Кто и зачем толкает нашу культуру снова в Советский Союз

Советские плакаты.

Советские плакаты.

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Современные политологические и социально-культурные исследования не могут обойти такой остро актуальный вопрос, как растущая популярность советской власти, кто-то даже пытается сравнивать ее с властью нынешней. Особенно важна эта проблема в свете перспективы транзита власти в России.

Следует отказаться от упрощенного взгляда на данный феномен как на ностальгические настроения пенсионеров. Мы отстаиваем тот тезис, что процессы здесь гораздо сложнее и интереснее, а самое главное — в российском обществе стихийно и даже вопреки кампаниям десоветизации сложилась система воспроизводства среди молодежи позитивных мифов о советском времени, вернее активно создаются приспособленные под запросы существующего в настоящее время общественного сознания позитивные рассуждения о советских мифах.

Социологи не преминули в этой связи сравнить образ современной России и ушедшего СССР. Хотя, на наш взгляд, при опросах подобного рода, да еще и проводимых «несистемными» социологическими центрами, нельзя избежать сознательного смещения «линии прицела» в сторону критики существующей действительности. Однако выявленный характер тенденций сомнений не вызывает.


Запрос на советскую эстетику

Рис. 29. Динамика образа советской власти и власти нынешней в общественном сознании россиян.

Динамика образа советской власти и власти нынешней в общественном сознании россиян.

Опрос проведен «Левада-центром» (выполняет функции иноагента в России)

Обязательные в данном случае комментарии российских СМИ свелись к инвективам в адрес «ныне власть предержащих» и как бы намекам на то, что раньше было «хорошо», а теперь «плохо».

Но главный вывод из результатов опроса состоит все же в том, что хоть позитивный образ советской власти и сохраняется, но уровень позитива по сравнению с «допутинским» периодом заметно снизился; уровень негатива оценок существующей власти также заметно упал.

Здесь сыграл свою роль не только поколенческий фактор, но и стабилизация и даже известное улучшение политической, экономической и психологической обстановки в обществе по сравнению с 90-ми.

Тем не менее, выступая на сайте rbc.ru, политолог Глеб Павловский заявил, что позитивное отношение к СССР будет расти у граждан, выросших после распада Советского Союза, поскольку «люди имеют дело с образом».

Ранее искусствовед и политолог Павел Родькин отмечал: «Фактический провал открытой десоветизации общества в России заключался не в том, что СССР и советский коммунизм был недостаточно плох или слишком хорош, а в том, что общество не увидело достойной альтернативы советской социальной организации».

Сегодня интернет проецирует на социум многочисленные артефакты масс-культуры, отражающие отношение молодежи к советскому периоду, их видение образа советской власти.

Если обратиться к графике, визуальным трактовкам этого образа в современном изобразительном искусстве, не претендующим на официальное признание, а обслуживающим «настроения» массовых пользователей из числа молодых, то подобное творчество может вызвать настоящий культурный шок. Образцы таких произведений представлены ниже.

1. Работы российских художников студии Doping-Pong, специализирующихся на СССР-арте (ностальгический жанр, «где счастье, солнце, детство»). Цель – не только создать позитивное настроение, но и сакрализировать образ советской власти.

Работы российских художников студии Doping-Pong, специализирующихся на СССР-арте (ностальгический жанр, «где счастье, солнце, детство»). Цель — не только создать позитивное настроение, но и сакрализировать образ советской власти.

2. Рисунки популярного интернет-художника Васи Ложкина (А. В. Куделин), работающего в стиле примитивизма и в творческой концепции тотального стёба и десакрализации всего и вся, что свойственно эпохе постмодернизма. Утверждает, что по своим убеждениям он «православный сталинист». Работа «Пионеры еще вернутся» часто воспроизводится на футболках как молодежный «прикол»

Рисунки популярного интернет-художника Васи Ложкина (А. В. Куделин), работающего в стиле примитивизма и в творческой концепции тотального стёба и десакрализации всего и вся, что свойственно эпохе постмодернизма. Утверждает, что по своим убеждениям он «православный сталинист». Работа «Пионеры еще вернутся» часто воспроизводится на футболках как молодежный «прикол».

Картины «короля советского пин-апа» Валерия Барыкина. Художник, начав с добродушных жанровых сценок из советского прошлого, в своем творчестве освоил синтез идеологем советских плакатов и современных реалий. Часто в его работах можно увидеть привлекательных девушек, этаких «задорных советских гражданок», изображенных в стиле американского масскульта. Весьма показательно, что картины Барыкина стали основой оформления сети алкомаркетов «Красное и белое», то есть фактически стали артефактом массовой культуры.

© Валерий Барыкин

Валерий Барыкин

© Валерий Барыкин

© Валерий Барыкин

Разумеется, приведенная выше подборка не претендует на полноту описания «постсоветского советского» и может служить лишь иллюстрацией того, что у определенной (и значительной, как говорят социологи) части молодежи существуют вовсе не настроения ностальгии, а как бы сон о том, что СССР существует в каком-то параллельном мире, буквально «за окном», что все эти идеализированные (у всех по-разному) образы пионерок и пионеров суть реалии XXI века или олицетворяют неизбежность возврата в то счастливое общество, о котором мечтали советские люди в 1930-е годы: «все дети там учатся в школах и славно живут старики».

Подогрев советских мифов

В социальных сетях сегодня уже появились предсказания следующего рода: дети, рожденные в период эпидемии ковида, будут жить при социализме.

Механизм воспроизводства советских мифов в молодежной среде исследован недостаточно. Фактически имеется лишь одна значимая работа, и то традиционного социологического плана, по этой теме.

Речь идет о статье, опубликованной сотрудниками Лаборатории политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Хотя выводы исследователей традиционны для либерального дискурса («Современная студенческая молодежь недалеко ушла в своих представлениях от homo soveticus. Политический идеал у студентов локализован в советском прошлом, они весьма негативно воспринимают современную Россию и при этом не имеют каких-либо сложившихся представлений о ее будущем даже в краткосрочной перспективе. Современным студентам намного проще идеализировать жизнь в Советском Союзе, чем взять на себя ответственность за решение проблем, стоящих перед современной Россией»), авторы статьи представили ценный эмпирический материал для понимания ключевых аспектов формирования идеализированных взглядов на советское прошлое.

В рамках нашего исследования нельзя пройти мимо социально-культурного контекста проблемы, в первую очередь мимо данных об отношении российских студентов к дихотомии «советские культурные достижения vs прозападная массовая культура».

Ученые из НИУ ВШЭ утверждают: «При сравнении Советского Союза и современной России студенты большое внимание уделяли культурной составляющей образа страны. Они считают, что Советский Союз действительно мог гордиться своим кинематографом, балетом, литературой. Советская культура была самобытна и никому не пыталась подражать. Респонденты говорили, что, несмотря на то, что они живут совсем в другую эпоху, советские фильмы и мультфильмы входят в список их любимых произведений, потому что они прививали человеку не материальные ценности, а духовные: „Вот, например, область культуры. В Советском Союзе, я считаю, ее поддерживали и развивали. Она была уникальна. Советские мультики. На них часто до сих пор, правда, не все, воспитывают своих детей. Это здорово, потому что это образец нравственности, добра, справедливости. Советское кино — это шедевры мировой классики. То есть Советскому Союзу было чем гордиться, это была очень сильная страна с большими возможностями, большим потенциалом“ (студентка, 18 лет)».

Здесь мы должны поставить следующий вопрос: кто конкретно формирует, поддерживает и развивает подобные настроения? Уж конечно, не идеологические структуры современной власти, которые проводят политику «мягкой десоветизации» и «возвращения к истокам». Тем более не пропагандистские аппараты системных коммунистов. В этой связи вспомним, что интернет — это глобальное коммерческое (и супервысокоприбыльное, между прочим) предприятие. Цифровые бароны, используя современные коммуникационные технологии, с помощью огромного числа онлайн-сервисов превратили Мировую паутину в своего рода «кассу», продавая «билетики» в кинотеатры, библиотеки, концертные залы и другие места «культурного отдыха трудящихся» с префиксом «интернет-». О каком противостоянии воспроизводству ностальгии по всему советскому можно говорить, если это самое «советское» насаждать просто выгодно, ведь на дворе эпоха консюмеризма. По большому счету, советские фильмы остаются вот уже 30 лет неплохими рекламоносителями, апелляции к советскому мороженому и прочему — бизнес-игрой, а московские высотки и тщательно отреставрированные павильоны ВДНХ — современным туристическим брендом России, привлекающим как китайских, так и американских туристов. Давайте сознаемся сами себе в том, что православная культурно-историческая архаика ни долларами, ни юанями региональные и федеральные бюджеты не наполняет, хотя и является важным моментом строительства новой российской идентичности.

Взглянем, учитывая вышесказанное, на «прейскурант» советских культурных и иных «товаров», определяющих лицо той эпохи, и выясним их востребованность среди современников.

Востребованность символов эпохи СССР среди пользователей «Яндекса»

Запросы за период 07.10.2021—07.11.2021.

Запросы за период 07.10.2021—07.11.2021.

Укажем на достаточно очевидные выводы, которые следуют из анализа данных, представленных в таблице.

1. Формирование «образа советского» у молодежи происходит за счет трех «источников и составных частей» воздействия на символическую сферу: а) сохраняющая свою актуальность советская массовая культура; б) «законсервированная» советская топонимика; в) образование.

2. Среди направлений массовой культуры решающее значение в рассматриваемом контексте имеет такой синтетический вид художественного творчества, как кино (фильмы и мультфильмы). Жанр советской массовой песни также продолжает оставаться востребованным у современников.

3. Российская власть, в отличие от украинской, не решилась на тотальное искоренение советской топонимики. Из-за свертывания коммеморационных практик по всем персоналиям, олицетворяющим советскую власть, «улица Кирова» или «улица Орджоникидзе» превратились в нейтральный ономастический маркер для навигаторов [1]. Наименование «Советский» носит, напротив, характер активного идентификатора, помещая человека как бы в историческое прошлое, связывая это прошлое с настоящим [2]. Сегодня в населенных пунктах России имеется 8121 улица с названием Советская. Это четвертое место по популярности. Выше только Центральная, Молодежная, Школьная.

4. В российской системе школьного и вузовского образования сохраняется известный пиетет к культурным достижениям советского периода. Однако литературный пласт советского наследия состоит фактически полностью из произведений поэтов и писателей, имеющих, мягко говоря, сложные отношения с советской властью. Эти деятели культуры проходят под деполитизированной рубрикой «поэты и писатели ХХ века». Здесь мы найдем имена не только Ахматовой или Цветаевой, которых трудно назвать советскими поэтессами, но и демонстративно конфликтных по отношению к Советам И. Бунина и А. Аверченко. В школьные программы категорически запрещено включать произведения, формирующие позитивный образ советского строя и жизни в СССР. Сегодня лидерами по репрезентативности в школьных программах по литературе за 5—11-й классы (это годы, когда формируется гражданская позиция учеников) писателями советского периода являются М. Зощенко и В. Астафьев (оба рекомендованы для изучения сразу в 5, 6, 7 и 11-м классе) [3]. Интересно, что в программе 11-го класса присутствуют рекомендации ученикам познакомиться с авторской песней. Авторы — В. Высоцкий, Б. Окуджава, В. Цой, И. Тальков, то есть «антирежимная» (с оговорками относительно Высоцкого) контркультура.

5. Изобразительное искусство периода существования СССР, оставаясь в статусе заметного явления мировой культуры, не оказывает никакого влияния на формирование позитивного отношения к советской власти. Конечно, знаки того времени, выполненные в рамках концепции синтеза искусств, например мозаики и статуи в метро, архитектура, монументальное искусство, создают определенный силуэт морфоскульптуры «советское» на ментально-символьном поле нашей страны (одна скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» чего стоит). Однако, поскольку изобразительное искусство ныне не апеллирует к массовому потребителю [4], обращение к этому виду творчества уже не является фактором формирования образа советской власти [5].

6. Сделаем наконец окончательный вывод. Позитивный образ «советского» на постсоветском пространстве воспроизводит, причем непроизвольно и хаотически, прослойка, недавно появившаяся в ходе научно-технического прогресса глобально ориентированной цифровой буржуазии, для которой ключевыми являются не идеологические или этические моменты, а коммерческая выгода. Сегодня можно наблюдать фактически смертельную схватку между этой бизнес-группировкой и правящими элитами тех государств, где власть претендует на национальную ориентацию и пытается ввести свои правила игры. В России конфликтующие альянсы пока не установили (да и в обозримом будущем уже вряд ли установят) после идеологического погрома 1990-х контроль над внутренней символической сферой. Образ консенсусного будущего отсутствует, зато имеются в избытке «звериные оскалы» тех или иных конкурентов (в широком смысле этого слова). Пока приходится констатировать, что проклятая «общечеловеческими» интеллектуалами советская массовая культура вышла неоспоримым победителем в борьбе за этические и эстетические приоритеты современников, в первую очередь среди российской молодежи.

__________________________________________________________________________________________

[1]По данным сервиса «Яндекс.Карты», в 2017 году рейтинговый список популярности названий улиц в России по персоналиям выглядел так: Ленина, Гагарина, Кирова, Пушкина, Калинина, Горького, Чапаева, Мичурина, Карла Маркса, Чкалова.

[2] Это относится и к наименованию улиц Царская. На сегодня в России такое название носят всего пять улиц в крошечных поселках. Это столько же, сколько сегодня в РФ улиц, носящих имя Рамзана Кадырова. 22 две улицы, кстати, уже названы в честь В. Путина, в основном в национальных автономиях. Впрочем, власти Екатеринбурга создали своего рода топонимический оксюморон: официально назвали Царской небольшой участок ул. Толмачева, поскольку именно на этом участке нет жилых домов и исключен конфликт с жильцами. Н. Г. Толмачев (товарищ Василий) — революционер (активный участник Февральской революции) и деятель культуры, фактически основатель военного-политического учебного заведения Военный университет МО РФ. Погиб в бою с белогвардейцами в 1919 году, был похоронен на Марсовом поле в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).

[3] Школьная программа по литературе, 5—11-й классы: список произведений. Источник

[4] Тираж открыток с изображением картины Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» превысил 13 миллионов экземпляров. Репродукция этой картины включена художником в качестве элемента интерьера квартиры в другое его суперпопулярное полотно «Опять двойка». В СССР обе эти картины, рисующие образ страны, «обыватель» безумно любил. Теперь российские студенты любят советские мультфильмы. В сущности, это одно и то же.

[5] Здесь к месту указать, что живопись перестала быть способом редактирования сознания, это способ его ублажения. Сегодня мы не нашли сколь-нибудь популярной линии политизации образов современности. В советское время были художники, которые писали слащавый официоз, но во время оттепели рискнули из соображений конъюнктуры отработать антисталинские темы. Такие полотна никого не заинтересовали и были предъявлены публике уже после распада СССР. Были и так называемые художники-минусаторы, эксплуатирующие тему ГУЛАГа, среди которых имелись как действительные заключенные советских лагерей позднесоветского периода, так и «импровизаторы на тему». Не давая оценок художественному уровню этих работ, отметим абсолютно очевидный факт: все такие картины с запредельной чернухой и с антикоммунистическим дискурсом создавались для обслуживания нарративов общества «Мемориал», в частности доказывалось равенство тяжести преступлений нацистской Германии и советской России перед человечеством. Сегодня все это никому абсолютно не нужно, а явлениями культуры эта мазня не стала. Зато в моде полотна украинских художников об ужасах «голодомора».

Исследование подготовили: Николайчук И.А., Центр специальных медиаметрических исследований; Якова Т.С, факультет журналистики МГУ; Янгляева М. М., факультет журналистики МГУ

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)