Ваш следующий автомобиль будет китайским и электрическим

Цилай Шен / Bloomberg

По данным агентства стратегических исследований BloombergNEF, более десяти китайских автопроизводителей уже экспортируют или готовятся везти подключаемые гибриды и электромобили в Европу и США.


Бренд BYD отчитался об отправке первой партии электромобилей в Норвегию в июне текущего года и планирует отправить еще 1500 автомобилей до новогодних праздников. На прошлой неделе бренд Nio объявил об отправке первой партии электромобилей в Норвегию. Китайский стартап Xpeng занят активными продажами в Скандинавии, а его менее известный конкурент Aiways отправил в Европу более 2500 электромобилей.

Наибольшую активность развил британский бренд MG Motor, который перезапустила китайская компания SAIC. Произведенные под этим брендом электромобили хорошо продаются в Великобритании, Скандинавии и других регионах благодаря конкурентоспособным ценам. Доля MG в растущем рынке электромобилей в Британии достигла 6%. В первые четыре месяца 2021 года продажи MG в Европе выросли на 79%.

Рост продаж китайских электромобилей в Европе

Рост продаж китайских электромобилей в Европе.

Bloomberg

MG — не единственный европейский бренд, который китайские автопроизводители используют для выхода на международный рынок: группа Geely владеет Volvo и долей в Daimler.

Продажи электромобилей в Европе начали расти в прошлом году после вступления в силу новых требований Евросоюза к содержанию СО2 в выхлопе новых автомобилей. Автопроизводители вынуждены пойти на меры по снижению среднего уровня содержания CO2, чтобы избежать крупных штрафов, но пока относятся к электромобилям лишь как к способу избежать санкций.

Многие решили не тратить деньги на модернизацию существующей линейки двигателей внутреннего сгорания и выбрали более эффективную стратегию увеличения доли гибридных моделей с возможностью езды в режиме электромобиля и подзарядки от сети.

Однако на достижение целевых показателей по выбросам CO2 дан достаточно длительный срок — до 2025 года, и это может способствовать тому, что европейские производители отложат переход к выпуску электромобилей.

Медлительность крупнейших европейских брендов может стать уникальной возможностью для китайских производителей электромобилей. Опросы потребителей неоднократно демонстрировали готовность европейцев пересесть на электромобили. Однако пока данных о том, что водители готовы покупать электромобили малоизвестных китайских брендов, недостаточно. Принято считать, что лояльность к бренду в автомобильном бизнесе прочнее, чем в других сферах, однако есть данные и о том, что доступная стоимость нередко оказывается сильнее лояльности.

Моделью для прогнозирования ситуации с китайскими электромобилями на рынках Европы может служить экспансия японских и корейских брендов в США. Вопросы о том, готовы ли покупатели доверять малознакомым брендам, уже задавались в 60—80-х годах, когда японцы, а затем корейцы завоевывали новые рынки.

Toyota Crown 1972 года, одна из первых экспортных моделей

Toyota Crown 1972 года, одна из первых экспортных моделей.

Wikipedia

Доля японских автопроизводителей на автомобильном рынке США выросла с 4% в 1970 году до 23% в 1990 году и 38% в 2010-м. Сегодня почти каждый второй автомобиль, проданный в США, произведен японским или корейским брендом.

Могут ли китайские автомобильные бренды рассчитывать на такой же успех? Стабильно благоприятные отношения между Китаем и Европой, медлительность европейских производителей и быстрые темпы технологического развития создают для них уникальное окно возможностей. Однако ожидать, что это продлится долго, вряд ли стоит. Европейские (а также японские и корейские) производители наращивают инвестиции в разработку электромобилей, и у китайцев просто может не оказаться нескольких десятилетий, чтобы повторить путь азиатских собратьев.

Японские бренды смогли получить такую огромную долю авторынка в США отчасти потому, что сосредоточились на автомобилях класса эконом, в то время как большая тройка Детройта продолжала концентрироваться на внедорожниках и пикапах. Электромобили сегодня можно расценивать как тот же класс эконом, но едва ли стоит ожидать, что европейские производители готовы уступить китайцам этот сегмент.

Продажи MG в Британии

Продажи MG в Британии.

Bloomberg

В целом в Европе согласны, что будущее за электромобилями, и единственным препятствием, мешающим немедленной смене стратегии, может быть слишком незначительный текущий спрос. Большая экспансия китайских брендов может подтолкнуть европейских автопроизводителей к изменению отношения к электромобилям и гибридам как к инструменту соблюдения норм по выбросам и побудить их к защите своей доли рынка.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)