Инфодемия: эксперт оценил эффективность бигтеха в борьбе с дезинформацией

Несмотря на громкие заявления западных IT-гигантов о постоянных апгрейдах инструментов борьбы с дезинформацией, создателям фейк-ньюз удается найти лазейки для распространения «уток». В условиях пандемии коронавирусной инфекции продолжают набирать вес конспирологические теории о происхождении вируса и эффективности вакцинации.


Войну фейкам о коронавирусе сперва объявил Twitter: с мая минувшего года сервис начал помечать твиты, содержащие спорную информацию о пандемии, а в ноябре 2021-го объявил об ужесточении этой политики. Не отставал и YouTube, который пригрозил неминуемым удалением контента, противоречащего экспертному заключению ВОЗ или госорганов санитарного контроля, а также фейков о вакцине от коронавируса. С января 2020 года Facebook принялся бороться с фейками о коронавирусе, конспирологией вокруг пандемии и дезинформацией о вакцинации.

Тем не менее, усилия западного бигтеха пока не увенчались успехом. Об этом сообщил «Ридусу» первый зампред комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

«Всплеск создания и распространения фейков в соцсетях всегда приходится на резонансные события и громкие происшествия. Именно поэтому пандемия стала одной из излюбленных тем для дезинформации в интернете и переросла в настоящую общемировую проблему, — пояснил эксперт. — Правительства многих стран до сих пор борются с таким лжеконтентом, ведь он влечет за собой панику, мешает распространению важной социально-значимой информации и представляет прямую угрозу здоровью и жизни граждан».

«Несмотря на заявления иностранных IT-гигантов о неустанной борьбе с фейками о ковиде и вакцинации, статистика показывает неутешительные цифры. Количество дезинформации продолжает расти, а у создателей фейков остаются возможности „проскочить“ системы модерации, которые при этом для большинства пользователей остаются непрозрачными. Масштаб инфодемии требует такой же масштабной борьбы с фейками, которая возможна только при объединении государственной системы санкций за распространение фейков и кооперации IT-платформ по оперативному выявлению и удалению дезинформации».

В качестве примера успешного саморегулирования Малькевич привел Антифейк-меморандум, объединивший российские IT-компании, медиахолдинги и издания для системной борьбы с недостоверной информацией в интернете, создания безопасной информационной среды и формирования лучших практик противодействия распространению фейков.

Подписанный в октябре текущего года документ предусматривает выработку единых правил проверки и маркировки недостоверной информации в Сети, что более эффективно по сравнению с правилами, которые внедряются отдельными участниками онлайн-пространства, зачастую разрозненны и бессистемны.

Меморандум подписали ТАСС, «Яндекс», Mail.ru Group, «Интерфакс», РБК, АНО «Диалог» и другие отечественные игроки рынка, но западные IT-гиганты пока не поддержали российских коллег.

«Иностранные игроки пока не присоединились к Антифейк-меморандуму. Тем не менее именно к их модерации дезинформации и деструктивного контента в целом много вопросов как у российских регуляторов, так и рядовых пользователей. Присоединение зарубежных соцсетей к меморандуму могло бы продемонстрировать их ответственный подход к борьбе с фейками, учет и уважение национальной специфики, и стремление защищать российских пользователей на своих площадках», — резюмировал Малькевич.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)