"Водяной ерш" в московском метро

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

Мотовозы в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Пассажиропоток московского метро составляет 2,5 миллиарда человек в год. Чтобы попытаться осмыслить масштаб этой гигантской цифры, можно сказать, что за год все население России ездит в московском метро 17 раз. Учитывая это, вопрос санитарного состояния метрополитена становится одним из важнейших. Корреспондент Ридуса отправился в "ночную смену", чтобы рассказать об одном из самых необычных мероприятий в рамках борьбы за чистоту – промывке тоннелей при помощи специального агрегата – тоннелемоечной машины.

Депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Второй час ночи. Мы с фотокором идем по Варшавскому шоссе к метродепо «Замоскворецкое». Город давно спит, а на территории – постоянное движение: подходят и отправляются составы, снуют рабочие и машинисты, гудят сигналы мотовозов. Это «стойбище» для поездов гораздо больше, чем уже виденное нами «Северное», и тем интереснее наблюдать за круглосуточным процессом обслуживания подвижного состава.

Депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Вот перед нами и сам «таинственный зверь» - тоннелемоечный агрегат. Какого-то грандиозного впечатления он не производит – это просто цистерна с кабиной, установленная на колесной базе. Своего двигателя у нее нет, поэтому транспортировка машины производится при помощи «хозяйственной единицы», или мотовоза – небольшого дизельного локомотива.

Тоннелемоечная машина выезжает из депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Пора выезжать на помывку – сегодня это будут перегоны «Речной вокзал» - «Водный стадион» и «Водный стадион» - «Войковская» Замоскворецкой линии. На каждой ветке метро есть свой агрегат, мытье тоннелей производится по строгому графику – один раз в месяц, и находится на личном контроле начальника метрополитена. Кроме того, ежемесячно тоннель моется вручную, а каждую ночь обходчики, путейцы и дренажники собирают мусор.

Поездка на мотовозе – очень увлекательное занятие. Казалось бы, те же самые тоннели, в которых мы ездим в обычных вагонах, но ощущение присутствия гораздо сильнее.

В перегоне метро. © Антон Тушин/Ridus.ru

Мотовоз на метромосту. © Антон Тушин/Ridus.ru

Подъезжаем к станции "Варшавская". © Антон Тушин/Ridus.ru

После краткой остановки на станции «Аэропорт» прибываем на «Войковскую» - там будет происходить заправка водой. Емкость цистерны – 10 тонн, обычно этого хватает на один-два перегона. Получен приказ поездного диспетчера на движение в неправильном направлении – сегодня при помывке мы будем двигаться в противоположную основному движению сторону – и мы выезжаем в сторону «Речного вокзала».

В кабине тоннелемоечной машины. © Антон Тушин/Ridus.ru

Тоннелемоечная машина и мотовоз на станции "Аэропорт". © Антон Тушин/Ridus.ru

В тех перегонах, которые мы будем мыть, выключено освещение, запрещены все работы, а поезда на ночной отстой ставятся на другой, параллельный путь. Промывка производится под давлением 5-8 атмосфер, агрегат двигается при этом со скоростью 5-10 км/час. По правилам, оператор обязан остановить промывку за 10-15 метров до специальных металлоконструкций, а также светофоров и тоннельных раструбов, где от перегонов отходят соединительные ветки или съезды.

Прочистка раструбов перед работой. © Антон Тушин/Ridus.ru

Двигатель для нагнетания воды. © Антон Тушин/Ridus.ru

Но вот прозвучал долгожданный сигнал, и помывка началась. Из двух раструбов на кабине агрегата под напором ударили струи воды. Зрелище очень впечатляющее – и из кабины, и из перегона, куда мы ненадолго вылезли с фотокорреспондентом, чтобы полюбоваться на работу машины со стороны. Небольшая дозаправка на «Водном стадионе», и вот мы уже в следующем перегоне, продолжаем чистить тоннель «водяным ершом». Я слышал историю про незадачливых диггеров, которые прятались в тоннеле метро и повстречались с тоннелемоечной машиной – и теперь, когда я воочию вижу, как она работает, мне становится их по-настоящему жаль.

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

На этом месте пытливый читатель спросит – а куда же деваются те 10 тонн воды, которые «выстрелил» агрегат? По дренажным канавам она попадает в перекачки, которые есть на каждой станции. Там вода фильтруется, и насосами подается из-под земли наверх - в городскую канализацию. Грязь, песок и мелкий мусор попадают в отстойники, откуда забирает другая специальная машина – зумпфовой агрегат, который отвозит их в депо для утилизации.

Зумпфовой агрегат в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Вот так, день за днем, или, вернее, ночь за ночью необычный агрегат «умывает» тоннели метро. Нельзя им ходить в «грязнулях», ведь московское метро – лучшее в мире!

Благодарим пресс-службу ГУП "Московский метрополитен" за помощь в организации репортажа.

Состав прибывает в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (32)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Что делают сегодня ВМФ стран в Арктике, Атлантическом и Тихом океанах.

Наиболее предпочтительными странами россияне считают Канаду и США.

интересное

Похоже, драма о стриптизёрах может обзавестись главной героиней.

Продолжение приключений синего скоростного ежа обзавелось первым постером.

полезное

Повышенное артериальное давление является главным фактором риска развития заболеваний сердца.

Ученые проанализировали генетические данные 267 980 человек, используя менделевскую рандомизацию.

развлечения

Модель железной дороги, построенная Саймоном Джорджем, была признана самой большой в Великобритании.

На строительство британец потратил 18 месяцев, но результат того стоил.

Мужчина проехал почти 1500 км на самой маленькой машине в мире Peel P50 ради благотворительности.

«Услышал по телевизору, что нужна маска, но не понял, какая».