+0
Сохранить Сохранено 7
×

Россиянам не видать бесплатного общественного транспорта


Россиянам не видать бесплатного общественного транспорта

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Российские власти отказались от идеи сделать полностью бесплатным общественный транспорт. Возможно, когда-нибудь к этой теме вернутся, но в финальной версии транспортной стратегии до 2035 года такой цели нет, сообщил ТАСС директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Алексей Бакирей. «Слишком много еще нужно сделать для того, чтобы сформулировать этот тезис», — добавил он.

Напомним, вопрос обсуждался с осени прошлого года. Обеспечить бесплатность общественного транспорта Минтранс предлагал за счет введения платного проезда практически по всем дорогам страны. По задумке ведомства, это должно было стимулировать жителей крупных городов пересаживаться с личных авто на автобусы, троллейбусы, трамваи.

Новая версия стратегии конкретных предложений по ограничению использования личного автотранспорта не содержит, но ее авторы отмечают, что в стратегическом плане такие меры с одновременным развитием общественного транспорта в крупных городах — безальтернативный сценарий для сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Отменили или отложили?

© Сергей Мальгавко / ТАСС

Исчезнув из текущей транспортной стратегии, бесплатный общественный транспорт вполне может появиться в следующей, допускает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Он признается, что ему нравилось внимание Минтранса к этой теме. Прогнозировать что-либо даже на десять лет вперед в современном быстро меняющемся мире — дело весьма неблагодарное, добавляет эксперт: ни один из прогнозов (как транспортных, так и экономических) в последнее время не оправдался. Но пока можно надеяться, что еще какое-то время российские дороги в большинстве своем тоже останутся бесплатными.

В России с ее масштабами покушаться на саму возможность бесплатно перемещаться по дорогам страны просто немыслимо, и это, видимо, доходчиво объяснили авторам проекта, предполагает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Платные дороги могут быть полезными альтернативами для желающих доехать быстрее, но не заменой основных магистралей, считает он. И дело не только в индивидуальных потребностях отдельных автолюбителей.

«Сверхзатраты на перевозку вообще всех грузов по платным магистралям страшно себе и вообразить, такой дали бы они скачок ценников в магазинах», — сказал эксперт «Ридусу».

Менее оптимистично настроен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, корреляция идеи платных дорог с отменой платы в общественном транспорте достаточно иллюзорна, на самом деле никакой связи нет. Когда несколько лет назад власти анонсировали резкий рост акцизов на топливо, взамен обещали отмену транспортного налога, напоминает эксперт. На деле же и акцизы взлетели, и транспортный налог остался.

Сейчас в цене литра Аи-95 на долю налогов разных уровней (от НДПИ до НДС) приходится 70%, из них акциз — около 20%, рассказывает аналитик. То есть, по сути, люди уже платят и за право обладать машиной, и за право ею пользоваться. Но в текущей парадигме «народ — новая нефть» дополнительные сборы с автомобилистов выглядят вполне закономерно. И их исподволь готовят к тому, что так или иначе придется заплатить еще. А варианты могут быть разные: платные дороги, платный километраж, новый топливный сбор.

«Ситуация такова, что, я боюсь, нас в итоге к этому приведут», — посетовал эксперт.

Утопия или светлое будущее?

© Кирилл Кухмарь / ТАСС

Само по себе предложение сделать бесплатным весь общественный транспорт изначально выглядело утопией, тем более в России с ее огромными пространствами, труднодоступными «медвежьими углами» и финансовым состоянием, считают большинство собеседников «Ридуса».

Конечно, было бы неплохо иметь такую опцию, и в целом общественный транспорт должен быть доступным — это правильно, но только не за счет автомобилистов. Нельзя решать одну проблему, создавая другую, считает Максим Кадаков. Для многих россиян машина реально не роскошь, а насущная необходимость. К тому же в стране масса мест, где невозможно чисто физически к каждому населенному пункту пустить регулярный автобус. А у бюджетов всех уровней на бесплатный общественный транспорт просто нет денег.

«Даже электробусы у нас фактически может позволить себе только один город в стране, и вы его знаете», — иронизирует аналитик.

О каком бесплатном транспорте можно говорить, когда в России до сих пор нет даже обычного перекрёстного льготного проезда для пенсионеров из других регионов, а он им ой как нужен, поддерживает Пётр Пушкарёв. А чтобы заставить автолюбителей пересесть на автобусы, троллейбусы, трамваи, необходимо создать в них соответствующий уровень комфорта, обеспечить высокую скорость и частоту движения. Для этого нужны выделенные полосы и серьёзное пополнение городского автопарка. Между тем периферия зачастую вообще не в состоянии купить новые общественные транспортные средства, довольствуется «поношенными» из Москвы.

Массового бесплатного общественного транспорта нет нигде в мире, отмечают эксперты. За исключением одной европейской страны, которая поместится в пределах центрального округа Москвы — это Люксембург. Он ввел эту опцию с 29 февраля 2020 года. В других государствах есть примеры ее локального использования — в каких-то конкретных ситуациях или точках, обычно в качестве стимула, например, к добровольному отказу от автомобиля.

Но в крупных городах сделать бесплатным весь общественный транспорт вполне реально, считает Игорь Моржаретто. «А мир идет к тому, что у нас будут сплошные мегаполисы», — уточняет он. По словам эксперта, городскому бюджету это даст экономию за счет отсутствия пробок и ДТП, потому что пробки и ДТП — это серьезные расходы.

Максим Кадаков в отсутствии пробок выгоды для бюджета не видит. С чего вдруг? Напротив, бюджет и экономика проиграют, если все пересядут на общественный транспорт и перестанут платить акциз за бензин, который приносит сумасшедшие деньги. К тому же целая отрасль начнет проседать, будет потеряно производство автомобилей, а это колоссальная индустрия: каждое рабочее место в автопроме создает десять рабочих мест у смежников.

«Так что никаких бесплатных „пряников“ в ближайшие годы не предвидится, и я думаю, что и в последующие тоже», — заключает эксперт.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)