Удастся ли России прорвать транспортную блокаду?
- 20 мая 2022 00:13
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Большинство логистических маршрутов, ранее задействованных для поставки товаров как в Россию, так и из нее, сейчас или полностью остановлены, или, наоборот, функционируют в режиме высокой степени нагрузки, сообщил генеральный директор компании Globaltruck Илья Саттаров на онлайн-заседании комиссии РСПП по теме «Глобальные вызовы для автомобильной промышленности в условиях санкционного давления».
«Годами складывавшиеся логистические цепочки сейчас просто поломались», — посетовал он.
Больше всего, по очевидным причинам, пострадали авиаперевозки. За ними следуют морские перевозки. По словам эксперта, все северные балтийские порты РФ фиксируют значительный спад товаропотока. Резко возрос дефицит контейнеров. Из-за ужесточения таможенных правил ЕС большинство морских линий остановили отправки в российские порты.
«И сейчас к обслуживанию морского плеча все чаще приступают азиатские линии, ранее там не представленные. Идет перераспределение потоков из Китая и ЮВА в порты Новороссийска и Дальнего Востока. Но в итоге дальневосточные порты испытывают дефицит танкеров и вакуум контейнеров, так как весь импорт в моменте переместился на дальневосточное направление», — сказал представитель отрасли.
Большой проблемой в будущем может стать ограниченный парк контейнеров в России, поскольку все международные игроки этого рынка ушли из страны, добавил он.
Наиболее стабильна ситуация в сфере железнодорожного транспорта. Железнодорожники сейчас отмечают высокий спрос на транспортировку через Дальний Восток и сухопутные переходы. Его формируют грузы, которые ранее перевозили по морю через Суэцкий канал. Прямая доставка по железной дороге из Китая становится одним из наиболее востребованных вариантов, но это приводит к возникновению проблем как на погранпереходах, так и на станциях назначения.
«Сухопутный транспортный коридор находится под давлением пропускных способностей», — поясняет Илья Саттаров.
В сфере международных автоперевозок для россиян де-факто перестало существовать европейское направление в классическом его понимании из-за закрытия западных границ с 16 апреля и резкого расширения списка товаров, для которых действуют санкционные ограничения. Теперь грузопоток из ЕС формируется за счет европейских перевозчиков.
Растут очереди на пограничных переходах и на пунктах погрузочно-разгрузочных работ: на границах России с Белоруссией и с Грузией — от двух до десяти дней, на границе России с Азербайджаном — от двух до пяти дней, на границе Азербайджана с Грузией — от двух до пяти дней, на границе с Китаем возможны простои и до двадцати дней.
В связи с перераспределением потоков рынок фиксирует рост ставок. На маршрутах в ЕС и обратно они выросли на 50—150% в зависимости от направления. На направлении в Турцию и обратно круговой тариф вырос на 50—70%. Очереди на погранпереходах также критично сказываются на сроках и стоимости доставки, подчеркивает топ-менеджер.
«В целом началась масштабная перестройка логистических автомаршрутов. Активно вырос поток на Турцию, Азербайджан, в сопредельное государство Иран и Армению. К перевозкам, где задействованы дальнемагистральные тягачи, добавились транзитные склады, а на европейских маршрутах — схема перецепа, когда товар перегружается из прицепа в прицеп для пересечения погранперехода, — рассказал он.
Среди других наиболее насущных проблем для международных автоперевозок эксперт назвал разбалансировку логистических цепочек и одностороннюю доставку: есть большой запрос на вывоз импорта из Китая, а экспортных грузов в обратную сторону не хватает, чтобы сформировать единый кругорейс. Есть также сложности с получением наличной валюты для водителей на оплату командировочных и дорожных расходов.
Перспективным направлением для отрасли является развитие комплексной автодоставки из Китая в РФ, при условии нормализации ситуации на дальневосточных погранпереходах — нужны стабильные и прогнозируемые сроки прохождения грузов. «Это позволит автотранспортникам использовать потенциал развития контейнерных перевозок с Дальнего Востока в Сибирский, Уральский, Центральный регионы страны, а также уменьшить стоимость доставки до 40%», — сообщил эксперт.
Возможно перераспределение на автодоставку части контейнерных перевозок. Большие надежды возлагаются на транспортировку параллельного импорта, а также сотрудничество со странами ЕАЭС и рост грузопотоков в направлении Азербайджана, Ирана, Индии, Пакистана, Грузии и Турции.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: