«Путь к фильму занял 7 лет»: интервью с режиссером драмы «Нелегал» Дмитрием Давыдовым
- 13 мая 2022 14:48
- Евгений Шлапаков, кинообозреватель «Ридуса»
Дмитрий Давыдов — явление самобытное в российском авторском кино. 39-летний кинематографист, в чьей фильмографии насчитывается несколько артхаусных картин, уже успел отметиться большим достижением в виде Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в 2020 году за фильм «Пугало».
С 12 мая в прокат выходит новый фильм режиссера — драма «Нелегал», к которой Давыдов также написал сценарий. Накануне кинотеатрального релиза мы пообщались с Дмитрием о том, сколько лет ушло на реализацию идеи драмы о подростке-нелегале, о сложностях во время съемок и о том,чего не стоит ждать от этой картины.
«Ридус»: Здравствуйте, Дмитрий! «Нелегал» — это пятый по счету фильм в вашей режиссерской карьере. О чем эта история прежде всего для вас?
Дмитрий Давыдов: Для меня это уже знакомая тема, которую я затрагивал еще в самом начале своего творчества. Сценарий «Нелегала» я написал еще в 2015 году, поэтому в моих фильмах можно проследить сквозную тему об одиночестве человека, а также каково быть белой вороной. Все мои герои — это люди потерянные, одинокие, отвергнутые обществом.
И «Нелегал», в свою очередь, рассказывает как раз о таком герое и его непростом пути. Мы шли к этому фильму очень долго, но все-таки удалось его сделать, хоть и выходит он только сейчас.
«Ридус»: Между замыслом и премьерой фильма прошло целых семь лет. Насколько сильно ваши первоначальные идеи отличаются от конечного результата?
Дмитрий Давыдов: На самом деле каких-то существенных отличий я не заметил, поскольку в итоге рассказал с помощью фильма именно ту историю, которую и хотел. Но понимаю, что, возможно, если бы мы сняли «Нелегала» тогда, в 2015-м, то он бы смотрелся немного по-другому.
В какой-то момент жизни мне показалось, что эта история для меня немного «перегорела», но время расставило все по своим местам, и по ходу работы над картиной она заиграла иными красками, сохранив свое первоначальное значение для меня как для автора и режиссера.
«Ридус»: Съёмки фильма проходили на просторах Якутии. Что было самым сложным на протяжении съемочного процесса?
Дмитрий Давыдов: Съемки у нас были разделены на два этапа — городской и тот, что проходил в сельской местности, поскольку первая половина фильма происходит в городе Якутске, а затем перемещается за его пределы.
Так получилось, что второй этап у нас происходил в апреле прошлого года, и мы попали в так называемое межсезонье. Результатом этого стало таяние снега, дороги размывало, а зимние переправы более были недоступны. Это очень затруднило организацию съемок, ведь добираться до намеченных мест вместе с людьми и аппаратурой стало в разы сложнее. Доходило даже до того, что перевозить все, что требовалось, приходилось даже на лодках. Но, как понимаете, результат того стоил.
«Ридус»: Для Эржана Даулетбекова «Нелегал» стал дебютом в кино, и подготовки у юного актёра никакой не было — вы стали снимать картину почти сразу после того, как он прилетел из Бишкека. Какой главный совет вы дали ему перед съемками?
Дмитрий Давыдов: Думаю, тот же самый, что я даю всем непрофессиональным актерам, с которыми работаю на площадке: не играй своего персонажа, проживай его. Потому что когда люди, не знающие, что такое играть в кино, начинают «играть» своих персонажей, получается всегда плохо.
Мы поэтому изначально и приняли такое решение — не готовить Эржана к тому, что его ждёт, поскольку его герой тоже оказывается в абсолютно незнакомой ему стране и условиях. В кадре можно увидеть то, как герой ошарашенно смотрит на все, что происходит, — это была его реальная реакция, ведь до этого Эржан никогда не был ни в России, ни тем более в Якутске. Нам было важно не утратить эти живые эмоции при съемках и зафиксировать их на камеру
«Ридус»: Вы очень долго искали актера на главную роль. Каким образом вы нашли Эржана Даулетбекова? Ведь для него это дебютная роль, ранее с кино он никак не был связан.
Дмитрий Давыдов: Да, действительно, мы искали его повсюду. Обращались в различные актерские агентства, но внутренне я понимал, что хочу видеть в кадре человека, который все происходящее в картине уже испытал на себе. Искали в Якутске по рынкам разным, однако не нашли.
Решение проблемы пришло неожиданно. Моим ассистентом работала Уулжан Даулетбекова, старшая сестра Эржана, и она предложила кандидатуру своего младшего брата. Мы посмотрели фото и видеовизитку, созвонились, начали общаться и поняли, что он именно то, что мы искали.
«Ридус»: Первая половина фильма происходит, как я понимаю, в Якутске, а все герои, с которыми контактирует Нурбек, словно застряли в бандитских сериалах 90-х. Как вы думаете, почему в большинстве регионов России время как будто остановилось и осталось там, в лихих 90-х?
Дмитрий Давыдов: Думаю, что кому-то это просто выгодно. Зачем двигаться вперед, когда всех и так все устраивает? Возможно, что если кто-то захочет это изменить, то это изменится. Видимо, пока не хотят.
Картины Дмитрия Давыдова объединяет тема одиночества человека, душевных метаний изгнанных обществом. «Нелегал» не стал исключением.
«Ридус»: Тема расизма и национализма красной нитью проходит сквозь весь фильм. Как вы считаете, почему эта проблема так остра в современном мире и в России в частности?
Дмитрий Давыдов: Вопрос сложный. Помнится, когда мы прокатывали якутское кино в разных городах России, нам задавали вопрос: «А почему вы снимаете для русского зрителя на других языках?» И в этот момент приходилось напоминать о том, что Россия — это невероятно многонациональная страна.
Вариантов, конечно, много. Но мне кажется, что последнее время в культуре я мало замечаю какие-либо фестивали, например, направленные на объединение разных наций и культур. А если такого нет, то и на бытовом уровне это вполне возможно и обостряет отношения между людьми.
«Ридус»: Большинство российских картин авторского кино объединяет некая беспросветность, в которой нет места надежде на лучшее. Однако вы в своей картине оставляете такой «лучик» той самой надежды в виде одного из героев, проявляющего доброту по отношению к герою. Как думаете, почему беспросветность в нашем кино — это тренд?
Дмитрий Давыдов: Да, ведь если рассматривать эту историю через призму жизненного опыта, то можно сказать, что хороших и добрых людей в нашей жизни встречается гораздо больше, чем плохих. Мне самому не нравится, когда в фильмах про Россию все плохо, плохо и лучше не будет. Наверное, это все связано с тем фактом, что в жизни у нас всех бывают такие грустные периоды. Но надежда все-таки есть всегда.
В отличие от многих других режиссеров, Давыдов оставил в своей картине луч надежды на то, что в жизни все-таки есть что-то хорошее.
Тем более что герой охотника — это такой образ старика из деревни, который неоднократно в моих фильмах встречается. И он становится тем самым крючком, за который удается зацепиться главному герою, чтобы окончательно не скатиться в пропасть.
«Ридус»: Как вы думаете, отчего отечественным режиссерам, снимающим авторское кино, так нравятся открытые финалы в повествовании?
Дмитрий Давыдов: Наверное, все дело в том, что им фильм представляется своеобразным разговором со зрителем, и таким образом они оставляют другой стороне возможность самим поставить финальную точку и понять, что же в итоге они посмотрели.
Это позволяет задуматься, продолжить размышления за пределами кинозала. Местами такой финал даже может создать совершенно новые смыслы в глазах зрителей, о которых создатели изначально вообще не задумывались.
«Ридус»: Если зритель нацелится на просмотр, то чего ему точно не следует ждать от вашей картины?
Дмитрий Давыдов: Думаю, не стоит ждать от нее развлечения. Мне иногда некоторые говорят, что я скучное кино снимаю. Голливуд нам привил такую привычку, что если мы идем в кино, то на экране мы ожидаем какого-то экшена. Если вы выберете для просмотра «Нелегала», то вам будет достаточно поймать ритм фильма, его волну, и тогда он доставит вам удовольствие.
Беседу с Дмитрием Давыдовым вел кинообозреватель онлайн-газеты «Ридус» Евгений Шлапаков.
Драма «Нелегал» — в кино с 12 мая.
Советуем почитать и другое наше интервью. Мы пообщались с режиссером «Родителей строгого режима» Никитой Владимировым.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: