+3
Сохранить Сохранено 7
×

Эксперты рассказали, что будет после «приземления» IT-гигантов в России


Эксперты рассказали, что будет после «приземления» IT-гигантов в России

Менее полугода осталось до вступления в силу закона о «приземлении» IT-гигантов в России. После новогодней ночи очнувшиеся от празднования иностранные цифровые ресурсы, к которым в сутки заходят более полумиллиона юзеров из России, будут по закону обязаны открыть в нашей стране свои официальные представительства.

С точки зрения российского законодательства, ситуация выглядит так: глобальные интернет-платформы будут обязаны вести честную игру на отечественном рынке, соблюдая требования российского законодательства и обеспечения цифровых прав россиян. Но не покинут ли российский IT-рынок цифровые исполины, в связи с этими нормами?

Глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн убежден, что сложности с монопольным положением IT-гигантов существуют у всех без исключения государств:

Цель закона «о приземлении» заключается в одном — выстроить прямой уважительный диалог с ИТ-гигантами в целях соблюдения прав российских граждан. … Он очень простой: во-первых, учредить филиал или представительство, чтобы иметь возможность представлять интересы своего учредителя, во-вторых, открыть Личный кабинет на сайте Роскомнадзора и, в-третьих, разместить у себя на ресурсе ящик для обратной связи с российскими пользователями и организациями. Мы надеемся, что ИТ-гиганты эти требования выполнят.

Парламентарий подчеркнул, что российское государство располагает адекватными мерами принуждения нарушителей исполнять законы РФ: по его словам, законодательные меры в случае их применения будут вводиться поэтапно. Хинштейн также убежден, что российские регуляторы не станут вводить крайнюю меру — и блокировать ресурсы на территории РФ.

Представители экспертного сообщества подчеркивают, что законодательство России является авангардным с точки зрения планетарной борьбы со слепым доминированием глобальных цифровых платформ. Заместитель гендиректора АНО «Институт развития Интернета» по правовым вопросам Борис Едидин убежден, что российским законодательным подходом в области регулирования биг-теха «можно гордиться».

«Те правовые инновации, которые вводятся в России, затем адаптируются в других странах», — подчеркнул эксперт. По его словам, те требования, что предъявляются к иностранным корпорациям, вводятся для того, чтобы выстроить диалог между регуляторами и компаниями.

По мнению главы группы практики антимонопольного регулирования ART DE LEX Сергея Казаряна, закон о «приземлении» позитивно скажется на отечественном цифровом рынке. Эксперт убежден, что основные положения закона «направлены на то, чтобы обеспечить более тесное взаимодействие зарубежного ИТ-гиганта с российскими пользователями».

Если произошла проблема — например, заблокировали аккаунт на YouTube — действовать нужно очень быстро. И здесь нам представляется необходимым создание системы «одного окна», [подачи] жалоб и взаимодействия с американской компанией, у которой даже нет регламента этого взаимодействия. Иногда вопрос очень тяжело решить и получить какое-то внятное объяснение, — подчеркнул Казарян.

Представители экспертного сообщества также отметили международный характер тренда на регулирование деятельности цифровых рынков. Как подчеркнул Александр Хинштейн, в мировой практике существуют куда более жесткие механизмы «приземления» IT-гигантов в национальное законодательство:

Примеры иностранных государств, где [регуляторные] меры сопровождались серьезным сопротивлением со стороны ИТ-гигантов, эмоциями о том, что мы «никогда и нигде мы не будем это выполнять» доказали: везде, где национальное законодательство изменилось, ИТ-гиганты соглашались выполнять и выполняют требования. Последний пример — Индия, где требования намного жестче. Мы точно с вами не хуже, чем наши друзья в Индии, Китае, в Австралии, Турции. Мы должны уважать себя и требовать исполнения законодательства, — резюмировал Хинштейн.

Как ранее писал «Ридус», Госдума приняла новый закон, обязывающий иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией среди россиян от 500 тысяч человек открыть с 1 января 2021 года в России свои филиалы. Тем, кто не выполнит требование «о приземлении», могут запретить распространять рекламу, а также собирать персональные данные.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)