«Недочипирование»: про авто, PlayStation и iPhone многим придется забыть

Авто и гаджеты.

Авто и гаджеты.

© Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru

В конце августа руководители российского автопрома признали, что проблема с поставками микрочипов не решена, в ближайшем будущем решена не будет и продолжит отрицательно влиять на производство машин и их доступность для покупателей.

Перебои с поставками электронных автокомпонентов могут продлиться до второго квартала 2022 года, — заявил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор на международном форуме автомобилестроения IMAF-2021.

Начиная с лета его компания семь раз останавливала производство. Стремясь не допустить остановки конвейера, власти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) временно разрешили отказаться от установки системы экстренного вызова ЭРА-ГЛОНАСС. Поможет ли это? Маловероятно.

Прежде всего, по причине абсолютной зависимости российского автопрома от поставок электроники из-за рубежа. Но автомобили — это только верхушка айсберга…


Ожидавшийся кризис

Микросхема

О проблемах из-за нехватки микросхем было известно заранее.

© pixabay.com

О том, что практически всем отраслям промышленности предстоят трудные времена из-за нехватки микросхем, говорилось еще в начале весны.

Как отмечали ранее собеседники «Ридуса» из числа отраслевых экспертов, кризис был сформирован целой гроздью причин — начиная с торговой войны Трампа с Китаем и резко выросшего в период карантина спроса на компьютеры и приставки, заканчивая резким ростом курса биткойна, повысившим спрос на оборудование для майнинга криптовалюты.

Без преувеличения можно сказать, что мировой автопром и другие отрасли, завязанные на поставки электронных компонентов, лихорадит весь год.

В июле компания Ford Motors объявила, что ее прибыль во втором квартале упала на 50%, более чем на полмиллиарда долларов, в основном из-за нехватки полупроводников.

Шестой в мире автопроизводитель автоконцерн Stellantis (бренды Fiat, Chrysler, Alfa Romeo, Dodge, Opel, Citroёn, Peugeot и другие) в июле приостановил производство пикапа Jeep Gladiator из-за нехватки микропроцессоров.

Jeep Gladiator

Пикап Jeep Gladiator. Его производство остановлено из-за нехватки микропроцессоров.

В августе из-за недостатка микрочипов General Motors останавливал сборочные конвейеры нескольких своих заводов по производству пикапов. И это не в последний раз.


Я действительно думаю, что влияние [дефицита чипов] в этом году сохранится, и оно продолжится и в следующем году,предупредила генеральный директор «Дженерал Моторс» Мэри Барра.
Мэри Бара

Мэри Бара, генеральный директор General Motors

фото: GM

По словам финансового директора Subaru Кацуюки Мизумы, из-за нехватки чипов у его компании имеется лишь их семидневный запас.

Tesla пришлось перепрограммировать свои авто, чтобы использовать чипы, которые есть в ее распоряжении. Но даже это не избавило компанию от последствий дефицита. В июле Илон Маск сказал инвесторам, что у компании были проблемы с получением чипов для систем безопасности водителя.

Porsche пошла на использование чипов-плацебо, фактически «заглушек». Как сообщил СЕО компании Оливер Блюм, они будут использоваться, чтобы не останавливать конвейер, как замена штатным комплектующим, которые установят, когда дефицит исчезнет.

Глава «КАМАЗа» Сергей Когогин, выступая вчера на выставке Comtrans, признал, что проблема серьезно затронула его компанию.

Каждый день наш блок закупок совершает подвиги для обеспечения нас электронными устройствами из-за дефицита чипов... Нам пока удается не стоять, но условия, в которых работает наше производство, далеки от идеальных. Мы так никогда не работали, как сегодня. Справляемся или нет? Справляемся, но с очень большим трудом, — признал господин Когогин.

Стоит напомнить, что отчасти в проблеме виноваты и сами автопроизводители, принявшие схематичное, но непродуманное маркетинговое решение. Отреагировав на падение спроса в начале пандемии, они сократили закупки микросхем. Поставщики переориентировали конвейеры и производственные планы на другие отрасли. И в результате, когда спрос на авто вернулся, возник дефицит комплектующих.

Назад в прошлое

Назад в прошлое

Из-за нехватки микрочипов автопроизводители вынуждены отказываться от ряда опций в новейших моделях автомобилей.

Стремясь сохранить темпы производства, автопроизводители начинают продавать авто с меньшим числом опций.

Так, GM предложила клиентам некоторые из своих новейших моделей без усовершенствованных систем управления газом и функций беспроводной зарядки. Renault перестала устанавливать большие экраны в Arkana, а Nissan отказался от навигационных систем в тысячах автомобилей.

Как отметил в комментарии «Ридусу» аналитик ФГ «Финам» Дмитрий Баранов, ситуация не улучшается.

По различным оценкам, из-за дефицита чипов в мире в этом году может быть произведено на 3-3,5 миллиона машин меньше. Появились прогнозы дальнейшего развития ситуации, и они неутешительны. Так, высказывается мнение, что нехватка электронных комплектующих может продлиться до 2023 года, хотя она может стать менее критичной для производителей автомобилей, — отметил господин Баранов.

По его мнению, дефицит не приведет к падению качества, поскольку конкуренция в мировом автопроме весьма высока. И, несмотря на то, что ряд производителей пошел на сокращение опций, это не станет массовым трендом.

Вряд ли производители будут снижать качество продукции, то есть выпускать автомобили без части комплектующих. Если чипов и прочих деталей не хватает, то автоконцерны выпустят меньше автомобилей, но не будут продавать их в неполной комплектации, — считает эксперт.
Завод Porsche в Лейпциге, ФРГ

Завод Porsche в Лейпциге, ФРГ

Porsche

За все заплатит покупатель

Все это сказывается и на ценниках. Один из аналитиков, опрошенных изданием The Verge, сообщил, что около 13% клиентов, купивших автомобиль в апреле 2021 года, заплатили сверх установленной цены. В апреле 2020 года их число составляло 8%.

По оценкам исследовательской компании Strategy Analytics, с апреля по июнь мировая оптовая цена на телефоны выросла на 5%. Цены на ноутбуки, телевизоры и аксессуары также выросли. Одна из инвесткомпаний сообщила Wall Street Journal, что только HP подняла цены на принтеры более чем на 20% в течение года.

Фактически нехватка чипов сейчас стала настолько серьезной, что приводит к росту цен не только на новые автомобили, но и на старые модели и подержанные авто.

Посмотрите на модели, которые вы ранее не рассматривали, воздержитесь от покупки или отремонтируйте свою старую машину, если она в плохом состоянии, советовало американцам авторитетное издание Consumer Reports в июле.

Кризис в автопроме — только верхушка айсберга

Смартфон

Производители гаджетов также страдают из-за нехватки микрочипов.

© pixabay.com

Генеральный директор Intel Пэт Гелсинджер в прошлом месяце аналогичным образом предсказал, что дела не вернутся в норму как минимум год или два.

Сбои, вызванные огромным спросом на гаджеты, пандемией и плохими отношениями между США и Китаем, создали очень большую пропасть. Пройдет год или два, прежде чем мы вернемся к разумному балансу спроса и предложения, — сказал Гелсинджер ВВС.

Менее чем через две недели Apple должна представить свои новинки, но уже сейчас в СМИ циркулирует информация, что смартфоны iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max не будут доступны с 256 гигабайтами энергонезависимой памяти. Покупателям будут доступны версии со 128 и 512 гигабайтами, а также с терабайтом флеш-памяти. Причина все та же — нехватка компонентов.

Аналогичные проблемы у Microsoft с ее консолями Xbox и ноутбуками Surface.

В прошлом месяце Илон Маск заявил, что из-за нехватки микросхем Tesla сможет произвести только половину того количества домашних аккумуляторов Powerwall, которое, по ее мнению, она может продать.

Проблемы возникли даже у производителей… вибраторов. Как сообщает «Сан-Франциско Кроникл», местная компания по производству секс-игрушек Crave Innovations создала запасы микроконтроллеров, чтобы избежать перебоев в поставках клиентам.

Удовольствие — чрезвычайно важная часть человеческого опыта, но без правильных микрочипов его трудно получить, — заявил изданию глава Crave Innovations Майкл Тополовач.

Он пояснил, что запасся критически важными микросхемами и компонентами еще несколько месяцев назад, ожидая дефицита, который теперь стал реальностью.

Шутки шутками, но, как отмечает издание, сейчас с проблемой компонентов столкнулись множество компаний в Кремниевой долине, которые пытаются организовать поставки критически важных деталей, что управляют в наши дни всем — от медицинских устройств до точных аэрокосмических часов.

Пытаясь оценить масштабы нехватки микросхем, авторы издания Recode опросили представителей почти 30 компаний, которые используют, проектируют и производят микросхемы. Все ответившие заявили, что пострадали от дефицита.

В Toshiba изданию Recode сообщили, что вынуждены платить более высокую цену за компоненты, в то время как в Toyota заявили, что проблемы с поставками продолжают влиять на ее производство в Северной Америке.

BSH, производящая бытовую технику Bosch, сообщила, что сроки поставки некоторых продуктов достигают шести месяцев.

Компания Whirlpool также боролась с дефицитом относительно простых микроконтроллеров для стиральных машин, микроволновых печей и холодильников.

Китайская Xiaomi отложила поставку новой модели устройства в Индию.

Sony предупредила покупателей, что массовых поставок PlayStation 5 не будет как минимум до 2022 года.

Меры по спасению

Микросхема

Быстрого решения проблемы нехватки полупроводников не существует. На фото: микросхема.

© pixabay.com

Ясно, что ситуация с глобальной нехваткой микросхем в ближайшее время не улучшится. На самом деле, похоже, все становится только хуже.

Как отметила весной «Немецкая волна», положение усугубил пожар на заводе Asahi Kasei Microsystems (AKM) в Японии, когда почти полностью сгорела фабрика, выпускающая аудиочипы. Другой пожар уничтожил часть завода компании Renesas, на месяц остановив производство.

Из-за морозов в Техасе и нехватки электроэнергии временно приостановили производство заводы Samsung и нидерландской компании NXP — крупнейших мировых поставщиков чипов для автопрома.

Быстрого решения проблемы нехватки полупроводников не существует. Спрос на микросхемы по-прежнему невероятно высок, и нет причин ожидать внезапного появления излишка полупроводников в ближайшие несколько недель.

В настоящее время в мире существует лишь небольшое количество производителей микросхем, и большая часть мировых поставок полупроводников поступает от одной компании, базирующейся на Тайване, — TSMC.

По словам Фалана Йинуга из Ассоциации полупроводниковой промышленности — торговой и лоббистской группы, представляющей индустрию микросхем, заводы уже выпускают микросхемы на максимальной мощности.

Производство чипов на самом деле значительно увеличилось, и за последние месяцы было отгружено больше чипов, чем когда-либо прежде, — сказал Йинуг в интервью Recode.

Опять же, изготовление одной микросхемы занимает невероятно много времени — до полугода. А для строительства большего числа заводов требуются годы инженерных и строительных работ и миллиарды долларов.

По словам босса Intel, строительство новых заводов будет иметь ключевое значение в решении проблемы, но потребует времени. Intel объявит о новых заводах по производству полупроводников в США и Европе к концу года, но это не решит проблемы сразу.

Представители администрации Байдена уже выступили посредниками в переговорах между производителями полупроводников и автомобильными компаниями, что помогло отдать больше микросхем в руки автопроизводителей.

Это осчастливило автогигантов, но расстроило других. Производители медицинских устройств, которые используют микросхемы абсолютно для всего — от систем наблюдения за пациентами до вспомогательных роботов в хирургии, призвали министра торговли США Джину Раймондо не «отдавать предпочтение одной отрасли в ущерб другой».

Министерство торговли США также настаивает на государственной программе стоимостью 52 миллиарда долларов, чтобы стимулировать производство микросхем в США. Но этот план потребует одобрения Конгресса.

В то время как в США пытаются расширить производство микросхем, чтобы избежать дефицита в будущем, в России даже попытаться сделать это нереально.

Как ранее пояснил «Ридусу» заместитель руководителя приоритетного технологического направления по электронным технологиям АО «НИИ молекулярной электроники» (НИИМЭ), профессор кафедры микро- и наноэлектроники МФТИ членкор РАН доктор технических наук Евгений Горнев, перспективы создания в России производства микрочипов для автопрома в обозримом будущем сомнительны.

Если будут инвестиции, то это реализуемо. Но инвестиции в российскую микроэлектронику — это из области фантастики. Организовать производство можно, но инвестиции — нереально. А деньги нужны очень большие, — заявил господин Горнев.

По его словам, строительство одного завода по производству микрочипов, которые применяются в автопроме, обойдется как минимум в полмиллиарда долларов США.

Таких денег в России нет. Это первое. Второе: все оборудование для этого производства — импортное. И его тут же обложат санкциями со всех сторон, — подчеркнул господин Горнев.

Отчасти даже забавно, но, кажется, благодаря нынешнему дефициту поколение молодых автолюбителей сможет получить опыт вождения авто из прошлого, когда вместо навигационной системы была бумажная карта, вместо навороченной мультимедиасистемы — выбранная самим водителем магнитола, а стекла поднимались не нажатием кнопки, а кручением «мясорубки».

По мнению Дмитрия Баранова, наиболее логичный путь решения проблемы — временно приостановить производство или снизить его объемы. Но это чревато не только ухудшением финансового положения, но и возможной потерей позиций на рынке.

Бизнес будет искать другие способы

Одним из них может стать выпуск таких моделей, которые будут содержать минимум электроники. Да, стоимость такой продукции ниже, чем у других моделей, но это позволит загрузить производственные мощности, сохранить персонал, а главное — остаться на рынке, не уходить из поля зрения потребителей.
Еще одним вариантом может стать использование в производстве уже бывших в употреблении электронных компонентов. Они имеют большой срок годности и сохраняют свою работоспособность, что позволяет повторно использовать их. Этим могут заняться компании, работающие в сфере обращения с отходами, но не исключено, что и сами автопроизводители могут организовать такой бизнес, — считает аналитик «Финам».

Другим уроком, который, впрочем, вряд ли усвоят и производители, и потребители, станет понимание порочности идеологии и практики безудержного потребления. Но вряд ли одержимые погоней за прибылью корпорации признают, что в последние десятилетия под видом прогресса они загоняют клиента во все более сокращающийся цикл из регулярных покупок новых товаров, бессмысленных гаджетов и становящихся «одноразовыми» автомобилей.

Хотя компании адаптируются по-своему, большинство из них не ожидали решения проблемы в ближайшее время. Вместо этого они рассматривают нехватку микросхем как общеотраслевую проблему, которая может остаться нерешенной как минимум до следующего года и, вполне возможно, до 2023-го.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)