Зачем грандов литературной фантастики занесло в Донбасс

Фестиваль в Донецке

Фестиваль в Донецке

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

В Донецке завершился третий фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом», в котором приняли участие писатели, поэты, сценаристы, издатели из России, ЛДНР, Белоруссии, Израиля.

фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом»

фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом"

© Андрей Бутко / facebook.com/AndrewButko

Два года назад мой хороший друг и большой, безо всяких жанровых скидок, русский писатель Андрей Лазарчук кинул в мессенджер сообщение: «В Донецк на фестиваль поедешь?»

Я согласилась, даже не задаваясь тематикой фестиваля.

фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом»

фестиваль литературной фантастики «Звезды над Донбассом"

© Андрей Бутко / facebook.com/AndrewButko

С первого моего визита на Донбасс в марте семнадцатого года земля эта тянула, как магнитом. Фестиваль оказался посвященным фантастике — и несмотря на то, что это не совсем моя чашка чаю, оказался полезен и в профессиональном, и в человеческом смысле. 

Тогда в Донецк прибыло два десятка литераторов, включая таких звезд как отец «Дозоров» Сергей Лукьяненко, упомянутый Андрей Лазарчук, популярнейший жанровый автор Роман Злотников и другие. 


Камерность собрания сообщила ему особую атмосферу, но в следующем году оргкомитет фестиваля принял решение расширить состав участников. Осенью 2020-го на «Звезды» съехались без малого сотня человек, в число которых вошли также и писатели, которых критика относит скорее к мейнстриму — Павел Крусанов, Сергей Носов и Александр Етоев. Впрочем, все трое активно используют в своей прозе фантастику как метод. 

Ну а в этом году Донецк принял уже сто тридцать пять литераторов — от легендарной «королевы русского фэнтези» Марии Семеновой и мэтра фантастики Олега Дивова до молодого романиста Александра Пелевина, получившего в этом году премию «Национальный бестселлер». 

Донецк также посетили сотрудники издательств АСТ-Эксмо (Алексей Портнов) и «Городец» (Вадим Левенталь). «Поэтическая секция» была представлена Анной Долгаревой, Еленой Заславской, Анной Ревякиной и другими. 

Старейшими участниками собрания стали Василий Головачев и Святослав Логинов.

 Александр Пелевин и Анна Долгарева

Александр Пелевин и Анна Долгарева

Андрей Бутко / facebook.com/AndrewButko

Правду сказать, с первых своих журналистских поездок в Донбасс я задавалась вопросом, почему происходящее здесь вызывает столь небольшой, прямо скажем, интерес российского писательского сообщества. 

Да, в Донбассе в разное время работали и служили и Захар Прилепин, и автор превосходной военной прозы Александр Карасев, но паломничества, сравнимого с интересом «левых» писателей, например, к гражданской войне в Испании, где даже был проведен Второй Международный конгресс писателей против фашизма — причем по инициативе самих писателей, явно не наблюдалось. Это при том, что происходящее здесь, казалось бы, должно представлять огромный интерес для любого литератора, желающего уловить нерв эпохи и стремящегося попасть в такт биению сердца своего народа. 

О сложности «донбасского узла» и духовном масштабе происходящего здесь я даже не говорю. Но, перефразируя известную притчу, здесь вышел случай когда не Магомет пошел к горе, но гора, покряхтев, привлекла к себе тех, кто изъявил готовность.

Насыщенная программа пребывания этого года в последний момент подверглась пересмотру в силу сложной обстановки в ДНР по ковиду, часть встреч были отменены или перенесены на другие площадки. Тем не менее, в течение пяти дней в Донецке проходили лекции, семинары литературного мастерства, публичные поэтические вечера и выступления перед бойцами в войсковых частях. 

Некоторые писатели приехали в этот раз уже в качестве волонтеров — как Михаил Тырин, в прошлом военный журналист, ныне сопредседатель гуманитарного движения #ТеплоСердец, с которым мы совершили ряд поездок по прифронтовым районам. 

Наталия Курчатова и Михаил Тырин в прифронтовом поселке

Наталия Курчатова и Михаил Тырин в прифронтовом поселке

Фантаст Сергей Волков стал автором стихотворной «Азбуки» для детей Донбасса, она была представлена в рамках фестиваля.

Сергей Волков

Сергей Волков

Андрей Бутко / facebook.com/AndrewButko

Также прошли презентации сборника «Донбассживет», включающего в себя рассказы участников фестиваля предыдущего, и дневниковой книги донецкого военкора Катерины Катиной «Рыжая с камерой» — к сожалению, в отсутствии ее автора — тридцатипятилетняя Катина скоропостижно скончалась этим летом.

Стремление литераторов чем-то помочь людям Донбасса естественно и достойно, но рискну предположить что и Донбасс может дать русской литературе не меньше, если не больше. В последние годы часто говорят о вялости и мелкотемье так называемой «большой литературы» при взгляде на события современности. 

Много лет наблюдая изнутри жизнь писательского сообщества, а затем проработав полтора года в Донбассе, я рискну предположить что причина тому — в эгоцентризме и отсутствии профессионального любопытства многих современных авторов. Вместо исследования реальности мы тратим время на самодовольное раздувание щек и бесконечное побулькивание внутри своего котла — стоит ли удивляться, что костры писательских амбиций то и дело оказываются, как в сказке про Буратино, нарисованными?

Бабушка в поселке Трудовские говорит на суржике и держит двух собак

Бабушка в поселке Трудовские говорит на суржике и держит двух собак

© Наталия Курчатова

Расскажу одну историю, неизвестную широкому кругу. В прошлом году я привезла нескольких коллег в расположение подразделения, о котором в свое время много писала как журналист. Это была часть из тех, костяк которой составляют бойцы легендарного ополченского батальона, затем бригады «Восток». Мероприятие, разумеется, было согласовано с основателем «Востока» Александром Ходаковским, который принял моих коллег и пообщался с ними в неформальной обстановке. 

По впечатлениям этой встречи Иван Наумов, известный как сценарист фильма «Балканский рубеж», написал рассказ «Она говорит» для сборника «Донбассживет» — по моему мнению, рассказ хороший. 

Прочитав рассказ Ивана, Ходаковский (сам, к слову, великолепный публицист) откликнулся на него небольшой заметкой в своем телеграм-канале: «На смену бурному ополченскому периоду приходит период строительства «мирной жизни», и это объективно. 

Но, как пишет Иван, строители этой мирной жизни часто демонстрируют такие качества, что о смысле этой новой жизни крепко задумываешься…».

Концерт в войсковой части

Концерт в войсковой части

© Наталия Курчатова

Соцработник с позывным Ева за рулём

Соцработник с позывным Ева за рулём

© Наталия Курчатова

В Донецком аэропорте

В Донецком аэропорте

© Наталия Курчатова

Это пример того как открытия определенных сторон человеческой натуры, проявляющихся в архисложной ситуации гражданской войны и разрешения ее последствий, через свидетельства непосредственных участников событий могут «оплодотворить» современный писательский текст. 

Пусть позади «аристократический период» русской литературы, ее золотой век, когда писатели не отделяли себя от жизни своей страны, не только сопереживая ей, но и активно в ней со-участвуя — как государственные мужи Салтыков-Щедрин или Гончаров, офицеры Михаил Лермонтов, Денис Давыдов, Лев Толстой, но, быть может, встречи и события подобные визитам литераторов в точки силы вроде Донбасса, туда, где творится сейчас русская история, постепенно выведут нашу литературу из интеллигентских салонов на простор народной жизни во всей ее полноте и цветущей сложности.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)