«Путь к фильму занял 7 лет»: интервью с режиссером драмы «Нелегал» Дмитрием Давыдовым

© пресс-служба «Кинотавра»

Дмитрий Давыдов — явление самобытное в российском авторском кино. 39-летний кинематографист, в чьей фильмографии насчитывается несколько артхаусных картин, уже успел отметиться большим достижением в виде Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в 2020 году за фильм «Пугало».

С 12 мая в прокат выходит новый фильм режиссера — драма «Нелегал», к которой Давыдов также написал сценарий. Накануне кинотеатрального релиза мы пообщались с Дмитрием о том, сколько лет ушло на реализацию идеи драмы о подростке-нелегале, о сложностях во время съемок и о том,чего не стоит ждать от этой картины.


«Ридус»: Здравствуйте, Дмитрий! «Нелегал» — это пятый по счету фильм в вашей режиссерской карьере. О чем эта история прежде всего для вас?

Дмитрий Давыдов: Для меня это уже знакомая тема, которую я затрагивал еще в самом начале своего творчества. Сценарий «Нелегала» я написал еще в 2015 году, поэтому в моих фильмах можно проследить сквозную тему об одиночестве человека, а также каково быть белой вороной. Все мои герои — это люди потерянные, одинокие, отвергнутые обществом.

И «Нелегал», в свою очередь, рассказывает как раз о таком герое и его непростом пути. Мы шли к этому фильму очень долго, но все-таки удалось его сделать, хоть и выходит он только сейчас.

Фильм Давыдова

Фильм Давыдова «Пугало» заполучил три награды на фестивале «Кинотавр» в 2020 году.

© пресс-служба «Кинотавра»

«Ридус»: Между замыслом и премьерой фильма прошло целых семь лет. Насколько сильно ваши первоначальные идеи отличаются от конечного результата?

Дмитрий Давыдов: На самом деле каких-то существенных отличий я не заметил, поскольку в итоге рассказал с помощью фильма именно ту историю, которую и хотел. Но понимаю, что, возможно, если бы мы сняли «Нелегала» тогда, в 2015-м, то он бы смотрелся немного по-другому.

В какой-то момент жизни мне показалось, что эта история для меня немного «перегорела», но время расставило все по своим местам, и по ходу работы над картиной она заиграла иными красками, сохранив свое первоначальное значение для меня как для автора и режиссера.

«Ридус»: Съёмки фильма проходили на просторах Якутии. Что было самым сложным на протяжении съемочного процесса?

Дмитрий Давыдов: Съемки у нас были разделены на два этапа — городской и тот, что проходил в сельской местности, поскольку первая половина фильма происходит в городе Якутске, а затем перемещается за его пределы.

Кадр со съемочной площадки фильма

Кадр со съемочной площадки фильма «Нелегал».

© MVK

Так получилось, что второй этап у нас происходил в апреле прошлого года, и мы попали в так называемое межсезонье. Результатом этого стало таяние снега, дороги размывало, а зимние переправы более были недоступны. Это очень затруднило организацию съемок, ведь добираться до намеченных мест вместе с людьми и аппаратурой стало в разы сложнее. Доходило даже до того, что перевозить все, что требовалось, приходилось даже на лодках. Но, как понимаете, результат того стоил.

«Ридус»: Для Эржана Даулетбекова «Нелегал» стал дебютом в кино, и подготовки у юного актёра никакой не было — вы стали снимать картину почти сразу после того, как он прилетел из Бишкека. Какой главный совет вы дали ему перед съемками?

Дмитрий Давыдов: Думаю, тот же самый, что я даю всем непрофессиональным актерам, с которыми работаю на площадке: не играй своего персонажа, проживай его. Потому что когда люди, не знающие, что такое играть в кино, начинают «играть» своих персонажей, получается всегда плохо.

Мы поэтому изначально и приняли такое решение — не готовить Эржана к тому, что его ждёт, поскольку его герой тоже оказывается в абсолютно незнакомой ему стране и условиях. В кадре можно увидеть то, как герой ошарашенно смотрит на все, что происходит, — это была его реальная реакция, ведь до этого Эржан никогда не был ни в России, ни тем более в Якутске. Нам было важно не утратить эти живые эмоции при съемках и зафиксировать их на камеру

Похоже, что на съемках режиссер научил своего главного актера стрелять из рогатки.

Похоже, на съемках режиссер научил своего главного актера стрелять из рогатки.

© MVK

«Ридус»: Вы очень долго искали актера на главную роль. Каким образом вы нашли Эржана Даулетбекова? Ведь для него это дебютная роль, ранее с кино он никак не был связан.

Дмитрий Давыдов: Да, действительно, мы искали его повсюду. Обращались в различные актерские агентства, но внутренне я понимал, что хочу видеть в кадре человека, который все происходящее в картине уже испытал на себе. Искали в Якутске по рынкам разным, однако не нашли.

Решение проблемы пришло неожиданно. Моим ассистентом работала Уулжан Даулетбекова, старшая сестра Эржана, и она предложила кандидатуру своего младшего брата. Мы посмотрели фото и видеовизитку, созвонились, начали общаться и поняли, что он именно то, что мы искали.

«Ридус»: Первая половина фильма происходит, как я понимаю, в Якутске, а все герои, с которыми контактирует Нурбек, словно застряли в бандитских сериалах 90-х. Как вы думаете, почему в большинстве регионов России время как будто остановилось и осталось там, в лихих 90-х?

Дмитрий Давыдов: Думаю, что кому-то это просто выгодно. Зачем двигаться вперед, когда всех и так все устраивает? Возможно, что если кто-то захочет это изменить, то это изменится. Видимо, пока не хотят.

Картины Дмитрия Давыдова объединяет тема одиночества человека, душевных метаниях изгнанных обществом.

Картины Дмитрия Давыдова объединяет тема одиночества человека, душевных метаний изгнанных обществом. «Нелегал» не стал исключением.

© MVK

«Ридус»: Тема расизма и национализма красной нитью проходит сквозь весь фильм. Как вы считаете, почему эта проблема так остра в современном мире и в России в частности?

Дмитрий Давыдов: Вопрос сложный. Помнится, когда мы прокатывали якутское кино в разных городах России, нам задавали вопрос: «А почему вы снимаете для русского зрителя на других языках?» И в этот момент приходилось напоминать о том, что Россия — это невероятно многонациональная страна.

Вариантов, конечно, много. Но мне кажется, что последнее время в культуре я мало замечаю какие-либо фестивали, например, направленные на объединение разных наций и культур. А если такого нет, то и на бытовом уровне это вполне возможно и обостряет отношения между людьми.

«Ридус»: Большинство российских картин авторского кино объединяет некая беспросветность, в которой нет места надежде на лучшее. Однако вы в своей картине оставляете такой «лучик» той самой надежды в виде одного из героев, проявляющего доброту по отношению к герою. Как думаете, почему беспросветность в нашем кино — это тренд?

Дмитрий Давыдов: Да, ведь если рассматривать эту историю через призму жизненного опыта, то можно сказать, что хороших и добрых людей в нашей жизни встречается гораздо больше, чем плохих. Мне самому не нравится, когда в фильмах про Россию все плохо, плохо и лучше не будет. Наверное, это все связано с тем фактом, что в жизни у нас всех бывают такие грустные периоды. Но надежда все-таки есть всегда.

В отличие от многих других режиссеров, Давыдов оставил в своей картине луч надежды на то, что в жизни все-таки есть что-то хорошее.

В отличие от многих других режиссеров, Давыдов оставил в своей картине луч надежды на то, что в жизни все-таки есть что-то хорошее.

© MVK

Тем более что герой охотника — это такой образ старика из деревни, который неоднократно в моих фильмах встречается. И он становится тем самым крючком, за который удается зацепиться главному герою, чтобы окончательно не скатиться в пропасть.

«Ридус»: Как вы думаете, отчего отечественным режиссерам, снимающим авторское кино, так нравятся открытые финалы в повествовании?

Дмитрий Давыдов: Наверное, все дело в том, что им фильм представляется своеобразным разговором со зрителем, и таким образом они оставляют другой стороне возможность самим поставить финальную точку и понять, что же в итоге они посмотрели.

Это позволяет задуматься, продолжить размышления за пределами кинозала. Местами такой финал даже может создать совершенно новые смыслы в глазах зрителей, о которых создатели изначально вообще не задумывались.

А как вы относитесь к открытым финалам?

А как вы относитесь к открытым финалам?

© MVK

«Ридус»: Если зритель нацелится на просмотр, то чего ему точно не следует ждать от вашей картины?

Дмитрий Давыдов: Думаю, не стоит ждать от нее развлечения. Мне иногда некоторые говорят, что я скучное кино снимаю. Голливуд нам привил такую привычку, что если мы идем в кино, то на экране мы ожидаем какого-то экшена. Если вы выберете для просмотра «Нелегала», то вам будет достаточно поймать ритм фильма, его волну, и тогда он доставит вам удовольствие.

Беседу с Дмитрием Давыдовым вел кинообозреватель онлайн-газеты «Ридус» Евгений Шлапаков.

Драма «Нелегал» — в кино с 12 мая.

Советуем почитать и другое наше интервью. Мы пообщались с режиссером «Родителей строгого режима» Никитой Владимировым.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)