+15
Сохранить Сохранено 7
×

Какие типы гражданских беспилотников предпочитают военные и почему


Какие типы гражданских беспилотников предпочитают военные и почему

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Скорость развития технологии поражает. Наша жизнь меняется. Меняется и наше мышление. За последние десятилетия технологии кардинально изменили мир. Возможности, о которых мы раньше мечтали — доступны, они сделали нашу жизнь лучше.

БВС — беспилотные воздушные суда, успешно вошли в наш быт, и во многих сферах деятельности обойтись без них уже практически невозможно. Мы привыкли к красивым кадрам, снятым с их помощью, а неумение поддержать о них беседу стало в приличном обществе моветоном.

Однако, при неконтролируемом применении, в преступных руках новейшие технические решения могут стать причиной многих серьёзных проблем.

Уже сейчас противоправные действия с применением беспилотников все чаще оказываются в оперативных сводках спецслужб по всему миру.

Темная сторона

4 августа 2018 года с применением беспилотников DJI Matrice 600 было совершено покушение на убийство 49-го президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Несколько дронов, несущих взрывчатые вещества, пытались атаковать президента и других правительственных чиновников. Инцидент получил широкую огласку, вызвал массу дискуссий.

БВС DJI Matrice 600 PRO

В июле 2020 года согласно полученному CNN бюллетеню правоохранительных органов возле здания подстанции на северо-востоке США в штате Пенсильвания разбился беспилотник DJI с прикрепленным к нему U-образным куском медного кабеля, предназначенным вероятно для повреждения или вывода из строя электрооборудования. «Мы ожидаем, что незаконная деятельность с применением беспилотных воздушных судов увеличится в энергетическом секторе и на других критически важных объектах инфраструктуры, поскольку использование этих систем в Соединенных Штатах продолжает расти», — говорится в бюллетене.

В сентябре 2021 года на страницах журнала «Новые линии» афганский журналист Fazelminallah Qazizai опубликовал статью о применении беспилотника подразделением «Талибан» * для преследования и ликвидации афганских правительственных чиновников на севере страны. Он утверждает, что подразделение, созданное в 2019 году и состоящее из 11 военных, в частном порядке ввезла в Афганистан через Пакистан беспилотный летательный аппарат, предназначенный для использования в сельском хозяйстве. Затем инженеры подразделения модифицировали его. Резервуары с химикатами и шланги для транспортировки и распыления удобрений были сняты и заменены самодельной пусковой установкой, способной вместить четыре минометных снаряда.

Боевики «Талибан» *

После нескольких пробных атак на контрольно-пропускные пункты афганских сил безопасности в ноябре 2020 года «талибы"* провели первую крупную операцию с применением модифицированного агродрона в северном городе Кундуз. В результате операции погибли четыре телохранителя губернатора провинции.

Обеспокоены использованием беспилотных технологий в противоправных целях и в Республике Беларусь. Согласно заявлению Генеральной прокуратуры РБ «В прошлом и текущем годах фиксировались многочисленные факты противоправного использования таких устройств, а в сентябре 2021 года имел место акт терроризма с применением БПЛА».

Как видим, интерес к беспилотным технологиям у преступников и террористов налицо.

Светлая сторона

Правоохранители и военные, задействованные в спецоперациях, где нет необходимости часами и сутками открыто работать над протяженным участком боевых действий, часто применяют в качестве основного инструмента именно гражданские, серийные БВС мультироторного типа. В основном, это неприхотливые в обслуживании, небольшие, складные, удобные для транспортировки дроны, позволяющие транслировать на пульт управления видео в хорошем качестве.

БВС DJI Mavic AIr 2, БВС DJI Mavic 2 Enterprise Advanced

Часто этого вполне достаточно для мониторинга обстановки и принятия решений. К тому же гражданские беспилотники доступны, надежны, отлично управляются и не требуют высокого уровня подготовки. Они малошумные, малоразмерные, способные полностью гасить бортовые огни, переходя в режим невидимки.

Уже на высоте 300 метров и на таком же удалении от объекта наблюдения (здания) звук от аппарата не слышен даже в штиль. Вероятность обнаружения дрона злоумышленниками, укрывшимися в нем, минимальна. С помощью управляемых камер беспилотников, установленных или посаженых на господствующих в районе проведения операции высотах, можно, не привлекая внимания, обеспечить охрану определенных участков местности, в том числе, и в ходе борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями противника.

При наличии тепловизора на борту беспилотного воздушного судна работа может осуществляться круглосуточно, главное — своевременно менять аккумуляторные батареи.

Место для беспилотника может найтись и при проведении учебных стрельб бронетехники для трансляции картинки в командный пункт с целью анализа слаженности действий экипажей и многого другого.

Одним словом, смекалка, прорывные технологии и скотч творят чудеса.

Вопросов о необходимости придания в современных условиях беспилотника подразделению численностью от взвода, у любого здравомыслящего человека имеющего боевой опыт — не возникает.

БВС DJI Mavic 2 Enterprise Zoom

Естественный отбор

Почему популярностью пользуется именно этот тип беспилотников?

Все просто. Причина в летно-технические характеристиках. Беспилотные воздушные суда у правоохранителей и в военной сфере, как правило, эксплуатируются с неподготовленных площадок, это накладывает ограничения на условия взлёта и посадки. Если для аппаратов мультироторного типа (квадрокоптеры и октокоптеры) такие ограничения практически отсутствуют — они могут взлетать и самостоятельно садиться с любой маленькой площадки или даже с рук, то для аппаратов самолетного типа стартовой массой от 6 кг необходимы ровная открытая местность, отсутствие препятствий на трассе взлета и специальные вспомогательные устройства. Обычно это катапульты разного принципа действия, имеющие большую массу, габариты, усложняющие транспортировку, либо полноценная взлетно-посадочная полоса. Иногда катапульты заменяют упругим растягивающимся шнуром, энергию которого используют для разгона БВС до необходимой скорости создания аэродинамическим профилем крыла подъемной силы.

Кроме этого, большинство применяемых гражданских и военных БВС самолетного типа осуществляют парашютную посадку. Этот способ негативно влияет на аппарат, уменьшая его ресурс как при выбросе парашюта, так и при последующем ударе о землю. Тут потребуются навыки укладки парашюта, в противном случае при выбросе он может не раскрыться. Из-за влияния ветра на парашютную систему район приземления может сильно увеличиться, и тогда придется проводить поисковые работы. Требовательны беспилотники самолетного типа и к метеоусловиям.

Подтверждается это и тем, что в период реализации в 2019 году одного из масштабных проектов по применению беспилотных технологий в компании НИИАС РЖД проводились тестовые полеты БВС различных схем и типов в различных сложных климатических зонах. В этих условиях именно аппараты мультироторного типа проявили свои качества с лучшей стороны.

Место проведения тестовых полетов — Россия, Краснодарский край, Туапсинский район.

Области применения гражданских беспилотных воздушных судов продолжают неуклонно расширяться. Реализация беспилотных технологий и современных технических решений на их основе в военных подразделениях и силовых ведомствах существенно улучшает результат проводимых ими мероприятий, обеспечивает фактор внезапности. И, главное, позволяет не подвергать опасности самое ценное — жизнь и здоровье сотрудников.

Беспилотная помощь

В качестве послесловия приведу один забавный случай.

В одном из регионов мне пришлось демонстрировать возможности октокоптера DJI Agras и квадрокоптера DJI Mavic 2 Enterprise Advanced.

Дело в том, что в последние годы в сельском хозяйстве набирают популярность агропромышленные беспилотники. Это достаточно большие октокоптеры, которые в автоматическом режиме способны дозировать и с ювелирной точностью вносить удобрения на поля. Их популярность объяснима возможностью работы на минимальной высоте в условиях сложного рельефа, эти аппараты неприхотливы в обслуживании, прекрасно летают и в пыли, и в ночное время за счет наличия радара в бортовой системе уклонения от препятствий.

Для москвича, привыкшего в случае отсутствия соли просить ее в соседнем доме, протянув туда свою руку, простор был непривычен. Красота, поля за горизонт. Понимаю, что здесь применять дрон для внесения удобрений что «слону дробина», нужны большие самоходные опрыскиватели. Готовлюсь к полетам. Подъехало местное руководство. Интересуются, сможет ли октокоптер догнать моторную лодку на реке. Я в недоумении — небезопасно, да и зачем? Говорят, браконьеры повадились, зверей бьют, реку в наглую перегораживают, в инспекторов стреляют, а пока ОМОН из города едет — испаряются. Собираемся, говорят, их наличием беспилотника отпугивать.

Работаю. Поздняя осень, быстро стемнело, дошла очередь до DJI Mavic 2 Enterprise Advancedс тепловизором.

БВС DJI Mavic 2 Enterprise Advanced

За поворотом реки, на противоположном берегу, вижу яркое тепловое пятно лодочного мотора, рядом суетятся три фигуры. Ясно, что ребята не за грибами пришли. Снижаюсь, через бортовой динамик несу бред, что сопротивление бесполезно и т. п. Хулиганы бегут в лес, залегли в небольшой яме жмутся друг к другу, пытаются быть невидимыми. Тем не менее, в тепловизор их видно прекрасно. Включаю посадочную фару и перехожу на вид с обычной камеры.

Любопытство делает свое дело, «плохиши» поднимают голову на свет. Делаю снимок. Выключаю свет, набираю высоту, переключаюсь на тепловизор, зависание. Все еще лежат, прячутся. Рассматриваем с сопровождающими снимок — нет, не местные, говорят.

Место действия — заповедник, находиться на его территории без пропуска запрещено. Вызываем инспекторов и полицию. Попутно решаем отрезать им путь к отступлению — попробовать оставить их без плавсредства, благо они его не сильно затащили на берег. Привязываю к Agras любезно выданный мне заказчиком самодельный якорь-кошку из арматуры от надувной лодки, что лежала у них в багажнике.

Батарейка Mavic в это время кончилась, и он автоматически возвратился. Меняю аккумулятор и на исходную — хулиганы лежат! Поднимаю Agras, включаю курсовые фары — и в ночном небе, переливаясь огнями, летит натуральное НЛО.

БВС DJI Agras T16

Звук двигателей и свет со стороны реки заставил нарушителей нервничать. Зашевелились. Пальцы на пульте управления от волнения дрожат, первую попытку я провалил.

Дело в том, что у этого дрона есть только курсовая, жёстко фиксированная камера. Видно только самый край носа лодки. Куда опускается якорь точно не видно и можно только догадываться. Со второй попытки получается опустить его в лодку ближе к транцу.

Снижаюсь еще, перемещая дрон, протаскиваю крючки, как мне кажется, вдоль лодки. Зацепилась!

Беспилотник, срывая лодку с берега, чуть не переворачивается. Тащим ее на противоположный берег, режем веревку.

Дело сделано. В лодке оружие. Еще раз звоним в полицию, говорят — выехали, ждите. Заряд аккумулятора у Mavic опять заканчивается. Вариантов наблюдать за ними больше нет. С батарейкой остался только Agras. На улице около нуля градусов, а с ветерком по ощущениям все минус 10. Поднимаю дрон снова. Открываю все форсунки аппарата и обильно поливаю место, где их видел, водой. Собираем оборудование, приехал инспектор, ему передали фотографии и лодку. Он ставит свою машину освещать фарами берег, сказал, что будет ждать полицию, оружие у него есть.

Замерзшие злодеи утром вынуждены были выйти к инспектору, где их и задержали.

__________________________________________________________________________________________

* Запрещенная в России террористическая организация


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+15

 

   

Комментарии (1)

  • Макс
    Макс 27 ноября 2021

    1)Почему именно Интерпрайс? Интерпрайс=оверпрайс. По моему мнению, первым по популярности является первая прошка. Она дешевая, и с легкосъемными ограничениями. + бустер на 2,4 легко интегрируется в тушку. +нештатные аккумы. Вторым идет второй зум. За то, что у него есть зум, которым можно что-то увидеть с безопасной для стрелковки высоты. 2)Совсем не раскрыта тема мультиспектральных камер. Тех, которые по идее предназначены для мониторинга посевов, а по факту - для того, что бы отличать кусты от маскировочных сетей. 3)Коптеры любят в первую очередь из за их не требовательности к низкому качеству юзеров. Т.е. купить за дохрена сельхоздрон и повесить на него дроп с летучками- это можно. А прицепить на те же летучки пару серв, приемник и самую дешманскую ФПВ камеру - уже никак. Про OpenHD я уже молчу.

    Ответить
    0 +