РКН зафиксировал более 50 случаев цензуры российских СМИ в соцсетях

Роскомнадзор отчитался о выявлении 51 случая цензуры материалов российских СМИ и их официальных аккаунтов со стороны зарубежных интернет-площадок с 2020 года. Лидирует в антирейтинге западных площадок YouTube, где зафиксированы 24 таких инцидента. Следом идут Facebook (13 случаев цензуры), Instagram (восемь эпизодов), Twitter (четыре случая), а также Google и TikTok — по одному случаю.


Как отмечает регулятор, при блокировке материалов российских СМИ редко указываются конкретные причины бана, платформы ограничиваются заявлениями о нарушении правил сообщества.

По данным РКН, чаще всего цензуре на зарубежных площадках подвергаются материалы российских СМИ, которые вещают на международную аудиторию. Это Sputnik, RT и Anna News, сообщает «РИА Новости». Также зафиксированы случаи цензуры в отношении официальных аккаунтов отдельных СМИ — ГТРК «Таврида», сетевых изданий «Крым 24», «Политика сегодня» и других.

Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН член Общественной палаты РФ Никита Данюк прокомментировал ситуацию в интервью «Ридусу»: «Мы видим, что социальные сети, чьими „портами приписки“ являются, конечно, западные государства, располагают ресурсами для модерации. Но вместо того, чтобы удалять деструктивный, противоправный контент, который может нанести вред потребителю информации, они применяют санкции к аккаунтам, сообществам и материалам российских СМИ, которые — и это самое интересное — никакого противоправного контента не содержат», — подчеркнул эксперт.

«Это происходит без каких-либо объяснений. IT-гиганты считают, что подобного рода цензурирование, преднамеренное и ангажированное удаление материалов — это абсолютно нормальная практика. Но это не нормально, это вопиющее нарушение конституционного права российского пользователя на свободный доступ к информации, по крайней мере, на территории нашей страны».

«Когда происходит такая целенаправленная политика интернет-платформ по отношению именно к нам, когда ущемляются интересы и права именно российских граждан, нужно такие вещи пресекать и самыми жесткими инструментами воздействовать на недобросовестных владельцев и модераторов этих соцсетей», — продолжает Данюк.

По словам эксперта, государство должно продолжать активную борьбу с вопиющими нарушениями со стороны IT-гигантов и разрабатывать все новые меры воздействия на эти компании: «Если они не хотят нормально коммуницировать, их необходимо принуждать к соблюдению действующего законодательства в нашей стране», — считает собеседник «Ридуса».

«Один из примеров: у большинства мощных и очень богатых западных компаний отсутствуют представительства на территории нашей страны. Естественно, это затрудняет взаимодействие с ними. Даже если Роскомнадзор не хочет применять к ним какие-то рестрикции и жесткие меры, а хочет просто разобраться с существующими вопросами, он не может этого сделать».

Напомним, 1 июля российские власти приняли закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации». Теперь зарубежные интернет-компании с суточной аудиторией более полумиллиона человек должны иметь представительства на территории страны. Закон вступит в силу 1 января 2022 года.

Помимо наличия офиса в России, иностранные компании должны разместить на своем сайте электронную форму для обратной связи с пользователями, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора (это понадобится для общения с органами власти), установить на страницах счетчик посещаемости. Также иностранные лица под угрозой судебного преследования должны ограничивать доступ к нарушающей российское законодательство информации. Компаниям, которые не захотят выполнять требование о «приземлении», могут запретить распространять рекламу и собирать персональные данные.

«Совсем скоро иностранные цифровые компании будут обязаны открывать представительства в нашей стране, и тогда игнорировать требования нашего регулятора, в том числе по прекращению интернет-цензуры, у них не получится. Не стоит также забывать, что эти компании частные, их основная цель — зарабатывать деньги в российском сегменте Сети. Поэтому, безусловно, они должны очень чутко реагировать на действия Роскомнадзора и на судебные прецеденты. До тех пор, пока у бигтеха не появятся официальные представительства в России, они будут и дальше нарушать права российских юзеров, не объясняя никому свою политику», — заключил Данюк.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)