Су-57 против F-22A Raptor: кто победит в воздушном бою

Российский Су-57 и американский F-22A.

Российский Су-57 и американский F-22A.

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

В конце ноября 2021 года в российском медиапространстве появилась информация о возможности развёртывания на одной из авиабаз ВВС Белоруссии эскадрильи российских перспективных многофункциональных истребителей Су-57. Предполагалось, что это должно произойти в первой половине 2025 года.

Данный шаг оперативно-тактического характера рассматривался оборонными ведомствами и командованием ВКС России в качестве наиболее действенной контрмеры в ответ на насыщение развёрнутых в Польше и странах Балтии авиакрыльев Объединённых ВВС НАТО дополнительными звеньями истребителей пятого поколения F-35A Lightning II.


Они уже рядом

Истребители F-35A «Lightning II».

Истребители F-35A Lightning II.

© dvidshub.net

По мере обострения оперативной ситуации в Азово-Черноморском регионе и на украинском направлении, предшествующего началу спецоперации на Украине, данная информация исчезла как из новостного поля, так и из поля зрения экспертных кругов.

С началом операции внимание тех, кто хотел увидеть Су-57 в боевой обстановке, было приковано прежде всего к первому боевому крещению Су-57 на украинском театре военных действий (ТВД).

Тема необходимости развёртывания эскадрильи Су-57 на белорусских авиабазах или аэродромах совместного базирования вновь всплыла в двадцатых числах июля, когда на 32-ю тактическую авиабазу Ласк (Lask AB) ВВС Польши были переброшены 12 американских многофункциональных истребителей пятого поколения F-22A Raptor для дальнейшего формирования 90-й экспедиционной истребительной эскадрильи.

Первоочередной оперативно-тактической задачей, возложенной командованием ВВС США и ОВВС НАТО на данные эскадрильи, является формирование противовоздушного заслона в восточном секторе воздушного пространства Польши и стран Балтии. Они станут частью единой сетецентрической сети целераспределения с развёрнутыми ЗРК Patriot PAC-3MSE, польскими F-16C Block 52+. Компанию «рапторам» составят разворачиваемые на авиабазах Эмари и Шяуляй (на ротационной основе в рамках миссии Baltic Air Police) истребители EF-2000, Rafale, Mirage 2000-5, JAS-39C/D/E/F Gripen/-NG, F-35A и F-16C Block 50/52+.

В условиях обострения оперативно-стратегической обстановки на восточноевропейском ТВД командование ВВС США уже открыто заявляет, что ключевое назначение эскадрильи — прикрытие восточного стратегического воздушного направления ОВВС НАТО от вероятных действий боевой авиации и средств воздушно-космического нападения ВВС и ВМФ России.

Таким образом, единственной асимметричной контрмерой может стать развёртывание эквивалентной эскадрильи Су-57 на авиабазе Барановичи либо Мачулищи, вне радиуса действия ствольной артиллерии НАТО и управляемых реактивных снарядов M31A1 GMLRS.

В сложившейся ситуации вполне логично предположить, что в случае расширения эскалационного сценария на весь восточноевропейский ТВД с вовлечением стран — участниц НАТО именно между данными типами перспективных истребителей могут состояться первые дальние воздушные баталии.

Плюсы и минусы

Какими оперативно-тактическими преимуществами могут похвастаться обе машины в дальних боях и боях на средних дистанциях, учитывая электродинамические параметры планеров, технические особенности функционирования бортовых РЛС, оптико-электронных прицельных комплексов, датчиков станций предупреждения об облучении, станций обнаружения атакующих ракет?

Истребители Су-57

Истребители Су-57.

© соцсети

Большая эффективная поверхность рассеяния Су-57 (0,2–0,3 квадратного метра в сравнении с 0,07–0,1 квадратного метра у F-22A) действительно имеет место. Обусловлена она наличием у Су-57 подвижных наплывов у корневых частей крыла, прямыми воздуховодами, переплётом фонаря кабины пилота и вынесенными над поверхностью обводов фюзеляжа оптико-электронными модулями.

Бортовые АФАР-радары AN/APG-77 истребителей F-22A способны обнаруживать и осуществлять «завязку трасс» целей c ЭПР 0,2 квадратного метра (эквивалентно Су-57) на дистанции около 155–170 километров, захватывая их на точное автосопровождение на удалении порядка 125–135 километров, в то время как БРЛС Н036 «Белка» многофункциональных истребителей Су-57, располагающие более высокоэнергетическими СВЧ-транзисторами, смогут запеленговать и захватить F-22A на точное автосопровождение на аналогичных дистанциях в связи с меньшей ЭПР американских машин.

Силы равны?

Вывод следующий: в дуэльных ситуациях (в случае оснащения обоих типов машин дальнобойными ракетами воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», оснащёнными высокочувствительными АРГСН и двухрежимными двигателями, обеспечивающими эффективную дальность действия 140–160 километров при пуске из верхних слоёв тропосферы и нижних слоёв стратосферы) эскадрильи F-22A Raptor и Су-57 будут иметь примерно равные шансы на успешный исход дальнего воздушного боя, но с определёнными нюансами.

Истребитель F-22A «Raptor»

Истребитель F-22A Raptor.

© dvidshub.net

Располагая вспомогательными антенными АФАР-модулями бокового обзора Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б, бортовые радиолокационные комплексы Н036Б «Белка» обеспечат пилотам Су-57 возможность продолжения сопровождения F-22A даже в момент выполнения противоракетного манёвра с изменением курса полёта на 90–120 градусов. Это происходит благодаря формированию специализированного «файла сопровождения», передающего координаты целей, выходящих за пределы 70-градусной зоны обзора основного полотна АФАР, на контроллеры управления боковыми полотнами активных ФАР с вышеуказанными индексами.

Более того, по целеуказанию как основного полотна АФАР, так и боковых АФАР-модулей комплекса «Белка» на перехват атакующих УРВБ AIM-120D могут быть запущены сверхманевренные ракеты воздушного боя РВВ-МД с интерцепторной системой отклонения вектора тяги, а также непосредственно «Изделия 180», адаптированные к перехвату ракет противника.

Между тем не стоит упускать тот факт, что боковые полотна АФАР обладают заметно меньшими апертурой и энергетическим потенциалом. Следовательно, сопровождение F-22A при выполнении противоракетного манёвра может быть реализовано на дистанции не более 50–70 километров. Если в этот момент американская машина будет находиться на удалении более 100 километров, вполне вероятен срыв её захвата радаром бокового обзора Н036Б-1-01Л и временная утрата экипажем Су-57 возможности сопровождения F-22A.

Истребитель F-22A «Raptor»

Истребитель F-22A Raptor.

© dvidshub.net

Ещё одной уникальной особенностью бортовых АФАР-радаров Н036 «Белка» истребителей Су-57 и AN/APG-77 истребителей F-22A является возможность обнаружения и «захвата» атакующих ракет воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», обладающих собственной ЭПР около 0,05 квадратного метра. Другими словами, машины могут вести дальний воздушный бой, перехватывая не только друг друга, но и запущенные машиной противника ракеты воздушного боя.

В «пастельных» тонах

Что же касается отмеченного американскими экспертами режима LPI (Low Probability of Intercept — низкая вероятность перехвата и вскрытия местоположения), якобы позволяющего радарам APG-77 обнаруживать наши Су-35С и Су-57 посредством задействования низкоэнергетического широкополосного луча с низкой спектральной плотностью без вскрытия своего местоположения для станций предупреждения об облучении, то эффективен он лишь применительно к устаревшим СПО-15 «Берёза». Новые модификации СПО Л-150 «Пастель» истребителей Су-35С и Су-57 легко вскроют местоположение F-22A, радары которых будут функционировать в режиме LPI.

И это не говоря уже о наличии в архитектуре СУВ истребителей Су-57 более «дальнозорких» квантовых оптико-электронных прицельных комплексов, способных в пассивном режиме обнаруживать инфракрасное излучение реактивных струй из сопел двигателей F-22A на удалении 70–80 километров в переднюю полусферу и 120–130 километров — в заднюю.

Истребители СУ-35С

Истребители СУ-35С.

© Соцсети

Свои технические козыри имеются и у F-22A.

В первую очередь это уникальный пассивный комплекс радиотехнической разведки и предупреждения об облучении AN/ALR-94, представленный «умной обшивкой» с апертурой из более чем 30 распределённых по корпусу планера интерферометрических датчиков, пеленгующих радиоизлучающие средства противника и отправляющих их координаты и параметры электромагнитного сигнала в аппаратный блок комплекса.

Задействование соответствующего алгоритма в ходе анализа сигнала позволяет определить тип РЛС (в соответствии с цифровой базой известных шаблонов излучений), а также режим её работы на удалении до 450–500 километров, после чего может быть выдано целеуказание либо ракетам воздушного боя AIM-120D в режиме HOJ (наведения на источник помехи), либо планирующим управляемым авиабомбам семейства GBU-53B Small Diameter Bomb в случае с радиоизлучающими наземными целями.

Истребитель СУ-35С

Истребитель СУ-35С.

© соцсети

Можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что комплексы AN/ALR-94 развёрнутых в Польше F-22A будут задействованы в радиотехнической разведке наших многофункциональных РЛС ЗРК «Бук-М3» и С-400, дислоцированных в Калининградской и Ленинградской областях и в Белоруссии.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)