+2
Сохранить Сохранено 7
×

Как китайцы научились делать «настоящие» автомобили


Как китайцы научились делать «настоящие» автомобили

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Китайские автомобили продаются в России уже более 15 лет, но единого мнения о целесообразности их покупки до сих пор нет. Китайские автомобили 15 лет назад и сейчас — абсолютно разные. В 2005—2007 году это были допотопные пикапы и примитивные седаны, быстро ржавевшие и показывавшие низкие результаты на краш-тестах. Но уже через несколько лет китайские автомобили стали абсолютно другими, и те, кто решил поверить в них сегодня, плохо понимают скепсис тех, кто владел ими раньше.

В начале 2000-х годов китайский автопроизводитель Brilliance предпринял первую попытку выхода на европейский рынок с первой моделью — седаном BS6. Участие в разработке дизайна Джорджетто Джуджаро было плюсом, но не преодолело разочарования в результатах краш-тестов. В итоге Brilliance приостановила экспансию, став тем не менее первой частной китайской компанией, вышедшей на мировой автомобильный рынок и c IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Brilliance BS6

Brilliance BS6.

Thomas Doerfer

Автомобили из Ржавого пояса

Ляонин — провинция на северо-западе Китая, оставившая заметный след в становлении экономики страны в 1930-е годы. Богатые запасы угля и сконцентрированная здесь сталелитейная промышленность стимулировали быструю индустриализацию. Самый первый автомобиль, спроектированный и построенный в Китае, — грузовик под названием Minsheng был создан здесь.

С конца 1970-х благосостояние провинции начинает ухудшаться. Регион, как и широко известный Ржавый пояс, стал жертвой наступающей глобализации. В течение десяти лет производство здесь медленно сокращалось, и регион потерял позицию лидера китайского прогресса. Главенствующая роль перешла к Восточному побережью, от Пекина до Шэньчжэня. Однако первенство в автомобильной промышленности остается за провинцией Ляонин.

Первый китайский грузовой автомобиль Minsheng был построен на производственной площадке, в которую после победы коммунистов был преобразован Мукденский арсенал.

Грузовой автомобиль Minsheng/Zhongshan 75, выпускался с 1931 года

Грузовой автомобиль Minsheng / Zhongshan 75, выпускался с 1931 года.

Сhinacarhistory

Компания, которую мы сегодня знаем как Brilliance Auto, зародилась во времена Большого скачка. В 1958 году правительство провинции Ляонин основало Шэньянский автомобильный завод (Shenyang Automobile Manufacturing Plant). С 1959 года на нем выпускали грузовик под маркой Julong (на базе советского ГАЗ-51).

Грузовой автомобиль Julong

Грузовой автомобиль Julong.

Carnewschina

Позже автомобиль модернизировали, и обновленной модели присвоили производственный код SY. В начале 1970-х годов Shenyang Automobile начинает производство второй модели — грузовика BJ130 на базе шасси разработки Beijing Automobile Works.

Шэньянский автомобильный завод был не единственным производителем в столице провинции Ляонин. В 1949 году там появился муниципальный гараж — Shenyang Auto Repair & Assembly Factory. Шэньянский авторемонтный и сборочный завод был, по сути, мастерской, где местные большие люди обслуживали свои «кадиллаки», «линкольны» и «мерседесы». Для города мастерская собирала троллейбусы, а в 1972 году запустила производство автобусов.

Рождение настоящего китайского автопрома

В конце 1970-х, после длительного периода внутрипартийной борьбы к власти в Китае приходят представители второго, более умеренного поколения коммунистических руководителей. Обладая новым мышлением, они начинают интегрировать в социалистическую экономику Китая элементы капитализма.

Роль партии в управлении хозяйством снижается, и в стране появляются крупные государственные компании, которыми управляют не парткомы, а советы директоров и компетентные менеджеры.

В Шэньяне одной из таких компаний в 1978 году стала Shenyang Automotive Industry. Предприятие объединило всех автопроизводителей, в том числе Shenyang Automobile Manufacturing Plant и Shenyang Auto Repair & Assembly Factory. В орбиту вошли также несколько десятков малых предприятий смежных отраслей — производители запчастей и сельскохозяйственной техники.

Послабление в контроле со стороны компартии позволило вести дела с иностранными компаниями. В 1986 году Shenyang Auto подписывает соглашение с Mitsubishi для обновления линейки легких грузовиков. Компания Shenyang Auto Repair начинает сотрудничать с Toyota и в 1985 году запускает сборку минивэнов Hiace из машинокомплектов.

В дальнейшем Shenyang Auto была реструктурирована и превратилась в Jinbei. Под новым брендом с 1982 года производятся грузовые автомобили и автобусы. Управляющая компания меняет название на Shenyang Jinbei Automotive Industry (Jinbei Auto) в 1987 году.

Микроавтобус Jinbei SY622

Микроавтобус Jinbei SY622.

Wheelsage

Компания сталкивается с проблемой устаревшего оборудования, нехваткой персонала, отчаянно нуждается в инвестициях, и председатель Чжао Сию выдвигает идею провести IPO. Компания продает половину акций на Шанхайской фондовой бирже, но терпит убытки из-за роста стоимости японской иены, которой оплачивается часть поставок. В этот критический момент на сцене появляется человек по имени Ян Жун.

Таинственный Ян Жун

Есть две совершенно разные биографии этого человека. По его собственным утверждениям, он родился в 1957 году в Хуэйчжоу, изучал экономику в Юго-Западном университете, затем пошел служить в армию и был «смертельно ранен» во время Сражения у островов Спратли. После чудесного выздоровления Ян Жун демобилизовался и занялся банковскими инвестициями.

Однако в многочисленных публикациях биография Ян Жуна выглядит иначе. Средства массовой информации утверждают, что его настоящее имя — Юнг Юнг и родился он в городе Цзянъинь провинции Цзянсу. Согласно этой версии, Юнг Юнг окончил среднюю школу, работал ресторанным шефом, открыл небольшой магазин, а затем устроился в Управление внешней торговли Цзянъинь и пробыл на своей должности там до 1989 года. Затем Юнг решил попробовать силы на бирже и отправился в Шанхай, чтобы стать трейдером.

Ян Жун

Ян Жун.

South China Morning Post

Тем не менее обе биографии сходятся в том, что Ян Жун (или Юнг Юнг) торговал ценными бумагами в Шанхае. В 1990 году он основал компанию Huabo Finance, занимавшуюся кредитованием и торговлей ценными бумагами. Специализацией Huabo Finance стали инвестиции в китайские промышленные компании, столкнувшиеся с финансовыми трудностями.

В 1991 году, когда с такими трудностями столкнулась Jinbei, состоялось знакомство председателя Чжао Сию и Ян Жуна. В результате шанхайский финансист и его партнер приобрели 25% и 15% акций Jinbei соответственно.

Год спустя партнер передал долю Жуну, планировавшему выйти с акциями Jinbei на Нью-Йоркскую биржу — на тот момент событие для китайского производителя беспрецедентное. С этой целью Жун основывает компанию Brilliance China Automotive Holdings, зарегистрировав ее на Бермудских островах, и передает ей принадлежащие ему акций Jinbei PV. Предварительно пакет был увеличен до 51%, чтобы сделать Brilliance более привлекательной для инвесторов.

Поскольку по закону иностранная компания не может владеть активами стратегически важных промышленных предприятий Китая, для управления акциями Jinbei PV Ян Жун зарегистрировал в отечестве фонд China Financial Educational Development. С фондом было заключено соглашение по управлению активами Brilliance.

В результате этой комбинации в октябре 1992 года в списках котировок Нью-Йоркской фондовой биржи появились ценные бумаги первой китайской компании. После IPO Brilliance фонд China Financial Educational Development получил 56% акций. Еще 15% остались за Jinbei Auto, а 29% публично торговались на бирже.

Начало производства легковых автомобилей

Основным активом Jinbei к моменту выхода на первое IPO был завод Shenyang Vehicle Manufacturing, производивший коммерческий транспорт средней грузоподъемности на основе технологий Mitsubishi. Компания была хорошо известна в провинции Ляонин, но на уровне страны оставалась небольшим производителем.

В 1992 году Shenyang Auto создает совместное предприятие с GM, чтобы производить Chevrolet Blazer для внутреннего рынка Китая. Проект так и не сдвинулся с мертвой точки и в 1995 году был приостановлен. В 1999 году состоялась перезагрузка, и производство внедорожников продолжалось в течение некоторого времени. В 2004 году Jinbei Auto продала свою долю в совместном с GM предприятии компании SAIC.

Собранный в Китае Chevrolet Blaser

Собранный в Китае Chevrolet Blaser.

Carnewschina

В 1995 году председатель Чжао Сию ушел в отставку по состоянию здоровья. Это событие совпало с гибелью другого активного участника сделки между Brilliance и Jinbei — мэра Шэньяна У Дишэна, попавшего в авиакатастрофу. Новое руководство Jinbei Auto попыталось восстановить контроль над компанией, но потерпело неудачу и продало Jinbei Auto государственному предприятию FAW за один юань. FAW получил 51% акций, за Brilliance остались 12%. Провинция Ляонин приобрела 8%, а остальные 29% компания успешно продала инвесторам на Шанхайской бирже.

В этот период на производственной площадке в Шэньяне осуществлялась сборка японского минивэна Toyota Hiace для внутреннего рынка под названием Jinbei Haise.

Jinbei Haise первого поколения

Jinbei Haise первого поколения.

Wikipedia

Модель пользовалась большим успехом, и бизнес компании ежегодно удваивался с 1995 по 2000 год. По завершении этого периода Jinbei PV стала крупнейшим производителем легких коммерческих автомобилей в Китае.

Ян Жун тем временем занимался выстраиванием цепочки поставок. Он покупал или открывал новые компании по производству запчастей, создал совместное предприятие Xinchen Engine по производству двигателей в партнерстве с китайским производителем алкогольных напитков Wuliangye Group и приобрел долю другого производителя двигателей — компании Shenyang Aerospace Mitsubishi Motors Engine Manufacturing.

Основная цель Ян Жуна на тот момент — создание бренда легковых автомобилей. Он передал все исследования и разработки на аутсорсинг: ателье Ital Design создало предварительный дизайн кузова, американская TRW разработала платформу, а Porsche спроектировала производство на новом заводе. Первый экспериментальный образец автомобиля Zhonghua Zunchi (Brilliance BS6 на других рынках) сошел с конвейера в декабре 2000 года.

На тот момент у Brilliance не было разрешения на производство легковых автомобилей. Оно было получено в 2002 году, и в августе того же года состоялся запуск серийного производства. Однако Ян Жун уже не был руководителем Brilliance — у него появился могущественный противник.

Изгнание Ян Жуна

Благодаря умному управлению империей Brilliance Ян Жун стал самым богатым бизнесменом Китая и вошел в списки American Fortune. История сказочного обогащения закончилась, когда в начале 2000-х у бизнесмена появился влиятельный недоброжелатель — губернатор провинции Ляонин Бо Силай.

Brilliance BS6 2004 года выпуска

Brilliance BS6 2004 года выпуска.

Brilliance

В середине 1990-х Brilliance в течение короткого периода владела Tianye Automobile Group (сегодня известна как Zhongxing или ZX Auto). Компания вела переговоры с BMW MG Rover о производстве Land Rover в Китае. Сделка не состоялась, но контакты принесли Ян Жуну пользу: он был занят развитием в Европе нового проекта — Zhonghua.

Английская компания MG Rover прекратила сотрудничество с BMW и находилась в поисках инвесторов и новых рынков. Ян Жун начал переговоры о сотрудничестве с MG Rover в создании совместного предприятия. Переговоры были настолько успешными, что в конце 2001 года MG Rover даже выпустила преждевременный пресс-релиз о завершении сделки.

Для создания совместного предприятия Ян Жун выбрал Нинбо, город на Восточном побережье, ставшем флагманом экономического роста Китая. Обеспокоенный стагнацией в своем Ржавом поясе, Бо Силай стал противником сделки и заявил, что завод MG Rover должен располагаться в Ляонине. Ян Жун подчиниться решению отказался, и между бизнесменом и чиновником вспыхнула война.

Поскольку акциями Brilliance продолжал управлять китайский фонд, Бо Силай объявил о его национализации, и Ян Жун потерял долю в бизнесе. Он подал иск, чтобы отменить решение, и Бо Силай нанес второй, еще более мощный удар: обвинил Ян Жуна в коррупции и присвоении денег налогоплательщиков.

Бо Силай

Бо Силай.

Wikipedia

Совет директоров компании Brilliance вынужден был уволить Ян Жуна с поста CEO, а судебные органы выдали ордер на его арест. В июле 2002 года Ян Жун бежал в Соединенные Штаты, где и продолжает жить до сих пор.

Двадцать лет спустя дела у Ян Жуна идут намного лучше, чем у Бо Силая. После описанных событий он инициировал судебный процесс на Бермудских островах и в США с целью вернуть свою долю в Brilliance, но проиграл.

Однако Ян Жун не сдался и начал все сначала. В 2009 году он основал Hybrid Kinetic — стартап по производству премиальных электромобилей. В сотрудничестве с Pininfarina бренд представил несколько концептов, и сегодня Ян Жун работает над выстраиванием производственной инфраструктуры в Китае. Хотя обвинения против него официально так и не сняты, его отношения с родиной, похоже, нормализовались.

Презентация Hybrid Kinetic

Презентация Hybrid Kinetic.

Hybrid Kinetic

Завершив деятельность на посту губернатора провинции Ляонин, Бо Силай стал мэром мегаполиса Чунцин. Однако через некоторое время он попал под подозрение в причастности к убийству английского бизнесмена Нила Хейвуда. Мотивом стала предполагаемая неверность супруги Бо Силая госпожи Гу.

Обвинению так и не удалось доказать причастность мэра к смерти Хейвуда, но в 2013 году Бо Силай предстал перед судом по другому делу и был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в коррупции и злоупотреблении властью. За убийство Хейвуда была осуждена госпожа Гу. Ее приговорили к смертной казни — условно.

Продолжение следует.

Перевод с английского, автор Лео Бреворт / CarNewsChina.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)