+14
Сохранить Сохранено 7
×

Почему наше время порождает одну лишь музыку-однодневку


Почему наше время порождает одну лишь музыку-однодневку

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Многие музыкальные критики давно уже начали отмечать, что в последние годы снизилось общее количество качественной музыки. Ей на смену пришло творчество, которое должно развлекать здесь и сейчас, задачи остаться на целые поколения и создать что-то значимое и важное не стоит. Важна лишь скорость обновления этого контента.

Можно ли говорить, что величайшие музыканты прошлого, такие как Дэвид Боуи, Джон Леннон, Элвис Пресли и многие другие остались в прошлом, а в будущем нас ждет только музыка-однодневка?

«Ридус» разбирался в этом вопросе.

Новый контент раз в час

«Когда-то существовал мир, в котором были Боуи, Леннон, Пресли, Меркьюри, Джаггер. Моему поколению, в общем, повезло вырасти на хорошей музыке. Большие герои закончились с 90-ми», — считает главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев.

«Да, нулевые подарили нам Эминема и Эми Уайнхаус, даже большие стадионные группы Coldplay, Muse, Killers, при всей моей любви к ним, сопоставимым явлением вряд ли являются, — продолжает журналист. — И всё, дальше начался период, когда музыканты стали просто селебрити, то есть фиг его знает, чем он занимается: то ли он актер, то ли фешен-модель, то ли блогер».

Идеальный, по его словам, пример подобного — Джаред Лето.

Лидер группы Thirty Seconds To Mars Джаред Лето

Лидер группы Thirty Seconds To Mars Джаред Лето.

© Ridus.ru

«Дело даже не в том, что мне нравится или не нравится в современной сцене, — уточняет Минаев. — Напрочь ушла уникальность. Теперь не то что по первым аккордам, по третьему куплету не ясно, кто это делает — Лил Пим, или Лил Пам, или Бум, или Бам. Всё это стало какой-то совершенно однородной массой — с одинаковыми текстами и идентичным саундом».

«Совершенно никакой эмоции не вызывает прослушивание этой ***** (нецензурное. — Прим. „Ридуса“), мерцающей в окружении сотен тысяч лайков людей, которые с детства растут на очень посредственной музыке. И совершенно неясно, как тут появится новый не то что Боуи, а хотя бы „Джамироквай“, когда весь формат подчинён ежедневному сжиганию себя в топке соцсетей, где новый контент требуется выдавать не просто раз в месяц, а раз в час», — заключил главред Esquire.

Присвоение как бизнес-модель

С вышеуказанной точкой зрения согласен и глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. Он объяснил «Ридусу», каковы, на его взгляд, причины стагнации.

«Музыкальная индустрия сейчас денег не зарабатывает, а соответственно, не зарабатывают и музыканты, а это значит, они занимаются более доходными делами. Люди не могут питаться святым духом и при этом создавать шедевры. Что называется, нет ноты без банкноты», — полагает эксперт.
Пластинки

Пластинки признанных классиков, давно уже подобного по уровню никто не выпускал.

© Pexels.com

«Когда существовала „система с носителями“ — дисками, кассетами, пластинками и так далее, было довольно легко отследить путь следования творчества», — полагает представитель индустрии. Сейчас же, по его словам, ситуация выглядит так: музыкой управляют те, кто в нее не вкладывается и не участвует в создании. Происходит своего рода присвоение без каких-либо финансовых обязательств.

«Существует группа ИКТ-компаний (информационные и коммуникационные технологии. — Прим. „Ридуса“), которая всеми способами присваивает все, что есть. Однако надо заметить, что в мире постепенно разворачивается борьба с таким положением дел. Потому что создатель продукта продает его через крупный маркетплейс, отдавая 30% от стоимости площадке. Если же он не хочет иметь дело с посредниками, то он совершенно точно уходит с рынка. Его просто никто не будет нигде искать», — объяснил «Ридусу» Сафронов.

Что же касается перспектив, то, по мнению Сафронова, ситуация может измениться, если в нее вмешается государство. Хорошая, качественная музыка — результат грамотной государственной политики. И даже отечественные рок-музыканты, ненавидевшие советский строй, на нем паразитировали. Речь идет о том, что они выступали в залах, построенных не ими, продавали билеты на свои концерты через системы, организованные не ими, и так далее. И существовавшая тогда система позволяла существовать и даже что-то зарабатывать большому количеству музыкантов.

Музыка

Музыка на виниле переживает ренессанс, может, и в целом в мире музыки он ждет нас?

© Pixabay.com

Собеседник «Ридуса» утверждает, что власти сейчас начинают понимать, что эффективная культурная система, обилие востребованного отечественного контента — важнейшие факторы «мягкой силы» в эпоху массмедиа. «Поэтому средств на культуру в последние годы выделяется все больше, действует множество фондов. И результаты этого вполне заметны — в академической музыке, театре, опере», — считает Сафронов.

«А вот с массовой музыкой намного сложнее: ее основой всегда, даже отчасти в советские времена, было предпринимательство, частная инициатива, а с этим у нас пока работать особо не умеют. И главное в этом — не столько деньги, сколько люди», — говорит эксперт.

Власти, по его словам, не особо понимают, что в сфере культуры значимость творческой личности намного выше, чем в нефтянке, торговле и производстве. Соответственно, сильно хромает подбор кадров для решения важнейших задач, нет системной аналитики и экспертизы в сфере культуры, необходимых для оценки результатов проектов и обоснованности затрат.

«Неудивительно, что эффективность существующей модели вызывает множество вопросов, — заключает Евгений Сафронов. — Посмотрите, прямо сейчас многие миллионы выделяются на не совсем заметные и понятные проекты, практически на глазах разрушается концертное предпринимательство, властями безо всяких компенсаций отменяются большие мероприятия, бюджетные концертные залы повышают стоимость аренды. Все это носит массовый характер и, конечно, изрядно девальвирует немалые средства, выделяемые на сферу культуры».

Бедная музыка для бедных

Музыкальный продюсер Вячеслав Тюрин, со своей стороны, уверен, что все-таки нельзя говорить о полном упадке музыкальной индустрии.

«Любое искусство всегда переживает взлеты и падения. Сейчас мы наблюдаем период сверхактивности клипового мышления, и он свое дело делает. Не думаю, что это надолго, потому что и среди последних фаворитов есть достойные примеры — та же Билли Айлиш довольно неплохой музыкант, многое привнесла», — считает Тюрин.

Если же говорить об уровне отечественной поп-музыки, то здесь с примерами сложнее. Конечно, на слуху многие новые имена, но публика их связывает не с музыкальными открытиями, а с каким-то хайпом, перформансами и прочее.

«Эти проекты построены не на музыке, а на каком-то хайпе, скандале или протестах. Но не нужно делать выводов о том, что нынешние исполнители — это навсегда. Все это всего лишь порождение информационной волны быстрого реагирования, когда молодой человек здесь и сейчас получает желаемое. Иначе говоря, массмаркет и его порождение», — констатирует продюсер.
Billie Eilish

Билли Айлиш (Billie Eilish).

© Zuma / TASS

Однако эпоха ренессанса в культуре и музыке в частности все равно обязательно наступит — история циклична. Такого мнения придерживаются практически все собеседники «Ридуса». Перенасыщение информацией надоест.

«Сейчас нет-нет да и появляется музыка, которая для молодых людей является откровением, но на самом-то деле всё это уже давно было. Пока у нас бедная музыка для бедных. Но она скоро закончится, потому что это всё перестанет быть интересным публике. Сейчас появляются музыканты, которые стараются вырваться за рамки, и их время придет. Однозначно могу сказать, что новые элтоны джоны появятся», — замечает Вячеслав Тюрин.

Надуманный кризис

«Все эти причитания на тему „ах, куда же скатилась индустрия“ и „раньше травка была зеленее, а правильные наркоманы пели с турничков про правильный смысл и зерно“ — оправдания в пользу неудачников. Музыка развивалась и развивается, новые имена появляются регулярно. Да, появляются такие стыдные явления бездушного плагиата вроде „Литл Биг“ или „кис-кис“, но музыка — это далеко не только про кривляния в тиктоке и рилзах», — считает главный редактор музыкального издания «По фактам» Александр Мучаев.

Группа Little Big

Группа Little Big.

© youtube.com

Проблема, по его мнению, не в том, что достойных исполнителей стало меньше, просто недостойные стали слышнее благодаря доступности стриминговых сервисов. «Для того чтобы освободить свой мозг от позывов ностальгического нытья, надо копать чуть глубже радиоротаций и трендов тиктока — достойных можно найти, даже не спускаясь в глубины андеграунда», — полагает собеседник «Ридуса». По его словам, интересные и новые творцы попросту пропадают в «информационном шуме» массового шлака.

«Эпоха социальных сетей, как и многое в нашем мире, атомизировала музыкальную индустрию», — пояснил музыкальный критик. Таким образом, по его словам, многие исполнители попросту развиваются и двигаются в собственном окружении среди самых преданных поклонников.

«Развитие интернета привело к тому, что музыкантам в целом не нужны теперь продюсеры, промоутеры и звукозаписывающие компании, музыканты могут наладить напрямую взаимоотношения со слушателями, в том числе и финансовые», — заметил Мучаев.
Краудфандинговой платформой PledgeMusic пользуются артисты со всего мира, включая Россию

Краудфандинговой платформой PledgeMusic пользуются артисты со всего мира, включая Россию.

«Ридус» уже писал, что краудфандингом сегодня пользуются как новые «банды», собирающие «бабки» на дебютный альбом, так и вполне известные в широких кругах музыканты.

Механизм этот достаточно прост: группа объявляет «цену вопроса», выкладывает пример своего творчества и предлагает пользователям набор лотов на разный размер кошелька. Например, за десять долларов жертвователь получит купон на скачивание цифровой версии альбома, за 15 — компакт-диск, за 20 — компакт-диск с автографом и так далее. Количество и качество лотов ограничено лишь фантазией музыкантов, которая не всегда сводится к фоточкам и пластинкам с автографами.

По словам Александра Мучаева, целые музыкальные течения сейчас развиваются в рамках краудфандинговых платформ при прямой поддержке поклонников. «Это и блэк-метал, и разные направления панка», — перечислил собеседник «Ридуса» и отметил, что таким же образом, конечно же, работают и отдельные исполнители.

Граффити с изображением Бразильца, одного из лидеров рэп-группы „Рыночные отношения“

Граффити с изображением Бразильца, одного из лидеров рэп-группы «Рыночные отношения».

«Отечественные коллективы вроде „Краснознаменной дивизии имени моей бабушки“ и „Залпом“ запросто собирают полные залы клубов средней руки, а команды вроде „Молчат Дома“ вполне успешно гастролируют по дальнему зарубежью. Я уже молчу про участников группы „Рыночные отношения“, которые, будучи за решеткой, записали два альбома, поочередно разорвавших стриминговые сервисы», — приводит примеры критик.

По его мнению, поиск достойных музыкальных новинок в нынешнем мире — «вопрос комфорта, а не мировоззрений». Подводя итог, Мучаев, сказал, что в любом случае в будущем вместе с развитием технологий, да и в целом общественных отношений ситуация в мире музыки наверняка изменится. «Будем надеяться, что к лучшему», — заключил собеседник «Ридуса».

Евгений Маргулис и Андрей Макаревич на концерте групп

Евгений Маргулис и Андрей Макаревич на концерте групп «Машина времени» и «Цветы».

© Антон Белицкий / Ridus.ru

Ну а бывший бас-гитарист «Машины времени» Евгений Маргулис и вовсе считает, что проблема кризиса в мировой музыке сильно преувеличена. В беседе с «Ридусом» музыкант отметил, что для каждого времени характерны свои герои.

«Наши родители тоже не воспринимали „битлов“ и „цеппелинов“, и тоже все вокруг вздыхали: „Куда катится этот мир?“ Но и сейчас появляются новые условные „машины времени“ и „пинк флойды“, главное — проявить интерес. Просмотрите мои передачи — там много отличных команд, не особо известных пока обывателям», — предложил в заключение музыкант.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+14

 

   

Комментарии (6)

  • Дмитрий
    Дмитрий 29 января 2022

    Один Маргулис что-то внятное сказал, всё остальное - пафосная снобская дичь. Продюсер Шуры, Гулькиной, Орбакайте, Свиридовой и прочей нечисти рассуждает об упадке музкультуры. оооокееееей

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 29 января 2022

    Так продюсер и не говорит, что есть упадок. Он говорит, что пипл хавает - логичная позиция поп-продюсера на все времена. Тип из Интермедиа тоже сказал что должен — бабки от государства просит. Ну и Муча разве не по существу сказал? Опять же слово дано представителям всех поколений, тему они в целом раскрыли. А так, да, конечно, Маргулис правильнее всех резюмировал. Хоть сам я во многом согласен с Минаевым. Только считаю, что культура человечества в целом угасает — музыка — лишь частность.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 29 января 2022

    «Да, „нулевые“ подарили нам Эминема и Эмми Уайнхаус, даже большие стадионные группы Coldplay, Muse, Killers, при всей моей любви к ним, сопоставимым явлением вряд ли являются, — продолжает журналист.(Ц) Тони Беннет говорит, что за много лет появилась звезда, сравнимая с главными соул и джаз дивами, которая, в отличие от Воэн, Холлидэй или Фитцджеральд, сама писала и музыку, и тексты, и пела, но Минаев говорит, что она недостаточно прикольная. Ещё примеров есть

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 29 января 2022

    Я то если что считаю что Toxcity последний великий альбом был. После него человечество конечно произвело многое. Но великого не случалось.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 30 января 2022

    Это ужу вкусовщина, да и великое видится на расстоянии. На самом деле можно сказать, что в России большинство населения ащще прекратило слушать музыку, иначе Градский никогда бы не стал музыкантом года

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 30 января 2022

    Про прекращение слушания музыки - это ты в точку. Но я думаю это тоже общемировая тенденция.

    Ответить
    0 +