«Тагил рулит!»: историческое фотопутешествие в самый древний город Урала

Трамвай в Нижнем Тагиле

Трамвай в Нижнем Тагиле

© Георгий Красников / griphon.livejournal.com

Сейчас, конечно, Нижнему Тагилу очень сложно отделаться от созданного им «Нашей Рашей» имиджа «столицы быдляков». Крикнуть в приличном месте «Таги-и-и-и-ил» уже обязательно стоит хотя бы ради прикола. 

Я так и не понял до конца, кстати, довольны ли сами тагильцы такой славой, но факт, что некоторые из них, всё же, пытаются её как-то смешно обыгрывать. Например, в рекламе местного пива!

Причём, я помню, что и до этого у Тагила слава была не ахти. Типа задрипанного города фиг знает где, эдакая жопа мира, в общем — побратим Урюпинска. 

Надо сказать, в обоих случаях имиджи совершенно несправедливые, но так уж сложилась история.


© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Нижний Тагил мог бы напоминать Новокузнецк — тоже тяжёлый промышленный город, напичканный заводами, преимущественно металлургическими (ещё и принадлежащими одному холдингу), начинается даже на ту же букву. Но этимология у них — абсолютно разная. 

Тагил — один из интереснейший городов Урала, и при этом — один из самых старых! Основан он был аж в XVIII веке, в послепетровские времена, причём основан был сразу как промышленный металлургический город. 

Первый железоделательный завод, работавший аж до 1987 года, был основан тогда же, а сейчас он стоит в качестве музея. (Кстати, Новокузнецк, хоть и формально был основан раньше на 100 лет, сегодняшнюю сущность обрёл только в 30-е годы в эпоху индустриализации. До этого он был был городом-острогом для защиты восточных рубежей России, да и не совсем это он это уже был). 

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Все эпохи Нижний Тагил активно развивался, да и даже сегодняшняя — не исключение. Здесь вы найдёте и немного дореволюционной архитектуры (которая, к сожалению, далеко не везде в надлежащем состоянии).

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Сохранилась усадьба Демидовых.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

и роскошное здание с колоннами, где было заводоуправление, а сейчас — музей горнозаводского дела.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Обсерватория XIX века на Лысой Горе, откуда открывается роскошный вид на город и оба завода.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

А сталинской застройки здесь невероятно много практически по всему городу!

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Главный проспект Ленина, прилегающие улочки Строителей и Карла Маркса, заводской район Выя, ну и, конечно же, удалённая на 10 км от центра Вагонка — родной дом работников Уралвагонзавода.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Все эти места крайне интересны для осмотра, ну и интересна также и набережная городского пруда — излюбленное место вечерних прогулок горожан.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Пруд, кстати — характерный атрибут старинных промышленных городов: когда не было электричества, вода из запруженного водоёма стекала дальше по реке и вращала все нужные заводские механизмы. Поэтому очень характерные водоёмы с нетипичными для них прямыми углами вы встретите в большинстве городов Урала.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Тагильский рабочий...

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Что можно сказать про тагильцев? В отличие от созданного НР образа вечно бухающего и свинячащего быдла, тагильцы — вполне себе обычные люди, из совершенно разных слоёв и сфер деятельности.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Тут очень много людей культуры и науки, немало интеллигенции, работающей в ВУЗах и научных предприятиях, немало студентов, грызущих гранит науки в многочисленных университетах города. Есть крупный драмтеатр и несколько других театров.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Да блин, в крупном городе каждый найдёт что-нибудь по интересам, а Тагил по населению был одно время близок к полумиллиону. Есть неформальны, есть тату-салоны, скейт-парки, хипстерские кофейни и аренда самокатов.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Конечно, в рабочем городе хватает и рабочего класса, и в отдельных кварталах тут можно найти простую заводскую пролетарскую романтику. 

Но, в целом, публика тут — очень разнообразная, порой до неожиданности.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Одно из ключевых предприятий Нижнего Тагила — легендарный Уралвагонзавод. Основанный в 30-е годы и выпустивший примерно половину всех танков для ВОВ, УВЗ и сейчас остаётся одним из главных оборонных заводов страны. Здесь, как следует из названия, производят разные вагоны, но и не только — танки, БМП, «Арматы», гаубицы, и прочие приспособления для убийства большого числа людей.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Уралвагонзавод, как известно, стал местом наиболее выдающейся поддержки действующей российской власти — ещё в 2012 году местный рабочий Игорь Холманских на прямой линии с тогдашним премьером обещал ему помощь и содействие в противодействии «неугодных элементов».

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Кстати, УВЗ производит ещё и трамваи. Точнее, не он сам, а одно из его дочерних подразделений — Уралтрансмаш. Этими трамваями завод уже почти полностью снабдил свой город. 

А ещё был с ними связан интересный скандал, когда в 2017−18 годах трамваи с логотипом УВЗ на окнах в результате одной сложной истории оказались в Киеве. 

Я сам даже успел на них поездить, и ни у кого это проблем не вызывало.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Но в какой-то момент, как всегда, их заметили упоротые «патриоты» и устроили скандал, после чего работникам депо пришлось их заклеить от греха подальше.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Если вы приехали в Нижний Тагил, то, конечно же, стоит приехать осмотреть это символическое место. Помимо самой парадной проходной УВЗ, тут рядом есть небольшая выставка продукции (разные цистерны), которую я, правда, не заметил. Ещё есть музей бронетанковых войск, здесь же.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Но помимо самого УВЗ ещё более интересна Вагонка — район, появившийся при заводе в 30-е годы. Вагонка расположена очень далеко от центра Тагила — примерно в 10 км к востоку. Дорога сюда ведёт мимо другого градообразующего предприятия — НТМК. Сам район потрясает своим обилием сталинской застройки — ходить вдоль зданий 30−50х годов тут можно несколько часов.

© Георгий Красников / griphon. livejourna

Особенно хороша главная улица района — проспект Вагоностроителей. Настоящий парадный проспект этой части города.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Но помпезная сталинская застройка полностью охватывает и все соседние улицы. Эти дома строились для руководства завода и инженеров. Рабочие жили в зданиях попроще.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

з

Дом на въезде в район.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Ну и, конечно же, доминанта района — дворец культуры Уралвагонзавода имени Окунева — помпезное здание с колоннами, фонарями и прочей красотой.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Есть, кстати, в районе и совсем немного конструктивизма.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

А рядом с трамвайной конечной «Пихтовые Горы» расположился вот такой красивый храм Покрова Святой Богородицы 1740 года постройки.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Для работников УВЗ всякие микрофинансовые конторы имеют выгодные предложения.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Так то УВЗ присутствует практически во всех сферах жизни района да и города: проводит праздники, благоустраивает детские и спортивные площадки, оборудует школы и так далее.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Есть также ледовый дворец Уралвагонзавода.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

И стадион Уралвагонзавода...

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Раньше у УВЗ было даже своё трамвайное депо, которое выпускало на совместную городскую сеть специальные маршруты для подвозки рабочих к проходным из жилых районов. Но в начале 10-х депо передали городу, а маршруты продолжили работать.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Только в центральной части Тагила ему местами конкуренцию Евраз, владеющий металлургическим заводом. Что, в общем то логично: большинство пользователей детских площадок и школ потом придут работать в цеха этих двух заводов.

В общем, приезжайте в Нижний Тагил, он реально рулит и разруливает!

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)