+12
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: Бен Аффлек отправляется за «Оскаром»


12 13 654

Обзор кинопремьер: Бен Аффлек отправляется за «Оскаром»

Кадр из фильма Бена Аффлека "Операция "Арго"".

Некогда просто популярный актер Бен Аффлек окончательно закрепил за собой звание выдающегося режиссера, сняв драматический триллер «Операция «Арго» об одной из самых невероятных и захватывающих страниц в истории Голливуда. Превзошел себя и Франсуа Озон, давно уже любимый россиянами: он тоже поставил триллер (но комедийный) – и тоже посвятил его любви к Историям («В доме»). Одновременно выходит и третий фильм, стопроцентно пропитанный любовью к Кино: «Снято!». Близки им по духу и ленты, пребывающие на разных полюсах мироздания: масштабный кинороман Тома Тыквера и семьи Вачовски «Облачный атлас» - и тихая зарисовка про «Самую одинокую планету». Так что впереди – самый «кинематографический» уик-энд этого года.

«Операция «Арго» (Argo)

США, реж. Бен Аффлек, в ролях: Бен Аффлек, Джон Гудмен, Алан Аркин, Виктор Гарбер, Керри Бише.

Сайт фильма

В конце 1979-го года в Иране случается революция. Местное население штурмует посольство США и берет всех его сотрудников в заложники. Шестерым американцам удается выбраться из здания и спрятаться в доме канадского посла. Однако получается так, что временное спасение только ухудшает перспективы дипломатов: теперь, если их найдут, казнь состоится прямо на площади. Понимая это, лучший специалист ЦРУ разрабатывает совершенно безумный план по спасению своих сограждан.

Когда уже в самых первых кадрах режиссер Бен Аффлек показывает сожжение американского флага, понимаешь: он на самом острие. Надо быть очень смелым кинематографистом, чтобы выбрать для своего фильма самую больную, самую «горячую» тему – восточную. Тем более новостные сводки регулярно подчеркивают ее актуальность: американского посла в Ливии убили всего через несколько дней после фестивальной премьеры картины. Но тем неожиданнее и поворот, на котором строится всё дальнейшее повествование. Аффлек не разбирает, кто прав, кто виноват, и не превращает рассказ ни в суровую социальную драму о лишениях «третьего мира», ни в патриотическую агитку о верности политическому курсу. Нет, он берет ситуацию тридцатилетней давности, до боли похожую на сегодняшнюю, еще и потому, что там есть одно «но»: тогда невольных заложников спас Голливуд. Невероятно, но факт: основано на реальных событиях.

Тони Мендес – реальный агент ЦРУ – действительно придумал «группу канадских кинематографистов», якобы приехавших в Тегеран подыскивать натуру для съемок фантастики. Все крутили пальцами у виска – но он со своими помощниками сделал всё, чтобы бред сошел за реальность: настоящий сценарий, грамотные раскадровки, кастинг, пресс-конференция, публикации в кинопрессе. Всё было «на мази», дело оставалось за малым – чтобы в «фильм» поверили собственно иранцы. Которые тоже любят кино – несмотря на всю свою отнюдь не напускную воинственность. «Операция «Арго» - феноменально достоверная реконструкция этих событий.

О близости кино и политики фильмы уже снимали – достаточно вспомнить «Плутовство». Но Аффлек превосходит предшественников, умудряясь объединить массу головокружительных элементов в одно энергетическое поле. Он создает не просто гимн любимой профессии, способной воплотить любую иллюзию, но искуснейший триллер, который держит зрителя в состоянии предельного напряжения от первого до последнего кадра. Своей третьей режиссерской работой (вспомним «Прощай, детка, прощай» и «Город воров») он блистательно подтверждает репутацию серьезного мастера, наследника великих традиций, согласно которым увлекательность не должна игнорировать содержательность. Иначе говоря, он знает, что художник не должен ориентироваться на массы – но напротив, своим фильмом должен тянуть массы за собой. И это Бену Аффлеку удается, как мало кому другому.

Судя по всему, нынешний год будет для «Оскара» жарким. Мало того, что все шансы получить заметное число номинаций имеет теперь не только Бэтмен, но и Бонд, так еще впереди – «Анна Каренина», Тарантино, «Хоббит», биография Линкольна от Спилберга!.. Но что-то подсказывает, что отныне отсчет будет вестись именно с «Арго» - и именно с лентой Аффлека будут сравнивать теперь всех прочих потенциальных кандидатов. Не просто потому, что она, в принципе, безупречна. Но еще и потому, что фильм, в котором столь явно выражена миротворческая миссия Голливуда, Американская киноакадемия просто никак не сможет «не заметить».

 

«Облачный атлас» (Cloud Atlas) 

Германия-США-Гонконг-Сингапур, реж. Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски, в ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент, Бен Уишоу, Хью Грант, Джим Стерджесс, Хьюго Уивинг.

Сайт фильма

Белый человек спасает беглого раба. Молодой композитор нанимается помощником к старому. Физик-ядерщик хочет что-то рассказать журналистке. Пожилого литературного агента заключают в дом престарелых. Революционер спасает клон официантки. К жителям Долины прибывает посланница Провидцев.

В российском издании книги Дэвида Митчелла – 800 страниц; без малого трехчасовой фильм включил в себя 240 сцен. 1829 год, 1936-й, 1973-й, 2012-й, 2144-й. Тихий океан, Кэмбридж, Сан-Франциско,  Лондон, Нео-Сеул. И еще когда-то и где-то – судя по всему, уже после ядерной войны. Шесть разных, но сложным образом пересекающихся историй. Путешественник ведет дневник; спустя век этот дневник читает композитор; еще спустя десятилетия над письмами композитора другу задумывается журналистка; результаты ее расследования изучает герой наших дней; основанный на его собственной истории фильм смотрят в будущем; еще позже одна из зрительниц почитается новыми людьми за богиню. Помимо формальных узелков имеются куда более значимые: реинкарнация, жизнь после смерти, как следствие – постоянное дежавю: я здесь уже был, я слышала эту музыку, у меня был знакомый с таким же родимым пятном в виде кометы. Общий центральный мотив – Свобода, горечь от ее потери, счастье от ее обретения (особо дана справка о Солженицыне, все труды которого запрещены в 22-м веке). Мы всегда стоим перед Выбором – и очень важно не ошибиться. Каждый наш Поступок рождает Будущее, но будущее бесконечно, стало быть, бесконечны и мы; вопрос лишь в том, чтобы научиться помнить, вернее – не забывать.

Как ни странно, во всем этом даже можно разобраться. Главное – приложить усилие. А изначально  - настроиться не на пустое развлечение, а на серьезное кино «со смыслом». И приказать своему мозгу этот смысл потом переваривать. Без этого поход в кино бесполезен. Расширенные глаза и отвисший подбородок – это не всё, чего добивались авторы фильма, поражая масштабом съемок и качеством иных спецэффектов. Их задачей было подтолкнуть зрительскую мысль, дать повод для поиска ответов на вопросы. И напомнить о вечных истинах: «Миром правят те же силы, что двигают наши сердца», «Все условности преодолимы, стоит лишь поставить для себя эту цель».  Конечно, их усилия – лишь капля в океане. Подобное говорят и одному из героев. «Но что есть океан, - отвечает он, - как не множество капель?»

См. также:

«Создатели «Матрицы» и «Парфюмера» выступили за кино «с идеями»

«Благодаря «Облачному атласу» Холли Берри поняла, кем была в прошлой жизни»

«В доме» (Dans la maison) 

Франция, реж. Франсуа Озон, в ролях: Фабрис Лукини, Эрнст Умоер, Кристин Скотт-Томас, Эмманюэль Сенье, Дени Меноше.

Сайт фильма

Ученик сдает учителю литературы сочинение, в котором описывает свой визит в дом одноклассника; страница заканчивается классическим «Продолжение следует». Преподаватель заинтригован: у парня явный талант. Следующие главы этой документальной истории не заставят себя долго ждать – и постепенно перевернут жизни и читателя, и писателя, и ни о чем не подозревающих персонажей.

Франсуа Озон, пожалуй, не нуждается в представлении, поэтому сразу можно сказать главное: «В доме» - если и не лучший его фильм, то как минимум второй после «8 женщин» (хотя все же возможно, что и первый). На следующей неделе режиссеру исполняется 45 лет, и следует признать, что к этой дате он подходит в статусе молодого европейского классика. 13-й фильм не только продемонстрировал его лучезарный талант во всем великолепии, но и принес Озону первое Гран-При серьезного фестиваля – в Сан-Себастьяне. А прокат нового шедевра прибавит и новых поклонников – ибо в этот фильм, кажется, невозможно не влюбиться.

Тут не столько принципиальна итоговая форма произведения – изначально это вообще театральная пьеса. Значение, по сути, имеет лишь одно: История. Которая неизменно лежит в основе всех основ – и без которой невозможно настоящее искусство. Но это не просто очередная история об Историях, а блистательный образчик подобного жанра. Легкий, остроумный – и при этом не отпускающий ни на секунду. Практически учебник на тему «Как удержать зрительский интерес и заставить публику сердечно благодарить автора». Достаточно, оказывается, нескольких фраз – важно лишь, чтобы слова в них стояли в правильной последовательности. Причем рассказывая о писателях, Озон рассказывает, разумеется, и о себе – и фильм воспевает Кино ровно в той же степени, что и Литературу. Особенно явно – в моменте, когда камера вдруг поднимается над сидящими в кинотеатре героями и кадр наполняется лучом, идущим от кинопроектора. Изумительная по своей красоте «валентинка», адресованная всем без исключения киноманам. Аплодисменты.

«Самая одинокая планета» (The Loneliest Planet) 

США-Германия, реж. Джулия Локтев, в ролях: Гаэль Гарсия Берналь, Хани Фюрстенберг, Бидзина Гуджабидзе.

Сайт фильма

Алекс и Ника путешествуют по миру, находя новые живописные места и наслаждаясь обществом друг друга. Их новый маршрут проложен по горам живописной Грузии.

Сюжет на этом исчерпывается: вся картина построена на том, что герои просто куда-то идут – и в итоге даже оказывается, что не суть важно, куда именно. Идут. Для кадра этого достаточно: красивые лица, изумительные долины и горы. Ты «погружаешься» и «растворяешься», в идеале ты должен оказаться «внутри», с ними. Ты смотришь на них, они на тебя, вы вместе – и никого больше рядом. Но последнее впечатление обманчиво: однажды на пути туристов возникнут неприветливые аборигены – и это будет единственная за весь фильм сцена, в которой действительно что-то произойдет. Немногое – но определяющее характер всего остального. Момент истины – который разделит жизнь и отношения героев на «до» и «после».

Проблема лишь в том, что момент этот короткий, а фильм длинный – и если вдруг вы заснете на середине, то как бы вам не пришлось пересматривать всё с самого начала. Иначе будет трудно понять, почему влюбленные перестали держаться за руки, улыбаться и разговаривать друг с другом. Понять и так не то чтобы очень легко – вся лента построена на таких тонких психологических нюансах, что не «погрузившись», рискуешь в чем-то не разобраться. Но в этом и заключено своеобразное очарование «Одинокой планеты» - она всячески избегает привычных и «легких» ходов, предпочитая не самые протоптанные тропы. И в этом – скорее ее плюс, нежели минус. Такое современное «авторское кино» - в котором разговоры «ни о чем» ведутся в угоду некоему «высшему смыслу». На фестивале «Зеркало» картине вручили приз с формулировкой «За отражение парадоксальности человеческой природы» - лучше, пожалуй, и не скажешь.   

Отдельно следует упомянуть, что фильм поставила наша бывшая соотечественница - Джулия Локтев. Она родилась в Ленинграде, но в детстве вместе с родителями переехала в Штаты. Ее первая картина «День-ночь, день-ночь» рассказывала о террористке, собирающейся взорвать себя посреди нью-йоркской толпы; благодаря теме и предельно лаконичному воплощению фильм в определенном смысле «прогремел» и запомнился. Новая работа, выдержанная в том же минималистском стиле, позиции Джулии заметно укрепляет. И хотя она, конечно, полностью «их» режиссер, приятно считать ее хоть чуточку, но все же и нашей. Хоть чьими-то успехами на международной арене ведь хочется гордиться. Тем более что не каждый год появляются фильмы, вся соль которых заключена в одном лишь мгновении.

«Снято!» (Cut) 

Япония-Франция-США-Южная Корея, Турция, реж. Амир Надери, в ролях: Хидэтоси Нисидзима, Такако Токива, Такаси Сасано, Сюн Сугата, Дэндэн.

Сайт фильма

Молодой кинорежиссер организовывает на крыше дома Музей кино, показывая классику таким же, как он, ценителям прекрасного. Неожиданно ему предъявляют счет – огромный долг, оставшийся после гибели брата. Понимая, что «честных» денег он все равно не найдет, герой придумывает оригинальный способ заработать – выставляя себя в качестве живой боксерской груши.

Срывающимся голосом, с энергией, достойной митингующего оппозиционера, парень выкрикивает свои лозунги в мегафон. Впрочем, он и есть оппозиционер - только в отношении современного «прогнившего» кинематографа. Он выступает против мультиплексов и блокбастеров, призывает вспомнить, какими были фильмы в лучшие времена, и безапелляционно заявляет, что «кино должно быть свободным». Со стен на него смотрят портреты Чаплина, Уэллса и Бергмана, клятву верности он дает на могилах Акиры Куросавы и Ясудзиро Одзу. Классика питает его не только вдохновением для будущих собственных свершений, но и придает сил в сложившейся непростой ситуации. Отрабатывая долг и набежавшие проценты, он отдает на растерзание свое тело, но не душу: мысли о кино позволяют ему снести любой удар, будь то по голове, будь то по почкам. Кульминация – финальная бойня: сто ударов равняются сотне его любимых фильмов. Удар – титр с названием, удар – титр с названием. И это отнюдь не «попсовый» Top 250 IMDb – это список подлинного знатока. Включающий шедевры и наших мастеров: «Человек с киноаппаратом» Вертова, «Разбойники. Глава VII» Иоселиани, «Андрей Рублев» Тарковского, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. Воспоминание о каждом хорошем фильме спасает герою жизнь – в самом буквальном смысле.

Снятый очень просто, без принципиальных «изысков», без впечатляющих «художественных откровений», с минимальным, как можно предположить, бюджетом, этот фильм – самое странное признание в любви к кинематографу, появившееся за последние годы. Но признание глубоко искреннее – и горячо обжигающее. Все мы часто говорим, что обожаем кино – но кто готов доказать это столь же убедительно? И кто из режиссеров готов профинансировать собственную картину собственной же кровью?.. Нужно быть фанатиком, чтобы пойти на такое; но именно фанатики и заставляют мир искусства вертеться.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+12

 

   

Комментарии (13)

  • Ксюхен
    Ксюхен 09 ноября 2012

    Убили посла в Ливии, а не в Сирии.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 ноября 2012

    спасибо огромное за поправку! это я перепутал, конечно. мои искренние извинения перед американским правительством

    Ответить
    0 +
  • галина-8757
    галина-8757 09 ноября 2012

    Фильм Озона ждем с нетерпением!

    Ответить
    0 +
  • Ru_su
    Ru_su 09 ноября 2012

    За что "Самой одинокой планете" поставили целых 3 балла?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 ноября 2012

    все-таки это довольно необычный фильм. сугубо авторское кино, которое имеет смысл оценивать по его законам. понятно, что не всем понравится - но в сфере именно авторского кино это такая крепкая 3. хотя вообще баллы - вещь довольно условная

    Ответить
    0 +
  • Ru_su
    Ru_su 09 ноября 2012

    Знаю, арт-хаус, все дела. Я его не люблю, точнее большую его часть. Конкретно по этому фильму, какой в нем смысл, которого мы не знали раньше? Что такого глубокомысленного оно до нас доносит? С моей точки зрения арт-хаус выродился в пережевывание жвачки авторских эмоций и идей, которые мы уже видели много раз. Вы его смотрели? Можете сказать темы фильма, идеи которые он поднимает?
    P.S. Мое мнение: авторское кино не может быть крепким середнячком априори. Это либо что-то новое по содержанию или операторской работе, свежий взгляд на жанр или... да хоть изменение правил композиции. Либо не нужное повторение пройденного, без всякого смысла, ради ЧСВ, или рубки денег, или еще чего-то сходного.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 ноября 2012

    в общем, готов подписаться едва ли не под каждым словом. но определенное обаяние этого фильма как раз в очень странной и даже мимолетной "глубокомысленности": повторюсь, не часто так бывает, чтобы один лишь миг определял все остальные два часа действия. это как раз то "новое по содержанию", мне кажется

    Ответить
    0 +
  • Ru_su
    Ru_su 10 ноября 2012

    Я предпочту потратить пару часов своей жизни на более полезное и продуктивное дело.
    СПГС? Давайте не будем обманывать сами себя. Это глубокомысленность для 13 летних девочек, а не для серьезных людей.
    Думаю, что "один лишь миг определял все остальные два часа действия" гораздо чаще, чем кажется. Или по крайней мере раньше авторы щадили зрителя вываливая не два, а час-полтора экранного времени. Если подумать, то в любом фильме миг определяет дальнейшие действия. Это завязкой называется.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 ноября 2012

    а я почему-то решил, что вы фильм уже смотрели - а сейчас вы "предпочитаете потратить" время на иное. с одной стороны - и правильно, но с другой - зачем же ругать, не глядя?

    Ответить
    0 +
  • Ru_su
    Ru_su 10 ноября 2012

    Поэтому я и спросил, смотрели ли вы его? "Можете сказать темы фильма, идеи которые он поднимает?" Я не утверждал, что видел его, но мои суждения видимо оказались настолько близки к правде, что создали впечатление, что я его видел. Поэтому я и сказал, что авторское кино сейчас стало конвейером с штампованными идеями и режиссерскими подходами. Нравиться такое может только тем, кому просто по определению нравится такие тип арт-хауса, кто хочет склеить девушку, или кто раньше никогда не видел арт-хауса вообще.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 ноября 2012

    не отнять - ваши суждения действительно близки к правде. и тем не менее я предпочитаю сперва посмотреть фильм, а лишь потом на его тему высказываться (бывают, конечно, исключения - но когда фильм уж больно громкий и ясно про него всё заранее). Я не хочу сказать, что "СОП" - какое-то запредельно хорошее или плохое кино, но для меня очевидно, что оно по-любому лучше как минимум 50% остального овна, которое выходит в российский прокат. не потому, что поднимает темы, а потому, что хотя бы пытается оставаться Кино

    Ответить
    0 +
  • Ru_su
    Ru_su 10 ноября 2012

    Это ваше право. Я же доверяюсь своему опыту, который после просмотра трейлера просто вопит о том, что это - вторичное хипстерское кинцо, не заслуживающее просмотра. При этом я принципиально не согласен с точкой зрения, основной на утверждении, что что-либо хорошо только потому,что все остальное еще хуже. Можно перефразировать цитату из Пелевина: ваш сынок конечно урод, но на фоне остальных будет нормально смотреться.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 11 ноября 2012

    к сожалению, эту цитату я теперь часто буду вспоминать, потому что нынешнее состояние дел она отражает очень адекватно

    Ответить
    0 +