+1
Сохранить Сохранено 7
×

Как и с кого получить деньги за «оставленную в яме» подвеску авто?


Как и с кого получить деньги за «оставленную в яме» подвеску авто?

© Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru

Вопрос, кто должен возмещать ущерб от влетевшего в лобовое стекло камня или оплачивать ремонт подвески, пострадавшей от столкновения с дорожной ямой, остается актуальным из года в год. А споры на эту тему повторяются в судах и социальных сетях с завидным постоянством. «Ридус» и юрист Михаил Никитин попытались разобраться, кому предъявлять претензии и каковы шансы возместить ущерб за повреждения автомобиля на извилистых и непредсказуемых дорогах страны.

КАСКО — хорошо, но если его нет?

Чаще всего возместить ущерб от прилетевшего в стекло инородного предмета или «травмы» в дорожной яме удается по КАСКО, однако что делать тем, кто не имеет такой страховки? Для разных ситуаций — разные решения, поясняет юрист.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожную службу привлечь к ответственности не удастся. Нужно предъявлять иск к владельцу люка, которого придется еще поискать. В частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем не всегда понятно, кому именно. А какой-то люк может вообще не стоять на балансе и даже быть не зарегистрирован. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого.

Еще один спорный случай — наезд на препятствие из-за отсутствия предупреждающих знаков. Коммунальные службы могли и выставить ограждение, но вдруг выясняется, что его сбила другая машина. Формально и водитель не виноват, и дорожников привлечь к ответу тут будет крайне сложно.

Зато четкую позицию насчет повреждений от вылетевшего из-под чужого колеса дорожного камешка Верховный суд, оказывается, сформулировал еще в 2016 году: в этом случае за повреждения, причиненные другому автомобилю, водитель не отвечает. Раз предвидеть как событие, так и наступление связанных с ним последствий он не мог, то и вины его в происшествии, которое формально и не ДТП вовсе, никакой нет.

Другое дело, если в лобовое попутной машине прилетит отвалившаяся от соседа по потоку автодеталь. Тут уже можно идти в суд и пробовать доказать, что причина происшествия именно в нерадивости автовладельца, допустившего выезд на дорогу авто, находящегося в ненадлежащем состоянии — рассыпается ведь буквально на ходу.

Есть также шанс в ряде случаев «получить за ущерб» все-таки и с дорожников. Например, за повреждения, вызванные наездом на дорожное препятствие или яму. Дороги должны быть безопасными — это прописано в федеральном законе (ст. 12 № 196-ФЗ), который обязует ответственных за них лиц обеспечивать их надлежащее состояние.

Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они обязаны следить за тем, чтобы дороги соответствовали стандартам. О любой опасности они должны предупредить пешеходов и водителей заблаговременно, например, выставив защитные ограждения или предупреждающие знаки.

Дорога
Дорога.© pixabay.com

Очевидно, что, если на дороге появилась выбоина, это ненадлежащее ее содержание. Если о ней не предупредили водителей заранее, это нарушение (п. 13). Следовательно, водитель поврежденной в результате попадания в яму машины может смело претендовать на компенсацию от дорожников за ее ремонт, а также требовать с них возмещения расходов на экспертизу и госпошлину, при необходимости (а она, увы, возникает в таких случаях часто) — на услуги юриста и прочие судебные издержки.

Рекомендации юриста

Юрист Михаил Никитин пояснил «Ридусу», что для того, чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за повреждения авто от ямы на дороге, необходимо вызвать на место происшествия экипаж ГИБДД. Ненадлежащее состояние проезжей части должно быть зафиксировано в протоколе.

Постарайтесь найти свидетелей или зафиксируйте на фото и видео дорогу, машину и яму в привязке к местности. Если свидетели не смогут дождаться ГИБДД, запишите их контакты. Проследите, чтобы сотрудник ГИБДД замерил яму и записал данные в протокол, где должно быть отмечено, что вокруг выбоины нет знаков и ограждений, — советует юрист.

Он особо отметил, что по возможности лучше воздержаться от подписания протокола со ссылкой на нарушение пункта 10.1 ПДД, иначе водителю будет труднее доказать правоту в суде.

После происшествия вызывайте лицензированного независимого эксперта и оценивайте ущерб. Далее нужно направить досудебную претензию в службу, которая отвечает за участок дороги с ямой, где произошёл инцидент, и готовьтесь к суду. Кстати, можно попробовать в этом случае привлечь к субсидиарной ответственности и местные власти. Если их ненадлежащий контроль за дорогой установить удастся, они заплатят штраф в пользу государства и, возможно, сделают выводы на будущее.

Что придется доказывать в суде

  1. Наличие ущерба и вину его причинителя.
  2. Противоправные действия дорожных служб и их непосредственную связь с ущербом конкретному автомобилю на конкретном участке дороги.

Как правило, исходя из практики решений районных судов, водителю придется представить доказательства, что он не мог заметить выбоину на дороге и не нарушал п. 10.1 ПДД, согласно которому должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия.

Как он должен это сделать — не во всех ситуациях понятно. Иногда яму банально не видно из-за впереди идущей машины или недостаточного освещения трассы. Однако если таких доказательств у пострадавшего нет, то и компенсации добиться будет сложно. Выход — обжаловать решение в Верховном суде, где подобные ситуации уже неоднократно разбирались и есть прецеденты благополучного исхода процесса для автовладельца.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)