Портрет мадам ИКС: история скандальной войны творца с ханжами

Джон Сингер Сарджент и "Мадам Икс"

Джон Сингер Сарджент и "Мадам Икс"

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

История одного скандала, показывающая, что те, кто не понял творца и подверг его осуждению, зачастую оказываются ханжами, дурновкусцами, временщиками, завистниками и дураки, норовящими вставить свои «пять центов».

Картина «Мадам ИКС», написанная в 1884 году, удивительным образом продолжает будоражить воображение даже самых искушенных зрителей.

Джон Сингер Сарджент увидел будущую модель — француженку Виржини Готро — в 1881 году. У него сразу же возникла идея написать ее портрет, так что инициатива исходила от художника, а не от заказчицы. Сама же Готро совсем не горела желанием стать натурщицей для мастера, к тому же она и ранее отклоняла подобные предложения.

Только через два года она согласилась на работу над проектом, но и тогда она продвигалась с большим трудом.


Сам художник ожидал невероятного успеха, но публика была шокирована невинными на взгляд современного человека деталями — спущенной с плеча тонкой бретелькой из сверкающих драгоценных камней, фарфоровой бледностью кожи и нежно рдеющим на ее фоне розовым ушком. Это было воспринято как указание на пользование мадам Готро косметикой, в то время считавшееся ужасно вульгарным и свойственным только женщинам низкого происхождения.

«Портрет мадам ИКС"

© Джон Сингер Сарджент, общественное достояние

В результате портрет произвел скандал, скрыть, кто был образцом для создания картины, не удалось, на репутацию мадам Готро легло пятно, а художник оказался без заказов — все богатые и знатные представители высшего общества забрали свои заявки.

Мастер оказался без работы и был вынужден уехать сначала в Лондон, а затем в США. Там его славе ничто не мешало, и он стал знаменитым и востребованным художником, автором множества известных портретов.

Что же столь возмутило зрителей в изображении Виржини Готро? 

Это большое полотно изображало модель в полный рост, в красивом и строгом вечернем черном платье с узким лифом на корсете и прямой шелковой юбкой с драпировками. Глубокий вырез «сердечком» и длинный мыс корсета послужили для насмешек — картину называли образцом для создания нового образа пикового туза. Сложная поза, которая должна была придать динамики полотну, также не была понята в то время. Хотя художник «поднял» бретельку и назвал картину «Портретом мадам ИКС», положения это не спасло.

Джон Сингер Сарджент.

Джон Сингер Сарджент.

© автопортрет, 1906 год

Между тем полотно выполнено мастерски, легкой кистью, в прекрасной творческой манере, столь свойственной Сардженту. Превосходно передана скульптурная лепка лица и головы модели, идеальная гладкость и прекрасный цвет ее кожи, фактура ткани и мягкие завитки волос в строгой собранной прическе. Ее белая кожа словно светится на темном фоне стен. Пресловутое розовое ушко ничем не смущает взгляд современного зрителя — ему даже в голову не может прийти обвинить эту изящную и элегантно одетую женщину в вульгарности и низком вкусе.

От изображения ничто не отвлекает внимания — на картине кроме женской фигуры с небольшим веером изображен только изящный столик на трех бронзовых опорах. Эта картина — шедевр, и очень жаль, что в свое время никто это так и не понял.

Сегодня «Портрет мадам ИКС» художника Джона Сингера Сарджента считается блестящим изображением классической красоты и женственности.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)