Создана точная модель иммунной системы человека в микрофлюидном чипе

© Институт биологической инженерии Висса

Иммунная система невероятно сложна, однако новый прорыв может помочь ученым раскрыть больше её секретов.

Учёные из Гарвардского института биологической инженерии Висса (США) создали точную модель иммунной системы человека в микрофлюидном чипе, чтобы исследовать, как иммунные клетки реагируют на вакцины и патогены.

Большинство медицинских и биологических испытаний начинаются с животных, но эти среды не всегда являются лучшими аналогами того, как всё работает у живых людей. Поэтому многие лекарства, которые показали многообещающие результаты на мышах, в конечном счёте не оправдывают надежд во время испытаний на людях.

Чтобы решить эту проблему, ученые разработали способ моделирования органов при помощи чипов. Исследователи культивировали человеческие В- и Т-клетки внутри микрофлюидного устройства, которое предназначено для имитации физических условий.

Сперва команда исследовала, что происходит с этими клетками, когда они попадают в другие ткани, но когда ученые ввели поток питательных веществ, они обнаружили нечто неожиданное.

В- и Т-клетки образовывали скопления, напоминающие лимфоидные фолликулы.

В- и Т-клетки образовали скопления, напоминающие лимфоидные фолликулы.

© Институт биологической инженерии Висса.

В- и Т-клетки начали организовываться в трехмерные структуры, которые напоминали лимфоидные фолликулы — массы ткани, обнаруженные в лимфатических узлах. В частности, они образовали зародышевые центры, в которых осуществляются сложные иммунные реакции.

Затем исследователи проверили, как эта иммунная система на чипе будет реагировать на вакцинацию. Команда добавила дендритные клетки, которые помогают производить антигены, а затем вакцинировала эти микрожидкостные системы против штамма гриппа H5N1.

Вакцинированные чипы произвели гораздо больше плазматических клеток и антител против гриппа, чем выращенные в пробирке. Было обнаружено, что уровни некоторых цитокинов аналогичны таковым у людей, получивших вакцину.

Успешный эксперимент показал, что эти микрожидкостные чипы близки к реальной иммунной системе человека, а это означает, что они могут стать лучшей платформой для будущих исследований и разработки лекарств.