+2
Сохранить Сохранено 7
×

Короткий поводок для Илона Маска: Китай захватил рынок аккумуляторов


Короткий поводок для Илона Маска: Китай захватил рынок аккумуляторов

© Лев Бубнов /коллаж/ Ridus.ru

Китайские компании доминируют в добыче полезных ископаемых, в производственном секторе и в индустрии аккумуляторных батарей. Несмотря на претензии Европы и США к внешнеполитическому курсу Китая и соблюдению прав человека в стране, им приходится учитывать отрыв китайцев практически во всех ключевых областях экономики и стараться не отставать.

Самые продаваемые в мире электромобили производит американская Tesla. Но за историей успеха компании стоит… производственная махина Китая. Завод Tesla в Шанхае производит больше электромобилей, чем завод в Калифорнии. Аккумуляторы Tesla также по большей части сделаны в Китае, а минералы, из которых состоят батареи, добыты и переработаны китайскими компаниями.

Аккумуляторная гонка вооружений

По мере того как мир переходит на электромобили, производители стремятся укрепить свои позиции в цепочке поставок аккумуляторов. В секторе наблюдается тенденция к вертикальной интеграции — когда одна компания контролирует несколько звеньев цепочки, чтобы гарантировать себе непрерывные поставки.

В развернувшейся «аккумуляторной гонке вооружений» у Китая лучшая стартовая позиция. Страна представляет собой крупнейший на данный момент в мире рынок электромобилей. В прошлом году китайцы купили их 1,3 миллиона, что составляет свыше 40% мировых продаж.

Китайский производитель аккумуляторов CATL контролирует около 30% мирового рынка аккумуляторов для электромобилей. По оценкам Darton Commodities, в прошлом году китайские предприятия переработали 85% от всего добытого в мире кобальта — химического элемента, необходимого для производства аккумуляторных батарей для электромобилей.

Большая часть кобальта поступает из Демократической Республики Конго, где почти 70% горнодобывающего сектора заняли китайские корпорации. В южной части страны даже установлены дорожные знаки на китайском языке — так много в ДРК выходцев из Китая.

В августе текущего года один из столпов китайской горнодобывающей промышленности, компания China Molybdenum Company, объявила об инвестициях в размере 2,5 млрд долларов в производство меди и кобальта на месторождении Тенке Фунгуруме, одном из крупнейших в ДРК. За счет инвестиций компания планирует удвоить добычу. Ранее CRC приобрела 95% акций соседнего медно-кобальтового рудника Кисанфу за 550 млн долларов.

Тенке Фунгуруме
Тенке Фунгуруме© AP/ТАСС

Еще одна китайская корпорация, Huayou Cobalt владеет или имеет долю как минимум в трех медно-кобальтовых рудниках в ДРК и является ключевым игроком на каждом этапе цепочки поставок кобальта, от рудников до перерабатывающих заводов и производства прекурсоров и катодов для аккумуляторов.

Кобальтовая колонизация

Доминирование Китая на медно-кобальтовых рудниках ДРК имеет свои последствия, свидетельствуют заявления занятых на них рабочих из Конго.

«Китайцы очень плохо относятся к конголезцам. Они нас оскорбляют, повышают голос. Даже за небольшую ошибку наказывают. Китаец — это босс, контролирующий конголезцев», — рассказал шахтер, работающий в компании Sicomines.

Контрольный пакет акций Sicomines принадлежит китайскому консорциуму, в который входит Huayou Cobalt.

Горняки из Конго утверждают, что им платят меньше, чем китайским рабочим, выполняющим ту же работу, и что китайские руководители унижают их достоинство.

«Все как в колониальные времена, но теперь мы под властью китайцев», — говорит еще один шахтер.

Организация Amnesty International, расследовавшая нарушения прав человека в горнодобывающем секторе в ДРК, заявляет, что национальная принадлежность компаний, доминирующих на рынке электромобилей, не главная проблема.

«Многие китайские горнодобывающие компании не стремятся к прозрачности. Но проблемы с соблюдением прав человека на предприятиях по добыче кобальта в ДРК начались до прихода китайцев. Привлечении иностранных игроков и безответственная эксплуатация ресурсов страны начались не сегодня, — говорит Марк Даммет, директор по программам правозащитной организации Amnesty International, — Amnesty чрезвычайно обеспокоена влиянием, которое добыча сырья для аккумуляторов электромобилей может оказать на весь мир. Последствия могут быть разрушительными, если ведущие бренды не используют рычаги влияния, чтобы выстроить новые глобальные цепочки поставок с учетом прав человека и защиты окружающей среды».

Китайские горнодобывающие компании, в свою очередь, ссылаются на вклад, который они вносят в доходы ДРК и местных сообществ, и работу в сложных условиях, сложившихся в стране.

«Работать с конголезским правительством очень непросто. Это самая коррумпированная страна в мире», — заявил один из китайских высокопоставленных менеджеров.

Представители китайских компаний, работающих в Демократической Республике Конго, отрицают все обвинения. В официальном заявлении CMOC говорится:

«Мы стремимся обеспечить безопасные, здоровые и достойные условия труда для всех сотрудников и придаем большое значение защите прав человека». Он говорит о том, что компания привержена соблюдению международных трудовых конвенций и местного трудового законодательства, а также о том, что все конгалезцы, работающие на предприятиях, являются членами профсоюзов".

Компания Huayou Cobalt, акционер Sicomines, высказывается в том же ключе:

«Компания строго соблюдает законы ДРК, уважает права человека и придерживается лучших практик в области организации труда».

Аналитик Кристиан-Жеро Нима Бьямунгу уверен, что трудовое законодательство в ДРК действительно соблюдается далеко не всегда, и коррупция широко распространена. Эти факторы создают среду, в которой компании видят возможность не следовать современным нормам.

Никель против кобальта

Некоторые производители электромобилей и аккумуляторов решили действовать иначе — начали снижать количество кобальта в своих продуктов, отчасти чтобы избежать юридических и репутационных рисков, связанных с сырьем из ДРК.

Китай. Пекин. Электромобиль Buick Velite 6 представлен на 18-м Шанхайском международном автосалоне
Китай. Пекин. Электромобиль Buick Velite 6 представлен на 18-м Шанхайском международном автосалоне© AP/ТАСС

Аккумуляторы на основе никеля рассматриваются как один из дальнейших путей развития, но те же китайские компании, которые доминируют в ДРК — Huayou Cobalt и CMOC — увеличивают инвестиции в добычу и переработку в Индонезии, обладаюущю крупнейшими в мире запасами никеля — 72 млн тонн.

Это означает, что Китай в настоящее время является также крупнейшим производителем никеля на мировом рынке, опережая конкурентов в Европе и США.

«Китай останется основным игроком, потому что поставляет сырье для крупнейшего мирового рынка своей страны, и будет экспортировать никель по более низкой цене по сравнению с Европой, поскольку китайские компании обладают преимуществом дешевой рабочей силы», — говорит Пол Гинтинг, исполнительный директор Action for Ecology and People’s Emancipation (AEER), индонезийской экологической НКО.

Правительство Конго предпринимает попытки сдержать доминирование Китая. Во время визита в город Колвези, центр медно-кобальтового пояса ДРК, президент страны Феликс Чисекеди сказал:

«Люди приезжают в Конго с пустыми руками, а уезжают миллиардерами, но мы остаемся бедными».

Демократическая Республика Конго недавно объявила о пересмотре некоторых из крупнейших контрактов на добычу полезных ископаемых, включая сделку на 6,2 миллиарда долларов, давшую китайскому консорциуму контрольный пакет над Sicomines в 2007 году.

Европа уже не та

В Европе компании стремятся догнать Китай на экономическом, а не политическом поле. По данным Darton Commodities, к концу десятилетия на европейском континенте будет построено 28 заводов по производству литий-ионных элементов, и это даст прирост мощностей на 1440% по сравнению с 2020 годом.

Движущей силой этого направления являются такие компании, как английская Britishvolt и шведская Northvolt, а также азиатские компании, расширяющие производство в Европе.

Однако европейские инвесторы в горнодобывающую промышленность и производство прекурсоров и катодов для аккумуляторов не успевают за Китаем.

«Отрыв Китая со временем сократится, но страна останется крупным игроком», — считает говорит Андрис Гербенс из Darton Commodities.

Соединенные Штаты также отстают, несмотря на инвестиции в 174 миллиарда долларов, направленные на «завоевание рынка электромобилей» согласно апрельскому заявлению президента Джо Байдена. Изначально на эти цели планировалось направить 2 триллиона, но в дальнейшем расходы были сокращены.

Саймон Мурс, генеральный директор Benchmark Mineral Intelligence, сообщил комитету Сената США в июне, что Китай строит один завод аккумуляторов в неделю, в то время как в США успевают построить завод сопоставимых масштабов за четыре месяца. «Создается новая глобальная литий-ионная экономика, но любые амбиции США стать лидером осуществляются медленнее, чем в Китае и Европе».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)