Перейти в айти: как «с нуля» стать специалистом в сфере высоких технологий
- 26 января 2022 01:25
- Ольга Солодянникова, Продюсер IT-проектов
В 70—80-х годах прошлого столетия многие мальчишки хотели стать летчиками и космонавтами, а уже спустя всего пару десятков лет в 90-х приобрели наибольшую популярность такие профессии, как экономист, финансист, юрист.
В новом тысячелетии круг интересов наших соотечественников расширился, и к не потерявшим популярности специальностям добавилось множество новых. В нулевых годах научно-техническое развитие существенно расширило сферу приложения сил IT-специалистов, что естественно привело к росту спроса на них со стороны работодателей.
Ну, а потом случилась пандемия, кардинально перекроившая рынок.
Надо сказать, что «удаленка» росла и развивалась и до «эпохи COVID-19». Например, программисты, smm-менеджеры или специалисты по контекстной рекламе довольно часто работали из дома — в столицах, в регионах или вообще за границей, поскольку для них основным ресурсом было наличие устойчивого интернет-соединения, которое опять-таки появилось (речь о дальних регионах) лишь в 2010-х годах.
Развитие систем видеоконференцсвязи во время пандемии стало, таким образом, логичных выходом.
Это, конечно, не значит, что переход на удаленный режим работы прошел безболезненно, потребовались специалисты, способные наладить эту работу,
Профессия IT-специалиста стала еще более востребованной, и именно в массовом сегменте. Следя за ситуацией, правительство РФ запланировало увеличить к 2024 году количество бюджетных мест в вузах по профильным техническим направлениям на 120 тысяч человек.
Однако далеко не все приходят в профессию, покинув университетскую скамью. Немало примеров, когда люди приходили в IT-сферу, пройдя элементарную переквалификацию. Благо сейчас существует огромное количество очных и заочных учебных заведений, а также ресурсов онлайн-обучения (опять таки благодаря пандемии).
Собеседник «Ридуса» Александр Апраксин, участник проекта «Искусственный интеллект: быстрый старт с нуля», специалист в области работы с большими данными, Python-developer, с самого детства, еще с далеких уже 80-х связал свою жизнь со сферой высоких технологий. Таким образом, мы сможем узнать из первых рук, как за три десятка лет изменилась система образования в данной отрасли.
«Ридус»: С чего началось ваше знакомство с компьютером?
Александр Апраксин: Первый раз увидел его на работе у родителей, потом был компьютерный кружок, первый опыт программирования на бейсике, и только много лет спустя компьютер появился у меня дома. Как и многие мальчишки, я проводил за ним очень много времени, но, в отличие от большинства, меня интересовало его устройство и программирование.
Мой интерес предопределил выбор вуза — поступил в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР) на факультет компьютерных систем и сетей. Но так получилось, что моя деятельность и работа всегда была, так сказать, в смежных областях: в армии настраивал технику, преподавал основы компьютерной грамотности, на гражданке администрировал «1С:Бухгалтерию», был инженером, руководителем подразделения пультовой и технической охраны, в конечном счете ушел «на вольные хлеба» — как инженер со своими бригадами монтажников, хотел нового опыта. Становилось скучно: новых знаний минимум, надо было что-то новое, что-то более компьютерное.
«Ридус»: Но все-таки у вас профильное образование, тем более, так или иначе, вы все же работали всю жизнь в сфере IT…
Александр Апраксин: В широком смысле да. Однако мое образование уже неактуально. Когда началась пандемия, я решил, что нужно что-то менять. Стал разбираться с тем, какие сейчас специализации и направления есть в программировании. Очень хорошо на мои интересы легла наука о данных Data Science, особенно машинное обучение, нейросети, компьютерное зрение. Но при погружении пришло понимание, что это высший пилотаж и для начала придется вспоминать университетскую математику и разбираться с аналитикой. Кроме того, нужно было изучить, что появилось нового, и это было самым сложным.
Сейчас появилось большое количество агрегаторов прикладных курсов по различным дисциплинам, например Coursera, Stepik. Можно принять участие в интенсивах на площадках «Русской школы программирования», Mail.ru Group (теперь VK), «Мегафона», «Яндекса», МФТИ, есть регулярные мероприятия, даже бесплатные. И там, и там предусмотрен разный стартовый уровень обучающихся. Человек, далекий от IT, сможет получить начальные знания, а сложившийся профессионал тоже найдет для себя что-то новое.
«Ридус»: И с чего вы рекомендуете начинать самообразование?
Александр Апраксин: Определиться с направлением, ориентируясь на собственные интересы. Вбить в «Гугле» запрос «<направление> roadmap». Найти нужные курсы и начать изучать. Главное — не много, а регулярно. Хотя бы полчаса-час, но обязательно каждый день. Качать «думательную» мышцу.
Курсы бывают платные, бывают бесплатные, но каждый из них завершается выполнением итогового проекта, который уже можно добавлять в портфолио. Применительно к IT можно сказать, что значение самообразования здесь имеет первостепенное значение, причем не только на начальном этапе. Сначала можно выбрать пять-шесть курсов, потратив на это полтора-два месяца, и получить шесть проектов в портфолио. Но даже профессионалы, которые давно на рынке, знают, что учиться в этой сфере надо каждый день. Появляются новые технологии, стартапы, развиваются различные платформы, и, если ты хочешь быть актуальным на рынке, ты просто обязан держать руку на пульсе, быть в курсе происходящих изменений. Большая часть студентов, потратив пять-шесть лет в университете, к окончанию своего обучения понимают, что значительная часть их знаний уже неактуальна. Изменения тут происходят очень быстро. Преимущество большинства практических курсов в том, что на их изучение требуется пара недель.
«Ридус»: А что на рынке труда? Оценки работодателей и агрегаторов уже не раз были озвучены и у всех на слуху. Но как это все видится соискателю?
Александр Апраксин: Мне кажется, сейчас ситуация похожа на то, что было в конце 90-х и начале 2000-х, когда готовили много экономистов и управленцев. Сейчас очень многие решили идти в айти. Я согласен с экспертами, которые утверждают, что спрос на IT-специалистов даже не достиг пика, но и конкуренция огромная. Эйчары и компании относятся к айтишникам как к голубям: у голубей никто не замечает птенцов, у айтишников — джунов, все хотят сразу мидла получить. Только после того, как я убрал слово Junior и дату рождения из резюме, его хотя бы смотреть стали.
Безусловно, надо стараться бывать на различных мероприятиях. На базе многих из них проходят различные соревнования, турниры для участников разного уровня. Тут, как и в случае с курсами, можно обогатить свое резюме фактом участия, возможно, наличием призового места и выполнением какого-либо проекта. Существует много площадок-агрегаторов, о них я уже говорил выше, на базе которых проходят тренировочные сборы, мастер-классы, вебинары, мастерские (воркшопы) и конференции. Участие в них оттачивает практические навыки и способствует расширению теоретической базы. Эйчары придают большое значение участию кандидатов в подобного рода мероприятиях. По крайней мере, есть шанс выделиться среди остальных, а это уже немало.
«Ридус»: Не тяжело начинать с нуля и нет ли опасения разочароваться в выборе?
Александр Апраксин: Конечно, это непросто, но сейчас человек немного за 40, изучающий новый предмет, никого не удивляет. Группы на различных площадках разведены по возрасту и уровню знаний. А по поводу опасений: я часто ловил себя на мысли, что занимаюсь не тем. Теперь-то я понимаю: главное — заниматься тем, что нравится. Программист, сварщик, бухгалтер, продавец, повар, водитель автобуса — каждый может быть счастлив от своей профессии. Или несчастен, если это не его призвание. Ну то есть если готов заниматься чем-то даже бесплатно и ты от этого получаешь удовольствие — это твое дело, а деньги придут, с небольшой задержкой.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: