Бум электромобилей — это биржевой пузырь, который рано или поздно лопнет

Tesla

Ландшафт автомобильной индустрии во всем мире стремительно меняется. Стартапы по выпуску электромобилей во главе с Tesla разрушили планы, которые десятилетиями выстраивали такие производители, как Toyota. Они на лету меняют решения, идут на риск, интегрируя новые и непроверенные технологии, и ломают старые бизнес-модели, однако большинство электрических стартапов — убыточные биржевые пузыри, которые лопнут.

А между тем автомобильная промышленность кое-чем обязана Toyota, и новичкам есть чему у нее поучиться. И об этом решили напомнить наши коллеги из одного из самых авторитетных изданий в автомобильной отрасли Wards Auto.



Как пишет Джон Макэлрой, именно японский автопроизводитель придумал и показал всему автопрому, как добиться максимальной эффективности в производстве, установил отраслевые стандарты в области разработки продуктов и показал, что корпоративная стратегия должна измеряться десятилетиями, а не кварталами.

Завод во Фримонте

Завод во Фримонте.

Tesla

Другим производителям автомобилей потребовалось почти 30 лет, чтобы понять и принять то, что предлагает Toyota. Никто не пожалел о проделанной работе. Пользуясь разработанными Toyota принципами, каждый смог повысить производительность, качество и рентабельность.

Сегодня традиционные производители явно проигрывают в росте выручки и капитализации стартапам. Выручка автомобильных компаний растет в среднем примерно на 3% в год — чуть выше уровня инфляции. Выручка Tesla увеличивается более чем на 60% в год. Это не нравится производителям автомобилей и очень нравится биржевикам с Уолл-стрит.

McLaren

Стартапы, даже те, что еще не выпустили ни одного автомобиля, зачастую имеют более высокую рыночную капитализацию, чем производители, выпускающие миллионы автомобилей в год. Цены на акции — это залог будущего роста, и биржевики уверены, что другие стартапы будут расти так же быстро, как Tesla, и быстрее, чем традиционные производители. Однако цены на акции и рост капитализации — это лишь один из способов оценить компанию.

Каждый в глубине души понимает, что бум электромобилей — это биржевой пузырь, который рано или поздно лопнет. Есть и другие причины, по которым рост стартапов опережает рост традиционных игроков индустрии. Одна из причин, тормозящих традиционных игроков, в том, что они скопировали процесс разработки продукта Toyota.

Как объяснил Джеффри Лайкер в своей книге «Система разработки продуктов Toyota», японская компания утверждает окончательные технические спецификации автомобиля за год до старта серийного производства и, как правило, не вносит изменений в конструкцию в течение двух лет. Согласно доктрине Toyota, конструктивные изменения вносят вариативность, а вариативность ведет к проблемам с качеством. Таким образом, замораживая спецификации, Toyota и ее поставщики выделяют время, за которое производственные операции достигают максимальной эффективности.

Конвейер на заводе в Мотомачи, Япония

Конвейер на заводе в Мотомачи (Япония).

Toyota

В Tesla поступают ровно наоборот. Изменения в дизайн и конструкцию вносятся на лету. При этом приоритет отдан изменениям, снижающим стоимость электромобилей. Архитектура, на которой построены модели Tesla, — яркий тому пример. Архитектура Model X была удачной, но через два года дебютировала Model 3, построенная на совершенно новой архитектуре.

Другие автопроизводители никогда бы этого не сделали. Закончив проектировать новую архитектуру, они стремятся сохранить ее в течение десяти лет. Согласно подсчетам специализирующейся на сравнительном анализе в области автомобильной промышленности компании Caresoft Global, замена архитектуры позволила Tesla сэкономить более 300 долларов на производстве каждого электромобиля. В отрасли, где снижение себестоимости обычно измеряется долями цента, это ошеломляющее снижение затрат.

Через два года Tesla выпустила Model Y с новой архитектурой, обеспечившей еще больше новых возможностей. Внося изменения на лету, Tesla сокращает расходы и расширяет доступные возможности намного быстрее, чем традиционные игроки. Это ключ к прибыльности Tesla и ее способности доминировать в сегменте электромобилей.

Важный момент: Tesla проверяет конструктивные изменения с помощью цифровых моделей, поэтому они могут быть реализованы сразу же, а не через годы.

Еще одна интересная особенность создания продукта заключается в том, что традиционные автопроизводители обычно разрабатывают новую платформу, модернизируют ее через четыре года и заменяют новой еще через четыре года. Здесь Tesla тоже действует по своей модели, отличающейся от традиционной. Компания на лету вносит серьезные изменения в структуру Model 3 и Model Y, меняя десятки небольших штампованных деталей на большие, но полученные методом литья. Снижаются затраты на инструменты, сокращается время сборки, и Илон Маск может спать спокойно, зная, что традиционные игроки никогда не последуют его примеру. Потому что, согласно старому мышлению, этого делать нельзя.

Критики указывают на проблемы с качеством Tesla и говорят, что традиционные автопроизводители должны придерживаться своей модели, обеспечивающей использование выверенных решений. Это верно, но пока не работает для Tesla, так как поклонники бренда относятся к продукции с предвзятым одобрением и склонны прощать производителю проблемы с качеством.

Поменяет ли Илон Маск менталитет боссов мирового автопрома?

Подобно тому, как производственная система Toyota (TPS) была естественным развитием оригинальной системы Ford, сейчас мы наблюдаем эволюцию, выходящую за рамки TPS. Некоторые традиционные автопроизводители уже проснулись в новой реальности.

Генеральный директор Volkswagen Герберт Дисс пригласил Маска поговорить со своими топ-менеджерами, надеясь посеять среди них тревогу, научить быстрее распознавать угрозы и действовать оперативнее. Генеральный директор Ford Джим Фарли выступает с теми же идеями. Обеспокоенность топ-менеджеров начинает приносить результаты.

General Motors использует цифровые инструменты, чтобы сократить время на разработку новых моделей. По утверждению компании, процесс сократился на два года. Генеральный директор Мэри Барра говорит, что GM сможет догнать Tesla по продажам электромобилей к 2025 году.

Итак, некоторые гиганты готовы к переменам. В отрасли остается достаточно большое количество людей, отрицающих угрозу стартапов и считающих, что необходимо придерживаться установленных Toyota правил. Они уверены, что стартапы не знают, что делают, и обречены на провал. Многие аргументы, которые они приводят в пользу отказа от изменений, как две капли воды похожи на доводы, которыми оперировали несколько десятилетий назад, когда производственная система Toyota навсегда изменила отрасль.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)