Китайские электромобили захватывают нишу логистики в Японии

Китайский электрический фургон Hong Seh EC35.

Китайский электрический фургон Hong Seh EC35.

CarBuyer Singapore

Логистические компании в Японии предпочитают китайские электромобили в кузове фургон минивэнам японского производства с двигателем внутреннего сгорания и с электрической силовой установкой. Операторов привлекает возможность организовать доставку «последней мили» на основе более дешевого и экологически чистого парка.


Компании, занимающиеся логистикой, активно пополняют парк китайскими электромобилями в стремлении сократить расходы и извлечь максимальную выгоду из спровоцированного пандемией бума онлайн-шопинга.

Логистический оператор SBS Holdings Inc. из Токио недавно договорился с Folofly, одним из японских стартапов, о покупке 2000 легких электромобилей в течение пяти лет. Стартап разместил заказ на производство электромобилей у китайских производителей — Dongfeng Motor Group Co. и других компаний.

Китайский электрический фургон Beiqi Weiwang 407EV

Китайский электрический фургон Beiqi Weiwang 407EV.

Electric van and truck

Еще одна японская транспортная компания Sagawa Express Co приобрела для эксплуатации 7200 недорогих электрических минивэнов производства Guangxi Automobile Group Co.

«Покупка японских электромобилей не укладывается в бюджет. При этом производители говорят, что снизить цены невозможно. Поэтому мы сделали выбор в пользу покупки более дешевых электромобилей. Мы не можем просить наших клиентов соглашаться на повышенные тарифы только потому, что у нас более дорогой транспорт», — сказал президент SBS Holdings Масахико Камата. 

Как и в большинстве стран, онлайн-торговля в Японии резко пошла вверх во время пандемии. Рост продаж увеличивает углеродный след логистических компаний. При этом Япония обязалась к 2030 году сократить выбросы почти на 50% по сравнению с уровнем 2013 года. По подсчетам McKinsey&Co, для достижения этой цели 90% автомобилей, которые будут продаваться в стране к 2030 году, должны быть электрическими.

В ближайшее время SBS планирует в приобрести в общей сложности около 10 000 коммерческих электромобилей в кузове минивэн, чтобы сформировать парк для доставки товаров интернет-магазинов по городу. Небольшие китайские электрические фургоны, которые компания уже приобрела, обладают запасом хода около 200 километров и обходятся примерно в 3,8 миллиона йен (33 000 долларов США).

«Запас хода не является серьезной проблемой для доставки последней мили», — объясняет менеджер подразделения экспресс-доставки SBS Holdings Акира Мияхара.

На данный момент после 12 часов подзарядки в ночное время электромобиль отрабатывает дневную смену, хотя у технических специалистов оператора есть определенные опасения по поводу состояния батарей после трех-четырех лет работы.

Электрический минивэн Dongfeng Junfeng Skio

Электрический минивэн Dongfeng Junfeng Skio.

Wikipedia

Хотя Япония в настоящее время не является крупным рынком электромобилей (1% от парка авто в стране против 30% в некоторых городах Китая), китайские автопроизводители заинтересованы в нем.

BYD Co уже контролирует около 70% рынка электрических автобусов Японии и планирует к 2030 году продать до 4000 единиц.

«Япония зарекомендовала себя на международном уровне как рынок, ориентированный на качество, поэтому для нас старт продаж в этой стране является важным шагом. BYD Japan намерена продвигать электрификацию транспорта, чтобы ускорить достижение углеродной нейтральности в Японии», — сказал представитель BYD в Шэньчжэне.

Представители производителя Guangxi Automobile заявляют, что сделка с японской транспортной компанией «ускорит развитие японского рынка логистики».

Благодаря правительственным субсидиям средняя цена на электромобили в Китае остается на низком уровне, в то время как в Европе и США цены на электромобили растут.

Минимальная стоимость электромобиля в Китае составляет около 4200 долларов США. В Европе минимальная цена — 17 880 долларов, в США — 28 170.

«Если японские автопроизводители ничего не предпримут, Китай захватит этот сегмент», — считает Масахико Камата.

В японском рынке заинтересованы не только китайские производители. Американский производитель коммерческих электромобилей Centro Electric Group Ltd. в ноябре получил разрешение на продажу легких грузовиков в Японии.

Фургоны производства Centro Electric будут эксплуатировать Amazon Fleet — японское логистическое подразделение Amazon.com Inc. — и крупнейшая в Японии компания по доставке цветов и подарков Hana Cupid.

Главный исполнительный директор Centro Питер Ван видит большое будущее в японском рынке доставки на дом, так как население в стране стареет. По его словам, компания планирует построить сборочное предприятие в Фукусиме, чтобы производить электромобили для локального рынка и экспорта в Юго-Восточную Азию.

«Электромобили по-прежнему обходятся дешевле в сравнении с транспортом на водородных топливных элементах. Электромобили удобны, просты в использовании, ремонтопригодны, и пополнение запаса хода организовать несложно. Я разговаривал со многими менеджерами автопарков в Японии, и они соглашаются, что содержать автомобили с ДВС сложнее и дороже», — отмечает Питер Ван, намекая на изыскания Toyota Motor Corporation в этой сфере. 

Некоторые наблюдатели опасаются, что зарождающаяся японская индустрия производства электромобилей может пасть жертвой кризиса, подобного тому, который произошел в секторе бытовой техники в 1980-е. Такие бренды, как Panasonic, Sony, Toshiba и Sharp сначала захватили рынки в большинстве стран, но позже уступили место китайским производителям, предлагающим более дешевые аналоги.

«Если японские компании продолжат производить автомобили с ДВС, иностранные компании придут в сегмент электромобилей и будут в нем лидировать», — уверен генеральный директор Folofly Хироясу Кома.

По словам Хироясу Комы, преимущество Китая в том, что там создали не только дешевые электромобили, но и сопутствующую инфраструктуру для их успешного производства и продаж. Более того, продажа электромобилей — это национальная стратегия. Китай обеспечил себе лидерство в области производства аккумуляторов для электромобилей. Китайская компания Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. в настоящее время крупнейший в мире производитель в этой отрасли.

По словам аналитика Carnorama Такеши Мияо, у крупнейшего в мире производителя автомобилей Toyota пока есть возможность изменить ситуацию, если компания сосредоточится на производстве высокопроизводительных твердотельных аккумуляторов.

«Китайские производители электромобилей лидируют по ценам, но сложно прогнозировать, останутся ли они лидерами через три года», — говорит Такеши Мияо.

Японские производители коммерческого транспорта готовятся дать отпор китайским. Isuzu Motors Ltd. начнет массовое производство электромобилей в 2022 году, а подразделение «Тойоты» Hino Motors Ltd. планирует начать продажи мини-электромобилей Dutro Z в начале лета.

Легкий грузовик Hino Dutro Z

Легкий электрический грузовик Hino Dutro Z производства Японии.

Hino

Логистическая компания Yamato Holdings Co. начнет тестировать электромобили Hino весной этого года, чтобы оценить сокращение выбросов CO2 в процессе работы на доставке последней мили.

Тем не менее ожидается, что японские легкие грузовики на электрической тяге на первом этапе производства будут стоить примерно в три раза дороже, чем дизельные, поэтому логистические компании могут столкнуться с трудностями в поисках необходимых инвестиций, считает Камата.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)