+21
Сохранить Сохранено 7
×

Похищение Европы: что теряет Россия от правового разрыва с континентом


Никита Ляховецкий

Глава Московского отделения Партии Прямой Демократии. Телеграм-канал @nickita_lyakhovetskiy

Все статьи автора

Похищение Европы: что теряет Россия от правового разрыва с континентом

Четыре дня назад российский триколор был снят с флагштока перед зданием Совета Европы (СЕ) в Страсбурге. Это произошло после того, как Комитет министров СЕ принял решение о немедленном прекращении членства России в организации. Днем ранее о начале выхода из Совета официально сообщил МИД РФ.

Давайте разберёмся, что же за зверь такой, этот Совет Европы, зачем он был нужен, и что мы теряем.

Европейская Россия

Можно долго говорить о том, что ещё Пётр I прорубил окно в Европу, и с тех пор Россия так или иначе всегда была ориентирована на Запад. Даже в советский период эта ориентированность не исчезла, и стала в итоге одной из причин падения СССР. Рассматривая современную Россию, с момента подписания Беловежских соглашений, можно говорить исключительно о стремлении к интеграции во всё западное, в первую очередь в само европейское сообщество. Можно с этим спорить, можно этому огорчаться, но отрицать — глупо.

Ещё в мае 2005 года на саммите ЕС — Россия были утверждены «дорожные карты» создания четырех общеевропейских пространств:

  1. экономика;
  2. свобода, безопасность и правосудие;
  3. внешняя безопасность;
  4. образование, наука и культура.

Кроме того, с 1997 действует двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве РФ и ЕС, за годы сотрудничества подписан ряд важных секторальных соглашений.

Можно смело говорить, что до событий 2014 года между Россией и Евросоюзом развивались равноправные союзнические отношения. Причём отношения не потенциального члена организации, а именно партнера. К сожалению, большая часть программ интеграции и сближения оказались свёрнутыми после 2014 года, в том числе осталась в прошлом и идея безвизового сообщения между Россией и Шенгенским пространством.

Проект под названием «В ЕС — без виз» стартовал в Санкт-Петербурге ещё в 2003 году. Тогда, на саммите Евросоюз — Россия, безвизовый режим был письменно зафиксирован в качестве совместной цели Москвы и Брюсселя, а затем, в 2005 году — в так называемой «дорожной карте» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, однако, не смотря на начатые процедуры упрощения (В 2006 году было подписано соглашение об упрощении выдачи виз) задуманное не удалось довести до конца.

Совет Европы и Россия 

Однако если с Евросоюзом интеграция и сближение, которые были бы очень выгодны для России, приостановились, наше государство, до недавнего времени, оставалось членом другого панъевропейского интеграционного объединения — Совета Европы.

Если ЕС это глубокое интеграционные объединение взявшее на себя многие суверенные права государств-членов (формирование единого рынка, и единой политической общности) то СЕ это скорее профильная организация, цель который — содействие в развитии в области стандартов права, прав и свобод человека и гражданина, демократического развития, законности и культурного взаимодействия.

В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, но обладает полномочиями по обеспечению соблюдения отдельных международных соглашений, достигнутых европейскими государствами по различным темам.

Россия покинула СЕ 15 марта 2022 года, а на следующий день Комитет министров Совета Европы принял решение о немедленном исключении России. В истории есть примеры временного выхода страны из СЕ — в 1969 году Греция, после установления Хунты «Чёрных полковников» вышла из Совета Европы, однако, через 5 лет вновь вернулась в Совет. Есть надежда, что и Россия вскоре последует историческому примеру и вернётся в столь важную и полезную организацию.

ЕСПЧ и Конвенция

Сожалея о выходе из Совета Европы, я думаю в основном не об упущенных возможностях интеграции и укрепления России в статусе Европейской державы, а именно о потере для России главного достижения Совета Европы — Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав в виде Европейского суда по правам человека.

Кстати прямой допуск к защите своих прав — ключевое отличие ЕСПЧ от Межамериканского суда по правам человека, передача дел в который осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ, а не напрямую заявителем.

Можно прямо заявить, что ЕСПЧ, при всей его забюрократизированности — один из самых совершенных механизмов защиты прав человека. Надгосударственный уровень суда даёт ему в том числе и возможность выступать в качестве дополнительного элемента системы сдержек и противовесов — даже если национальная судебная система не способна вынести справедливое решение, ЕСПЧ всегда будет объективен и независим.

Стоит заметить, европейский суд — это не только громкие политические дела, это ещё и системная ежедневная работа над правами человека и их защитой. Так, например, «Дело Ананьева и других против Российской Федерации». Когда Сергей Ананьев оказался в СИЗО в 2007 году, в его камере в следственном изоляторе было 13 коек, а содержалось там человек — от 15 до 21. Площадь камеры составляла около 15 квадратных метров — это меньше одного квадратного метра на человека.

В результате решения ЕСПЧ началась реформа российской уголовно-исправительной системы и улучшились условия содержания в СИЗО. Например, снизилось количество сидельцев в одной камере, стало хватать коек, увеличилось количество мест на одного человека, и таких примеров множество.

С выходом из Совета Европы Россия потеряла важнейший юридический и институциональный инструментарий для защиты прав человека, совершенствования правовой системы, отошла на годы назад в вопросах интеграции и сотрудничества с Европой. Конституционный суд, как суд национальный, никогда не сможет заменить ЕСПЧ в его роли надзирателя за соблюдением Конвенции и инструмента сдерживания внутрироссийского репрессивного аппарата.

Совет Европы, пусть и не совершенная, но важная организация, помогавшая строить диалог между европейскими державами. Хочется верить, что потери эти временные, и мы скоро вернёмся к конструктивному взаимодействию с европейским сообществом.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+21

 

   

Комментарии (0)