+16
Сохранить Сохранено 7
×

Метаморфозы Бена Аффлека: как «супермен» отказался суперменить


16 9 430

Метаморфозы Бена Аффлека: как «супермен» отказался суперменить

Бен Аффлек на Career Achievement Award. © Ryan Miller/AP Photo

Многие критики сходятся в том, что Бен Аффлек снял лучшую картину 2012-го года – и те зрители, кто на выходных успел уже посмотреть «Операцию «Арго», вероятнее всего с ними в этом согласятся. Но Аффлек умудрился не только из популярного актера переквалифицироваться в отличного режиссера. Он прямо на наших глазах на 180 градусов развернул свою затухающую карьеру, из объекта насмешек превратившись в ключевую фигуру своего поколения. Киноридус восстановил в памяти события последних 15 лет, попытавшись понять, как именно это произошло.

Умница! 

Бен Аффлек и Мэтт Дэймон в фильме "Умница Уилл Хантинг".

Оставим в стороне детские и юношеские годы, первые карьерные шаги – и прямиком обратимся к той минуте славы, которая случилась у Бена Аффлека в 1997-м году. История и впрямь легендарная: два закадычных друга, Бен и Мэтт Дэймон, совместными усилиями написали сценарий под названием «Умница Уилл Хантинг». И пошли продавать его студиям с единственным, но существенным условием: они сами должны были сыграть в будущем фильме. Парни явно помнили урок Сильвестра Сталлоне – тот точно также поднялся на вершину со своей историей про боксера Рокки.

Продюсеры такую настойчивость не оценили – но студия «Мирамакс» все же решилась рискнуть. Результат – огромный кассовый успех и девять номинаций на «Оскар». В 25 лет Аффлек стал самым молодым обладателем премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший оригинальный сценарий» (соавтор Деймон старше его почти на два года).

 

Чудо-бурильщик

Бен Аффлек и Брюс Уиллис в фильме "Армагеддон".

В «Умнице» Бен сыграл роль второго плана – но очевидно, что его фактурную фигуру рано или поздно разглядели бы и на третьем. И уже через год мир содрогается от «Армагеддона»: как вы помните, в фильме Майкла Бэя на Землю летит астероид, и Аффлек оказывается среди тех бравых бурильщиков, коим суждено спасти человечество. Сам Брюс Уиллис словно бы передает ему эстафетную палочку: держи, мол, сынок, береги мою дочь и планету.

Примечательно, что в то же самое время выходит и новый фильм с Мэттом Дэймоном – «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Обе картины будут ожесточенно биться друг с другом за звание самой кассовой картины года – и победит, как ни странно, не бездумный экшен, а горькая военная драма. Она же позже получит пять «Оскаров» - в то время как «Армагеддон» «удостоится» семи выдвижений на «Золотую малину». С этих пор и поведется: «умеющего играть» Мэтта будут зазывать к себе лучшие режиссеры, а Бену начнут то и дело подкидывать «халтурку» в виде летних блокбастеров.

 

Падший ангел

Бен Аффлек в фильме "Догма".

На их дружбе последнее, впрочем, не скажется. Скандальная лента «Догма» (1999) зафиксирует Дэймона с Аффлеком в образе падших ангелов, изгнанных из рая, но во что бы то ни стало желающих туда вернуться. Для Бена эта роль оказалась отчасти пророческой – за тем разве что исключением, что в будущем он покинет насиженное теплое местечко по своей собственной воле.

Режиссер Кевин Смит, кстати сказать, снимет Аффлека в шести своих фильмах – и хотя не все они вышли сплошь шедеврами, это все-таки не то типичное однообразное кино, что царствует на мировых экранах. Смит – в определенном роде знаковая фигура для американского независимого кинопроцесса, имеющий целую армию преданных поклонников. И то, что Аффлек оказался частью выдуманной им вселенной – это, конечно, плюс; но то, что вселенная эта вскоре разрушилась – очевидно, уже минус.

 

Влюбленный пилот

Постер фильма "Перл Харбор" с Беном Аффлеком.

Поначалу у Бена Аффлека хватило смелости отказаться от нового предложения Майкла Бэя – но все же сил выбраться из гнилого болота под названием «Голливуд» на тот момент у него не хватило. И в 2001-м году он все же украсил собою постеры фильма «Перл Харбор», трехчасовой стилизации под «настоящее патриотическое кино», умело подавляющей в самом зародыше все проблески человеческой мысли.  

В этот период актера снова и все чаще сравнивают с уже упоминавшимся Сталлоне, но теперь сопоставления скорее печальные. Ведь несмотря на все попытки «вырваться» из жестких лап голливудской системы, Сталлоне так и не смог стать «серьезным актером» - а ведь он, не поверите, мечтал сыграть композитора Джакомо Пуччини, на которого похож внешне! Студийные боссы столь дерзкую мечту разорвали в клочья – и наблюдатели начали сходиться во мнении, что Бена ожидает подобная участь. Но вряд ли кто был всерьез огорчен: как правило, актеры прекрасно живут и с тем, что имеют.

 

Беннифер

В 2002-м году журнал «People» называет Аффлека самым сексуальным мужчиной на свете – и актера теперь чаще вспоминают таблоиды, нежели кинокритики. Одна из главных светских тем на ближайшую пару лет – отношения Бена с Дженнифер Лопес, полные, что называется, разнообразных нюансов (и это мы еще умолчим про предыдущий, не менее страстный роман с Гвинет Пэлтроу). Новая возлюбленная воспевает свои чувства в песне «Dear Ben», он снимается в ее насквозь личном клипе «Jenny from the Block», вместе они обогащают семейный, как предполагается, бюджет почти на 25 миллионов гонорарных долларов за картину «Джильи». Однако потенциальный хит проваливается с воистину невероятным грохотом, еле-еле насобирав в прокате мизерную сумму, а запланированная свадьба, как следствие, отменяется буквально за несколько часов до начала церемонии.

Из «сладкой парочки» оба вмиг превращаются в посмешище, и высший пик позора актеры переживают, когда «Джильи» получает все самые главные «Золотые малины», в том числе и за худший фильм 2003-го года. Лопес – худшая актриса, Аффлек – худший актер, оба – худшие в номинации «Экранная пара». Спустя шесть лет бывшие голубки снова окажутся рядом в списке самой известной антипремии – как претенденты на звание худших исполнителей десятилетия.  

 

Сорвиголова

Бен Аффлек в фильме "Сорвиголова".

Самое прискорбное, что Аффлеку «Малина» дана по совокупности работ: в 2003-м он также появился в фильмах «Сорвиголова» и «Час расплаты» (и это не считая рекламы шампуня). Как гласит легенда, слепой мститель был любимым супергероем юного Бена, что, конечно, многое объясняет – в том числе и в творческой судьбе самого актера. Спустя пару лет у кинокомикса появилось продолжение – но уже целиком сосредоточенное на Электре, героине Дженнифер Гарнер. Немногочисленные сцены с Беном Аффлеком были безжалостно вырезаны из финального варианта картины.

Столь вопиющее «безобразие» не помешало, впрочем, личному счастью: в 2005-м году Аффлек и Гарнер образовали единую ячейку общества, в которой завели к настоящему моменту уже троих детишек. Совет им да любовь, как говорится.

 

Венецианский лауреат

Бен Аффлек в фильме "Смерть супермена".

И вот на этом фоне медленной, но верной деградации – новость, прозвучавшая подобно небесному грому: Бен Аффлек получает «Кубок Вольпи», приз Лучшему Актеру Венецианского кинофестиваля! Решение жюри под председательством Катрин Денев многим показалась издевательской шуткой, однако нельзя не признать: награда нашла героя по праву. Дело в том, что в картине «Hollywoodland» (обретшей в России символическое название «Смерть Супермена») Аффлек играет реального американского актера Джорджа Ривза. В 50-е годы тот прославился благодаря сериалу «Приключения Супермена» - но успех показался артисту проклятием. Для всех он навсегда остался отважным парнем в трико – в то время как Ривз страстно желал играть и другие, драматические роли, более того – хотел стать режиссером и продюсером. Короче, вечная история (снова вспомним Сталлоне), с тем лишь нюансом, что осознав тщетность всех своих попыток, «Супермен» в итоге застрелился.

Разумеется, параллели между Беном Аффлеком и его персонажем очевидны. Выбирая эту роль, Аффлек прекрасно понимал, что сыграет самого себя – человека, которого сковывают те рамки, в которые его изо всех сил запихивают продюсеры. Высокопоставленное жюри эту мысль прозорливо «считало» - и своим призом дало ему шанс приподняться над сложившимися обстоятельствами. Отныне он не просто персонаж дурацких блокбастеров - он лауреат престижнейшего кинофестиваля. А это уже совсем другое дело.

 

Режиссер

Кейси Аффлек в фильме Бена Аффлека "Прощай, детка, прощай".

В отличие от своего экранного героя Джорджа Ривза одну свою мечту Аффлек все-таки осуществил – стал режиссером. Его дебют на новом поприще – фильм «Прощай, детка, прощай» - вышел в 2007-м году и сразу получил самые высокие оценки со стороны как профессионалов, так и критиков. Они тут же вспомнили, что ведь на самом деле свои режиссерские амбиции Аффлек выказал еще в 1993-м году, поставив студенческую короткометражку с запоминающимся названием «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с «Диснеем» на три фильма». Просто понадобились годы, чтобы всё окончательно встало на свои места.

В своем первом большом фильме сам Бен играть не стал – предпочтя для начала получше освоиться в новой профессии. И позвал на главную роль младшего брата – Кейси Аффлека, для которого 2007-й тоже стал годом подлинного прорыва. Несмотря на то, что к тому времени Кейси уже давно был одним из «друзей Оушена», для многих он все равно оставался «братом Бена». Теперь же стало очевидно: семейство Аффлеков настроено куда серьезнее, чем было принято о них думать.

 

Новый Аффлек

Режиссер Бен Аффлек за работой.

Свои режиссерские качества Бен Аффлек подтвердил в 2010-м картиной «Город воров», также более чем благоприятно принятой критиками и лишь по странному недоразумению не получившей вороха номинаций на «Оскар» (хотя и Эми Райан из первого фильма, и Джереми Реннер из «Города» выдвигались на премию за роли второго плана). Здесь уже Бен не стал кокетничать и смущаться – и доверил-таки воплощение центрального образа самому себе. И что поразительно – отнюдь не прогадал с «выбранным» актером. Новый Аффлек показал, что Голливуд был не прав, обрекая его на однотипность. «Город воров», «острозаряженная» криминальная драма, все-таки сильно отличался от стандартной американской продукции. В нем было, за кого попереживать.

И вот – 2012-й, наши дни, «Операция «Арго». Фильм, которому только ленивый не пророчит «оскаровскую» победу во всех главных категориях. Уникальный сплав увлекательного сюжета и безупречного кинематографического воплощения. Безупречная режиссерская работа и удивительно слаженный актерский ансамбль. Картина, неожиданно закрепляющая за Аффлеком право называться лидером своего поколения. Пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, он из гадкого, условно говоря, утенка обернулся белым лебедем – заставив позабыть все усмешки, некогда звучавшие в его адрес. Подобное преображение случается в нынешний век далеко не часто – и тем величественнее выглядит совершенный на наших глазах человеческий и творческий подвиг.

Теперь Бену Аффлеку остается только не останавливаться на достигнутом. Отныне – только вперед, всё выше и выше.

 

См. также:

«Обзор кинопремьер: Бен Аффлек отправляется за «Оскаром»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+16

 

   

Комментарии (8)

  • зиданько
    зиданько 12 ноября 2012

    Пересмотрел по вашей наводке "Поезд-Беглец". Поезд, как и 20 лет назад, всё равно красиво едет, а кино-то оказалось никакое. На удивление прямо.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 ноября 2012

    я "Поезд" давно смотрел, в ранней молодости - и на тот момент фильм произвел на меня впечатление. не могу сказать, насколько бы он вдохновил меня сегодня - но до меня дошла реакция некоторых зрителей, посмотревших фильм впервые на ретроспективе: их впечатлило

    Ответить
    0 +
  • зиданько
    зиданько 12 ноября 2012

    Некоторые зрители всегда есть и будут. И это хорошо.

    Ответить
    0 +
  • Активист
    Активист 12 ноября 2012

    ну так что, стоит сходить на вафлика?

    Ответить
    0 +
  • pete-m
    pete-m 12 ноября 2012

    Джей и Молчаливый Боб!!! хоть и не главная роль

    Ответить
    0 +
  • Энери
    Энери 12 ноября 2012

    Кросавчег!:)))
    Молодец. Не стал зацикливаться на стереотипных ролях.

    Ответить
    0 +
  • sebas
    sebas 12 ноября 2012

    Хорош лить елей.
    "Многие критики сходятся в том, что Бен Аффлек снял лучшую картину 2012-го года – и те зрители, кто на выходных успел уже посмотреть «Операцию «Арго», вероятнее всего с ними в этом согласятся."
    Был в субботу - фильм на шедевр не тянет никак. Да, он нестандартный. Но не более того. Сюжет распиарили, но динамики никакой. Только и пшик, что основан на реальных событиях. И все тут же должны пасть ниц по замыслам прокатчиков. Бред. Ничего гинеального. Во многих местах затянуто. Стандартные голливудские уловки, чтобы оживить сюжет в виде псевдорежиссёра берущего на том конце трубку в самый-самый-самый последний момент. Бездарный, тривиальный, избитый трюк. Фильм на "4-". Нечего возводить мессию))

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 12 ноября 2012

    сколько людей - столько мнений. спишемся 10 января, когда объявят номинантов, и 25 февраля в районе 8 утра, когда прозвучит "энд зэ виннер ис..."

    Ответить
    0 +