+2
Сохранить Сохранено 7
×

Смерти подобно: готов ли столичный бизнес к новым ковид-ограничениям


Смерти подобно: готов ли столичный бизнес к новым ковид-ограничениям

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Ситуация с пандемией в России стремительно ухудшается. Показатели заболеваемости COVID-19 и смертности бьют рекорды. Регионы один за другим вводят QR-коды и другие стоп-ковидные требования. Краткосрочные ограничительные меры возможны и в Москве, предупредил на днях мэр столицы Сергей Собянин. Но город к этому уже адаптировался и его развитие продолжится в любом случае, заявил он. А что думают представители бизнеса, готовы ли они к новым ограничениям? С этим вопросом «Ридус» обратился к предпринимателям.

Нужны ли Москве QR-коды

Сотрудник кафе во время проверки QR-кода у посетителя.
Сотрудник кафе во время проверки QR-кода у посетителя.© Егор Алеев / ТАСС

Эпидемическая ситуация действительно ухудшается, подтверждает операционный директор сети медицинских офисов LabQuest Сергей Амбросов. «В сентябре мы фиксировали 2% положительных ПЦР-тестов на ковид, сейчас — 6%», — отмечает он. Отчасти это связано с тем, что организм граждан ослаблен другим инфекциям (ОРВИ, грипп и так далее), по которым также заболеваемость растет. Плюс начался деловой сезон, учебный год, а люди за лето расслабились и стали чаще пренебрегать мерами безопасности.

«Уровень вакцинации в стране недостаточный. И интерес к ней, как правило, возникает в периоды пиков заболевания. Сейчас в пунктах вакцинации опять появятся очереди», — прогнозирует эксперт.

Вероятно, Москва введет меры, аналогичные тем, что действовали в начале лета, — QR-коды в точках общепита и торговых центрах, полагает эксперт московского отделения «Опоры России» основательница международной сети салонов красоты Eksprovocator hair club Екатерина Сухотина.

«Последствия, естественно, будут негативные, вопрос в том, насколько сильным будет упадок и спрос на услуги, потому что не у всех есть коды. Это, само собой повлечет очередную волну закрытия бизнесов», — предупреждает она.

QR-коды для любого бизнеса сейчас — губительная история, поддерживает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей индустрии красоты учредитель федеральной сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Нина Литвинова. Как показал пример с ресторанами в июне, люди не готовы получать QR-коды ради их посещения, поясняет она. И это лишь усилит падение потребительского спроса, который и так снижается из-за эпидемической ситуации.

«Поэтому введение каких-либо QR-кодов может быть только при условии введения мер поддержки достаточно существенных: не менее чем миллион рублей на предпринимателя. Столичные предприниматели считают, что введение QR-кодов только ухудшит ситуацию, поэтому просят власти не повторять предыдущих ошибок и не идти по этому пути, а продолжить заниматься вакцинацией людей, сотрудников и через другие инструменты контролировать распространение заболевания», — говорит эксперт.

Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский полагает, что летом потенциальные посетители ресторанов просто не успели получить QR-коды: ведь выдавались они только после второго укола, а на полный курс вакцинации требовался месяц. Поэтому точки общепита так резко опустели.

«Сейчас такой проблемы нет. Поэтому вряд ли новые ограничения сильно ударят по бизнесу в этот раз. Представляется, что усиление контроля от Роспотребнадзора, а также новый перевод 30% сотрудников на удаленку не будут большой проблемой. Тем более уже есть covid-free-заведения и мероприятия, куда не попасть без QR-кода. Смело можно говорить, что за полтора года пандемии бизнес готов практически ко всему», — уверен аналитик.

Хуже — только карантин

Закрытые рестораны во время пандемии коронавируса COVID-19.
Закрытые рестораны во время пандемии COVID-19.© Сергей Карпухин / ТАСС

Есть все же кое-что, к чему бизнес категорически не готов. Это новый локдаун, даже частичный. Но, в отличие от точечных ограничений, такого развития событий предприниматели пока не ожидают.

Очередной локдаун большая часть малого и среднего бизнеса, особенно сегмента B2C, явно не переживет, уверен председатель регионального политсовета «Партии роста» в Московской области руководитель проекта BusinessWorldExpert.com Олег Чернов.

«Последние полтора года на предприятиях сферы МСП и без того из-за бесконечных ограничений практически невозможно вести хоть какое-то планирование: открытия и закрытия провоцируют постоянные кассовые разрывы и текучку кадров, зачастую собственники склонны решать проблемы роспуском персонала. Уже сегодня десятки тысяч предприятий страны формально числятся в реестре, но в реальности не развиваются и не функционируют. Думаю, власти всех уровней это понимают и нового всеобщего карантина не допустят, максимально используя другие методы — профилактику и популяризацию вакцинации», — надеется он.

Сомневается в том, что власти в этом году пойдут на введение локдауна образца 2020 года, и доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин. Во-первых, все научились жить в условиях пандемии: экономика и общество к этому приспособились. Во-вторых, введение такого локдауна означало бы фиаско всей противоковидной политики государства (вакцинации, локальных ограничений), отмечает эксперт. По его словам, малый бизнес успешно освоил доставку товаров к дверям клиента, все больше услуг оказывается дистанционно. Но в любом случае локдаун будет означать резкое ухудшение покупательной способности населения, и это серьезно ударит по МСП.

Парикмахерские второго локдауна точно не переживут, по крайней мере, небольшие салоны, считает Екатерина Сухотина. Сильные игроки рынка будут стараться выживать, в том числе за счет снижения стоимости услуг и освоения новых ниш (например, запуска и продажи собственной косметики).

«Финансовое положение салонов красоты очень плохое. Клиенты стараются экономить. Покупательная способность очень снизилась, а отложенный спрос на бьюти-услуги после снятия локдауна закончился. И это происходит в Москве, что говорить о регионах? Индустрия красоты стала одной из наиболее пострадавших от пандемии. Главный наш вывод из этого кризиса: ни на кого не нужно рассчитывать. Решать возникающие проблемы не будет никто, кроме тебя и твоей команды», — сетует предприниматель.

Схожая ситуация на рынке медицинских услуг, рассказывает научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо, хотя, казалось бы, в этой сфере в условиях пандемии все должно быть хорошо. Но на практике доходы граждан не позволяли им воспользоваться полным комплексом услуг платной клиники, а центр прибыли сместился в сторону диагностики. В выигрыше оказались только те, кто располагал собственными диагностическими центрами и смог быстро перестроиться.

«Из-за первого локдауна доходы широкопрофильных медицинских центров были сокращены на 60—80%. Совокупный убыток оценивался в несколько десятков миллиардов рублей. Перед угрозой нового локдауна клиникам снова придется ответить на вызов — готовиться к новым рекомендациям Роспотребнадзора, пересматривать штат и так далее. Любой российский бизнес в целом умеет быстро адаптироваться к ситуации. Но каждые новые ограничения и тем более локдаун станут для предпринимателей серьезным испытанием», — указывает эксперт.

Луч света в темном царстве

Офис микрофинансовой организации.
Офис микрофинансовой организации.© Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Не все виды бизнеса так сильно страдают от локдаунов. В числе тех, кому повезло, например, микрофинансовые организации.

«В течение первого локдауна мы ускорили переход в цифру — все микрокредитные продукты доступны гражданам в онлайн, нет необходимости посещать офис для оформления займа. Работа с кредитованием предпринимателей также может происходить полностью удаленно: прием документов, скоринг, согласование договора — все операции совершаются в электронном виде. Падения спроса мы не ожидаем. Первый локдаун показал, что спрос в целом на заемные средства не меняется, просто увеличивается выдача онлайн», — рассказал «Ридусу» председатель совета директоров финтех-группы «Финбридж» Леонид Корнилов.

В целом четвертая волна пандемии будет менее жесткой и масштабной, чем предыдущие, уверен Сергей Амбросов, поскольку большое количество людей уже имеют устойчивый уровень антител: кто-то благодаря вакцинации, а кто-то просто переболел ковидом. По статистике LabQuest, более 70% заказчиков исследования на наличие антител получают положительное значение. Эта аудитория вне зоны риска, и даже в случае болезни эти люди легко перенесут заболевание, полагает эксперт.

«Мощности и ресурсы системы здравоохранения значительные, государство имеет опыт мобилизации, всем будет оказана необходимая медпомощь, если это потребуется. Мы как лаборатория готовы к выполнению большого объема исследований, порядка 100 тысяч тестов ежедневно. Опыт второй и третьей волны ковида показал, что этого более чем достаточно. Учитывая эти факторы, вероятность локдауна невысока», — заключает он.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)