Винтик против механизма: чего ожидать от комедии «Герцог»?

© Sony Pictures Classics

26 октября в Москве стартовал New British Film Festival — 22-й ежегодный фестиваль британского кино — при участии арт-объединения Cool Connections. Открытие фестиваля прошло в главном зале кинотеатра «Каро Октябрь», где и продемонстрировали первый фильм из обширной программы.

Было принято решение начать с весёлой ноты, поэтому комедия с элементами драмы «Герцог» пришлась как нельзя кстати. Главные роли получили оскароносные Джим Бродбент и Хелен Миррен. Руководить проектом вызвался Роджер Мичелл, режиссёр мелодрамы «Ноттинг Хилл». Сюжет основан на реальном историческом случае. Весь зал провожал фильм аплодисментами, стоило только начаться титрам. Почему же? Расскажем прямо сейчас.


Действие фильма разворачивается в Ньюкасле (Англия). На дворе 1961 год. 60-летний писатель-неудачник Кэмптон Бэнтон крадет из Национальной галереи в Лондоне портрет герцога Веллингтона авторства Гойи. После этого вор посылает записку, где объясняет, что вернет шедевр при условии, что правительство страны будет больше средств тратить на помощь пенсионерам. Все это выливается в цепочку совершенно диких хитросплетений, которые приведут к непредсказуемым последствиям.

За что мы любим британские комедии? В отличие от американских, они изначально делают ставку исключительно на искрометный, но при этом чопорный юмор, который несмотря ни на что смотрится максимально живо. И «Герцог» можно посчитать образцовой лентой жанра.

Джим Бродбент и Хелен Миррен воплощают главный дуэт - супругов Бэнтонов, живущих в Ньюкасле, Англия.

Джим Бродбент и Хелен Миррен воплощают главный дуэт — супругов Бэнтон, живущих в Ньюкасле (Англия).

© Sony Pictures Classics

С первых минут семья Бэнтонов захватывает все пространство картины. Кэмптон Бэнтон, который явно не боится бунтовать против системы и следовать своим принципам, совершенно точно не глуп и знает, что рано или поздно получит по шапке за свое правдолюбие — либо от окружающих, либо от жены. У него вечно проблемы с работой, пока его жена Дороти драит с утра до вечера дом местного советника. Двое взрослых сыновей живут своей жизнью: пока старший наживает проблем в соседнем городе, младший старается поддерживать отца в его стремлениях, попутно зарабатывая на жизнь ремонтом и строительством лодок. Позади красной нитью проходит и дочь Бэнтонов Мэрион, погибшая тринадцать лет назад в результате аварии.

В супругах Бэнтон быстро узнаешь кого-то из близких — переругивания Кэмптона и Дороти кому-то напомнят о бабушке и дедушке, живущих где-то у черта на куличиках. Кто-то узнает в актерском дуэте собственных родителей. Кто не видел эту до боли знакомую сцену, когда отец семейства творит неведомую дичь, пока мать смотрит на него лишь с немым вопросом «как я вышла за этого придурка замуж, объяснит мне кто-нибудь?». Юмор картины обращается со зрителем тонко, но хлёстко. Беря за основу абсолютно простые житейские ситуации, фильм выжимает из них максимум, заставляя всех наблюдающих за действом на экране ощутить всю жизненность происходящего. «Вот они, такие же, как и все мы, почувствуйте это», — кричит фильм. И мы верим.

Чем дальше идет фильм, тем глубже оказываются все вовлеченные герои, казавшиеся поначалу не особо проработанными. За внешним бунтарством Кэмптона и нервным поведением Дороти скрываются вполне объяснимые мотивы, которые помогают зрителю проникнуться пониманием каждого поступка персонажей. И хоть в какой-то момент весь абсурд сложившейся ситуации перекрывает жизненность, смех начинает перемежаться с мыслями о том, как сильно на человека может влиять потеря близкого. Несчастный случай, повлекший за собой смерть дочери, не отпускает ни Кэмптона, ни Дороти, ни даже Джеки — младшего сына семейства Бэнтон. Каждый переживает трагедию по-своему, чтобы к финалу показать, какой путь к переживанию горя режиссер Роджер Мичелл считает самым лучшим, приводя к нему героев.

В начале фильма Хелен Миррен просто не узнать - настолько актриса вжилась в роль.

В начале фильма Хелен Миррен просто не узнать — настолько актриса вжилась в роль.

© Sony Pictures Classics

Основная история — с похищением картины герцога Веллингтонского — вызывала в зале попеременно оглушительный смех и желание пустить скупую слезу. Цепляет она хотя бы тем, что в ней заложена идея нового Робин Гуда — забирай у богатых, отдавай бедным. Пусть и немного в видоизмененном формате. Погружаясь в историю Кэмптона Бэнтона все больше, с одной стороны, мы видим тщеславие маленького человека, желающего изменить мир в сторону своего видения. Герой как будто застрял в юношеском максимализме, и в некоторых моментах ты понимаешь героиню Дороти: действительно ли стоит вся эта борьба тех лишений, что терпит из-за этого твоя семья? Жене нужен муж и добытчик, сыновьям — отец, на которого можно положиться. Кэмптон будто сознательно все время лезет на рожон, чем и раздражает временами.

Но потом ты видишь другую сторону медали: перед нами оказывается винтик в большом механизме, который восстает против системы, желая не столько удовлетворить свои амбиции, сколько реально помочь тем, кто смиренно сидит в стороне и ждет перемен, которые никогда не наступят. Да, Бэнтон-старший делает это не самым умным и адекватным способом, но та решимость, с которой он борется против окружающей его несправедливости, напоминает нам простую, но очень важную истину: чтобы что-то изменилось, нужно заговорить об этом и сделать хоть один шаг навстречу изменениям. Иначе мир не сдвинешь.

Финн Уайтхед и Джим Бродбент отлично отыграли сына и отца, любящих друг друга - не без подколок, но очень искренне.

Финн Уайтхед и Джим Бродбент отлично отыграли сына и отца, любящих друг друга — не без подколок, но очень искренне.

© Sony Pictures Classics

Безусловно, такой искрометный сценарий не смог бы воплотиться без хорошо подобранного актерского состава. Весь фильм тащит на себе тройка главных актеров. Бродбент, известный широкому зрителю по последним фильмам о Гарри Поттере, действительно хорошо справился со своей ролью. В его исполнении Кэмптон остроумен и непоколебим в своих решениях, но в то же время бесхитростен и даже беззащитен перед лицом сильных мира сего. Его упорство может показаться и безрассудным, и достойным восхищения, причем в обоих случаях вы точно окажетесь правы.

С легкостью можно петь дифирамбы и блистательной Хелен Миррен, узнать которую в самом начале фильма крайне сложно: она настолько вжилась в роль домохозяйки с синдромом Золушки, что и тени этой оскароносной лицедейки на лице замученной жизнью героини не проскальзывает. Этой ролью Миррен выдает каноничный образ строгой матери, не выносящей ругательств в доме и заботящейся о своей семье. Такая мама перестанет себя уважать, если найдет пыль за диваном, но всегда будет любить и чудаковатого мужа, и сына, который во всем поддерживает своего непутевого отца.

В это же время звезда «Дюнкерка» Финн Уайтхед, которого бессовестно затмевает «родительский тандем» Бродбента и Миррен, берет зрителя очарованием скромности своего героя, попутно отыгрывая, наверное, самого преданного экранного сына из всех картин, затронувших тему поколений за последние лет пять. Наверное, каждому родителю хотелось бы, чтобы их ребенок так сильно в него верил, как это делал Джеки Бэнтон.

Мэттью Гуд сыграл небольшую роль адвоката мистера Бэнтона. Сцена суда над Бэнтоном - это отдельный вид юмористического кайфа, который никому не советуем пропустить.

Мэттью Гуд сыграл небольшую роль адвоката мистера Бэнтона. Сцена суда над Бэнтоном — это отдельный вид юмористического кайфа, который никому не советуем пропустить.

© Sony Pictures Classics

Попутно фильм подкидывает нам несколько побочных тем, которые не особо влияют на общее повествование, но, несомненно, придают ему определенный шарм. Здесь вам и колкая политическая сатира, заставляющая несколько раз хихикнуть от вида того, насколько самоуверенны сильные мира сего, путаясь в предположениях о том, кто же заставил их так нервничать. Затесалась и тема низкой самооценки, когда работник, отлично выполняя возложенные на него обязанности, все равно не считает себя достойным, хотя поводы для беспокойства существуют только в его голове. Благодаря этим деталям лента становится поучительной, не скатываясь в морализаторство. Остается смешной, но не становится глупой. И до самого конца восхищает своими героями, до последнего заставляя переживать за их судьбу.

В общем итоге «Герцог» — это крайне остроумная и очаровательная лента, которая одновременно бьет в несколько целей и не промахивается. Это фильм о семье, о безграничной любви и о том, что любую потерю можно пережить только вместе, поддерживая друг друга. Это интеллигентная британская комедия с парой скабрезных шуток и тонной изящного юмора, которую можно посмотреть и с друзьями, и в семейном кругу. Ко всему прочему, это еще и вдохновляющее кино о том, что ради достижения своей цели придется пойти путём, который станет причиной насмешек и непонимания, но если веришь в свою правоту, то борись за нее.

Жизнеутверждающе. Комично. Изящно. Превосходно. Отчаянно рекомендуем к просмотру.

Фильм «Герцог» доступен к просмотру в рамках фестиваля New British Film Festival.

Советуем прочесть рецензию на другую, не менее смешную комедию — фильм «Драмарама» был в программе недавнего AMFest и просто покорил зрителей своей непосредственностью.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)