Врачи научились прогнозировать развитие нейробластомы у детей

© Dreamstime

Нейробластома — это злокачественная опухоль нервной системы, которая развивается в раннем возрасте. Хотя эта форма рака встречается не так часто, как другие онкологические болезни, она является одной из ведущих причин детской смертности.

Исследователи из Каролинского института в Швеции обнаружили, что нейробластома с низким и высоким риском имеет разную клеточную идентичность. Понимание этих факторов может повлиять на детскую выживаемость в будущем.

Нейробластома часто выявляется в симпатической нервной системе или надпочечниках и имеет высокую вариабельность исходов, начиная от спонтанного регресса до летального исхода.

Возраст ребенка на момент постановки диагноза — один из важнейших прогностических факторов благоприятного исхода. Однако до сих пор было неясно, почему возраст так сильно влияет на поведение онкологических клеток.

Нейробластома агрессивнее у детей в возрасте 5-6 лет из-за найденных в ней стволовых клеток.

Нейробластома агрессивнее у детей в возрасте пяти-шести лет из-за найденных в ней стволовых клеток.

© Dreamstime

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые сравнили отдельные клетки в здоровых надпочечниковых тканях с опухолевой тканью. Для исследования были взяты образцы у детей разного возраста — от месяца до шести лет. Также для изучения были выбраны разные типы опухолевых тканей — из группы высокого и низкого риска.

Мы обнаружили, что опухоли состоят из разных типов клеток в зависимости от группы риска. Также было доказано, что разные типы клеток обладают разным потенциалом злокачественности, — объяснила соавтор исследования доцент кафедры микробиологии Сюзанна Шлисио.

Одним из важнейших открытий стало то, что опухоли низкого риска чаще растут во время развития плода, в то время как агрессивная нейробластома высокого риска соответствует типу клеток, которые можно найти у детей только после рождения.

Анализ этих типов клеток также выявил различные программы экспрессии генов, которые влияют на развитие опухоли в зависимости от возраста ребенка. Тип клеток, обнаруженный в ткани надпочечников у детей после рождения, имеет характеристики стволовых клеток, которые могут развиваться в любой специализированный тип тканей.

Розовым и синим цветом показаны разные найденные клетки в постнатальных надпочечниках.

Розовым и синим цветом показаны разные найденные клетки в постнатальных надпочечниках.