Бронирование автомобилей: каким оно бывает

Автомобиль уже давно стал неотъемлемой частью жизни огромного числа людей на нашей планете, в том числе и очень влиятельных, состоятельных персон. Нужно ли говорить, что время от времени на таких личностей совершают покушения. Никто не хочет встретиться с апостолом Петром раньше срока, а потому при первой же возможности человек спешит всячески защитить свой автомобиль и себя.

Так может ли бронированный автомобиль выдержать выстрел из гранатомета?


Баллистическая защита

В 2006 году Ассоциация центров по сертификации пулестойких материалов и конструкций утвердила новый международный стандарт VPAM, который содержит 14 уровней-стандартов защиты от пуль. 

Данный стандарт рассматривает только возможность защиты от баллистической угрозы (пуль, шрапнели, осколков и т. п.). 

Каждый уровень классификации соответствует определенному калибру и типу боеприпаса. Однако здесь важно понимать следующее. Никакое бронирование не является абсолютным. Каждый класс брони описывает некий шанс на защиту, а вовсе не дает 100-процентную гарантию спастись.

Ранее на Западе (и в ряде других стран) использовался для классификации бронирования автомобилей стандарт EN. На сегодняшний день он считается морально устаревшим и больше не применяется. Кроме того, стандарт VPAM подходит к вопросу защиты авто комплексно, в отличие от своего предшественника. 

Новинка рассматривает каждую машину как единое целое, а не работает с отдельными стеклами, бронеплитами и углами конструкции. Иными словами, VPAM лучше привязан к суровой действительности.

Таблица уровней защиты

Как можно увидеть на таблице, первые пять уровней VPAM — это противодействие «мелкашке», бронирование способное справиться с патронами 9 мм или 357-калибром для револьвера. Наибольшей популярностью авто с такой защитой пользуются в Латинской Америке, где не лучшим образом обстоят дела с уличной преступностью. Бронирование с шестого по десятый уровень — это уже очень серьезная защита. «Шестерка» выдержит выстрел из АК-74, а «десятка» скорее всего не сможет быть пробита и бронебойно-зажигательным боеприпасом винтовки «Драгунова».

Интересный факт: бронирование десятого класса увеличивает массу авто (в среднем) на 240 кг. Для этого нужно будет установить на машину 80-мм стекла и бронелисты толщиной 18−24 мм.

Далее у нас идет одиннадцатый и двенадцатый уровень. Большой популярностью такое бронирование не пользуется по двум причинам. Во-первых, это крайне дорого. Во-вторых, взять такую броню смогут разве что вольфрамовые боеприпасы калибра 7.62 мм. Все бы ничего, но оборот таких патронов весьма ограничен, даже на черном рынке.

В конце таблицы стоит тринадцатый и четырнадцатый уровень. Если говорить со максимальными упрощениями, то это уже удел военной техники. Нужно ли пояснять, что установка такого бронирования — это даже не «крайне дорого», это астрономически дорого. Более того, поставить такую броню получится еще и не на каждый гражданский автомобиль. Хотя в теории, конечно, возможно все. Главное, чтобы у заказчика были на это деньги. Получив такую броню автомобиль выдержит обстрел из пушки 14.5 мм стоящей на БТР-80.

Примечание: существование стандарта VPAM вовсе не исключает существование других аналогичных систем. Например, в России есть ГОСТ Р 50963−96 и ГОСТ Р 51112−97. В США есть свой NIJ 0108.01. А Великобритании — BS 5051. Куда важнее то, что в конечном итоге, все эти современные стандарты устроены по единому принципу.

Защита от взрывов

Выше мы говорили о баллистической защите. Однако она никак не касается взрывного действия. Ряд недобросовестных компаний, специализирующихся на защите «хитрит», выдавая баллистические показатели бронирования за комплексные. На самом деле защита автомобиля от взрывов — это отдельная статья и целая наука. Самый известный стандарт — это международный ERV 2010.

В целом, принцип классификации похож на тот, что используется при разработке баллистической защиты. Правда здесь в основе лежат не типы и калибры боеприпасов, а типы взрывных устройств, их масса и направленность взрыва. Первый уровень бронирования от взрывов предусматривает противодействие противопехотной мине или тройке ручных гранат типа DM 51 под машиной или на ее крыше.

Само собой, от серьезных мин первый уровень не спасет. Дальше все очень просто — чем выше уровень защиты, тем больше масса заряда, которую он сможет заглушить, не допустив (скорее всего) смерти и серьезных увечий людей внутри салона. Отдельной статьей при этом стоит защита от самодельных взрывных устройств. Дело в том, что все базовые уровни рассматривают в первую очередь армейскую «профессиональную» взрывчатку.

Примечание: при этом ни один класс автомобильного бронирования не способен спасти машину от выстрела из противотанкового гранатомета. Для этого понадобится уже по меньшей мере динамическая противокумулятивная защита. Вот только на Mercedes-Benz S-класса такую не поставишь.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)