+7
Сохранить Сохранено 7
×

Как Норвегия стала воротами в Европу для электромобилей из Китая


Как Норвегия стала воротами в Европу для электромобилей из Китая

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Страны «первого мира» очень долго оставались закрыты для продукции китайского автопрома. Причем, речь шла не только о «домашних» брендах, но и тех же BMW или Audi, которые собирались в Китае. Оригинальным же «китайцам» путь в Европу был просто закрыт. Репутация китайских авто была не то что плохой - она попросту отсутствовала.

Как говорил когда-то яркий в своей категоричности, но столь же небесспорный автомобильный журналист Сергей Асланян:

«Китайский автомобиль - он сделан на стыке ненависти, жадности и технического прогресса. Основа технического прогресса - в основном воровство. В совокупности - у этой машины очень приличная упаковка, а внутри у нее - много компромиссных решений. Которые основаны на том, что мы, китайцы, во-первых, не все умеем делать, во-вторых - мы, китайцы, не все считаем нужным делать,…И вот этот макет в натуральную величину под названием „китайский автомобиль“ - он полон сюрпризов. И эти сюрпризы начнут вылезать не сразу… китайцы это люди, которые умеют врать».

Возможно эти слова были справедливы лет 5−10 назад, но правда сегодняшнего дня в том, что наслаждаться спокойствием и отсутствием конкуренции со стороны китайских автопроизводителей европейским автоконцернам остается считанные дни.

В то время пока европейцы и американцы обвешивали ДВС экологическими «примочками» и соревновались за обладание призом в номинации «Лучший двигатель года», китайцы клепали копии маломощных старых японских моторов … и оттачивали технологии будущего и получали миллиардные инвестиции из Европы и США.

Сегодня свыше десятка китайских автопроизводителей экспортируют или готовятся экспортировать электромобили в страны «первого мира». И, словно в пику скептикам, утверждавшим о непригодности «электричек» к эксплуатации в условиях холода, большинство из них смотрят на Северную Европу как ключевой рынок и испытательный полигон.

С первого взгляда Норвегия не кажется слишком гостеприимным краем для электромобилей

С первого взгляда Норвегия не кажется слишком гостеприимным краем для электромобилей

Сергей Домущий

Made in China - это не страшно?

Норвежец Кьель Эмиль Каллестад из деревеньки в провинции Нордланд никогда не представлял себя за рулем электромобиля. Но когда в прошлом году его подруга обменяла дизельный Rexton на электрокроссовер, 67-летний механизатор последовал ее примеру.

В каком-то смысле покупки жителей этой крошечной деревни не были чем-то необычным для страны, где электромобили прижились быстрее, чем где-либо еще в мире. Но что необычно, так это то, откуда приехали эти машины. Автомобили, на которых ездят сегодня Кьель Эмиль и Кьерсти Мидтвейт - MG ZS и Xpeng G3. Обе машины сделаны в Китае.

«Почти на всем написано: Made in China. И я этого совсем не боялась», - говорит Кьерсти Мидтвейт.

Сегодня свыше десятка китайских автопроизводителей экспортируют или планируют экспортировать электромобили в Европу и США. И большинство из них используют Норвегию в качестве своего рода испытательного полигона.

Электромобиль MG ZC

Электромобиль MG ZC. Ценник в Великобритании, где цены практически близки российским, варьируется от £15,995 до £20 000

MG

Финансируемый компанией Уоррена Баффета Berkshire Hathaway BYD, компании Nio и Xpeng или крупнейший китайский автопроизводитель SAIC, наводнили своими электромобилями страну, которая является крупнейшим производителем нефти и газа в Западной Европе.

Пока что продажи в Норвегии относительно низкие. Но китайцы жаждут большего, чем просто объемы продаж. Им нужен опыт и знание того, как добиться успеха на зарубежных рынках.

«У нас был давний тезис о том, что Китай будет использовать аккумуляторные электромобили в качестве инструмента, который позволит ему стать более мощным игроком в отрасли. Это требует наблюдений. Сначала Норвегия, потом Европа, потом…», - написал в своем отчете Джо Спак, американский автомобильный аналитик из RBC Capital Markets.

На руку китайцам и планы норвежских властей, «приговоривших к смерти ДВС» в ближайшие десятилетия и сделавших ставку на электромобили.

Электромобили Nio вполне успешно конкурируют на домашнем рынке с продукцией Tesla

Электромобили Nio вполне успешно конкурируют на домашнем рынке с продукцией Tesla

Nio

С 90-х годов владельцы «электричек» были освобождены от уплаты высокой импортной пошлины на авто, 25% НДС и от платы за регистрацию, составляющей около 10 000 евро. В результате электромобиль в Норвегии стал стоить не дороже обычного авто. Для владельцев электромобилей были введены многочисленные льготы - им не нужно было платить за парковку, можно было ездить по «выделенке» для общественного транспорта и вплоть до 2019 года для них был бесплатным проезд по платным дорогам.

Нынешнее правоцентристское правительство во главе с премьер-министром Эрной Солберг (Erna Solberg) пообещало сохранить основные налоговые послабления до следующих выборов в 2021 году. Однако некоторых привилегий уже нет - так, за проезд по дорогам приходится теперь приходится платить, пускай и меньше. А в ряде городов снято разрешение на езду по «выделенкам».

«Поскольку по нашим дорогам ездит все больше электрических автомобилей, рано или поздно льготы будут сокращены. Число электрокаров в округе Акерсхус, находящемся на границе с Осло, - одно из самых высоких в стране, - заявила член окружного совета Аннете Солли норвежкой телекомпании NRK.

К 2025 году власти Норвегии рассчитывают свести продажи машин с ДВС к нулю.

Журнал норвежской федерации автомобилистов Motor недавно указал, что тренд продаж бензиновых и дизельных автомобилей предполагает, что это может случиться даже раньше - в апреле 2022 года.

Из 17 992 новых автомобилей, зарегистрированных в Норвегии в сентябре этого года, 13 946, или 78%, были автомобилями с нулевым уровнем выбросов, что является рекордом. Свой вклад в это внесли и китайцы.

Money Talk

Китайские автопроизводители вынашивали амбициозные планы по выходу на европейские рынки еще с начала 2000-х годов.

Такие компании, как Geely Automobile Holdings, Great Wall Motor и Chery Automobile пытались начать экспорт, но не преуспели. Исключением стала Geely, которая была допущена в Европу благодаря покупке у Ford Motor Co. шведского автопроизводителя Volvo Cars в 2010 году.

«В последний раз, когда Китай пытался продавать автомобили в Европе, много-много лет назад, получилось очень плохо. Теперь они действительно хорошо поработали», - говорит Кристина Бу, генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей.

Как пишет Ларс Эрик Таральдсен в материале Bloomberg, 32-летний шеф-повар Пер Роар Йохансен из деревни Утхауг в Трёнделаге, что в центральной Норвегии, владел автомобилем с ДВС вплоть до марта прошлого года, когда он купил электромобиль марки MG - когда-то это был британский бренд, а ныне под ним производит свои авто SAIC Motor Corp.

MG ZS

MG ZS

MG

Пер Роар Йохансен тратил около 3000 норвежских крон (примерно 350 долларов) в месяц на солярку. Теперь стоимость владения упала до 500 крон. Топовая версия кроссовера MG ZS, которую он купил, стоит около 280 тысяч крон, что составляет всего 60% от цены южнокорейского кроссовера Kia Niro с панорамной крышей. «Я очень доволен. Я не сомневаюсь: в следующий раз я тоже куплю электромобиль», - говорит он.

MG ZS стал первым китайским электромобилем, появившимся на рынке в прошлом году. С тех пор, по словам Кристины Бу, количество китайских электромобилей резко возросло, не смотря на то, что брендам и дилерам пришлось сражаться одновременно со скептицизмом по части электромобилей и в отношении китайского автомобиля вообще.

Вслед за MG на местный рынок вышел бренд Xpeng, который в декабре представил в Норвегии свои первые электрические SUV G3.

«Вы должны быть международным, если хотите быть настоящим лидером в отрасли, и нельзя пренебрегать огромным европейским рынком. Это место, за которое мы должны бороться», - говорит президент Xpeng Брайан Гу.

Совершенно неизвестный в нашей стране бренд Nio в свое время был на грани банкротства. Компанию спасло городское правительство Шэньчжэня. Сегодня Nio с триумфом вернулся на рынок с помощью электрических SUV, которые в КНР успешно составили конкуренцию Model Y от Tesla.

Xpeng

30 сентября компания начала продажи своей полностью электрической модели ES8 и открыла Nio House на Карл Йонас Гате - фешенебельной главной парадной улице Осло, между Норвежским Королевским дворцом и парламентом. Следующим рынком, на который хочет замахнуться основатель компании Уильям Ли, стала Германия, где Nio может дебютировать уже в следующем году.

Обойдемся без караоке

Другой китайский автопроизводитель - BYD, привлек внимание Berkshire Hathaway Inc. Уоррена Баффета в 2008 году. В этом году компания планирует экспортировать в Норвегию около 1500 своих электрических кроссоверов Tang.

При этом китайцы адаптируются к европейским клиентам. Так, в BYD уже осознали, что опции, которые предлагаются для более молодого китайского покупателя, европейцу вряд ли подходят:

«Мы предлагаем, например, такие опции, как караоке в машине. Можете ли вы представить себе 45-летнего европейского джентльмена, который едет на своем внедорожнике Tang в Осло, держит микрофон и поет? Я не могу себе этого представить», - говорит Хо.
BYD Tang

BYD Tang

BYD

Следующая остановка - Япония?

Как заявил Исбранд Хо, в BYD подумывают о выводе уменьшенной версии модели на норвежский рынок вместе с одной или двумя другими к началу 2023 года.

Сильный интерес к своей продукции побудил компанию рассмотреть возможности экспансии за пределы Норвегии, где, как и почти во всей континентальной Европе, автомобили ездят по правой стороне дороги. Но китайцы планируют предлагать и праворульные версии своих машин

«Думаю, мне не нужно говорить вам, на какую страну я смотрю», - сказал Исбранд Хо.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)