика» вводит нас в удивительный мир науки, где каждый экспонат – настоящая научная лаборатория, где каждый посетитель может почувствовать себя ученым-экспериментатором. Здесь можно создавать искусственные облака и торнадо, генерировать электрическую энергию, сочинять электронную музыку, прокатиться на космическом велосипеде и узнать свой вес на других планетах.
VA8A6587

VA8A6597

VA8A6648
Один из самых популярных экспонатов - пневматическая ракета (пластиковая бутылка), которая летит через практически весь огромный зал музея.
VA8A6664

VA8A6666

VA8A6706

VA8A6725
Экспозиция «Постижение космоса» оформлена в виде космической станции с тематическими отсеками. Перемещение из одного отсека в другой позволяет совершить Межпланетный вояж, побывать в Лунной лаборатории, познакомиться с историей Большого взрыва и совершить Путешествие в бесконечность!VA8A6739

VA8A6744

VA8A6790

VA8A6793

VA8A6822

VA8A6882

VA8A6923

VA8A6940
Наше фотопутешествие подошло к концу. К сожалению, не все, что хотелось рассказать уместилось в рамки фоторепортажа, но можно все увидеть в оффлайне. Планетарий находится рядом с Московским зоопарком. Станция метро Баррикадная, вход со стороны Садового кольца.
Режим работы Планетария в праздничные дни: 1–5 и 9–12 мая 2013 года - с 10:00 до 22:00.
В будние дни 6 и 8 мая 2013 года – с 9:00 до 21:00. 7 мая технический выходной.

• LiX ©
    LiX © 07 мая 2013

Твердь небесная.

cosmo 07 мая 2013

астролябии, подзорные трубы, школьные опыты из прошлого века. где будущее-то? :)
    скорее история астрономии...

• Mihon
    Mihon 08 мая 2013

Всё равно, лучше бы такие вот штуки строили вместо самых высоких мечетей и самых жирных храмов. Пользы больше.

cosmo 08 мая 2013

это да...
    Просто такое чувство, что некоторые журналисты используют генератор фраз по ключевикам при написании статей.

• буся
    буся 07 мая 2013

только коля герасимов попал не в 2012 , а в 2080 год. по книге кира булычева "сто лет тому вперед" из 1980 в 2080.. а репортаж хорош!

• Нежное лето
    Нежное лето 08 мая 2013

"Старый глобус Земли известен тем, что стоял в кабинете у Лаврентия Берии" Уж детей-то пожалели бы, а? Им-то к чему на глобус берии смотреть? Кошмары же по ночам будут потом сниться. "И глобусы кровавые в глазах", как "сказал один поэт"

• Ольга
    Ольга 08 мая 2013

Интересный, красивый репортаж, спасибо!!! В школе очень любила астрономию. Самое красивое небо видела на Байкале - звезд было очень много, крупные, атмосфера как бы исчезла и казалось протяни руку и дотронешься до звезды. Обидно было прочитать, что наше историческое достояние корабль Восток был выкуплен на аукционе «Сотбис». Вероятно кто-то купил его по цене металлолома, а потом выставил на аукцион.

• zakk_888
    zakk_888 08 мая 2013

как две капли воды всё похоже на natural science в Нью-Йорке и обсерваторию в Лос-Анджелесе. Нормальный копипаст, чо

cosmo 08 мая 2013

Пусть лучше это перенимают, чем штрафы и запреты :)

• Расстрига
    Расстрига 08 мая 2013

очень нравятся мне планетарии и подобные музеи. Торжество человеческого разума в познании вселенной. Удивительно и великолепно. Чувствуешь себя хорошо, как дома, разум очищается, после всех этих сошествий огня и прочей мути.

• PhantomL0rd
    PhantomL0rd 08 мая 2013

лучше ребенка в храм сводить

• Расстрига
    Расстрига 08 мая 2013

возникает несколько вопросов:
    во-первых, какой именно храм имеется в виду? Буддийский, египетский, может быть, в конце концов Парфенон? Или Вы про действующий храм? тогда второй вопрос - зачем?